Слайд 2Ж. Деррида: «…ничего не существует вне текста». Весь мир есть бесконечный, безграничный

текст, «космическая библиотека»
У. Эко отождествлял мир со «словарем» и «энциклопедией».
Слайд 3 Гуманитарные явления сложны, разнообразны и разнолики.
Чтобы говорить о гуманитарных науках как

о целом, необходим достаточно естественный, не нарочито искусственный приём (средство) для упорядочивания всех гуманитарных явлений.
Слайд 4Прием:
сущностно связан с эмпирией гуманитарных фактов;
Имманентно содержать в себе признаки, которые бы

позволили развернуть методологию гуманитарных наук
охватывать многообразие явлений духовного мира человека и их объективации
Слайд 5Текст – система знаковых элементов, способная быть носителем информации, обладающая многосмысловой структурой.

Слайд 6М.М.Бахтин
Предмет социально-гуманитарных наук не может быть дан как прямой и непосредственный объект

естествознания, а только в знаковом выражении, реализации в текстах разного рода – и для исследователя, и для других.
Слайд 7Человек всегда выражает себя, тем самым создает текст (хотя бы потенциальный –

например, поступок)
Там где человек изучается «вне текста и вне зависимости от него, это уже не гуманитарные науки»
Слайд 8Мы упрощаем глубину и сложность гуманитарных явлений, «процеживая» их сквозь сито знаково-символических

конструктов, концептуально связанных в целостный текст.
Это упрощение – вынужденный приём исследовательской деятельности, его цель – постижение смыслового единства текста и выраженных в нем существенных свойств гуманитарных явлений.
Слайд 9Текст:
Формируется как смысловое единство
Направлен на решение коммуникативной задачи, поставленной определёнными условиями

социального бытия
Функции: регулирование социальных отношений и организация совместной деятельности людей
Слайд 10Уникальные свойства текста обусловлены спецификой его организации.
В основе текста заложена совокупность

знаковых элементов.
Знак — минимальный и основополагающий элемент коммуникативной системы, сущность которого состоит в замещении явлений материального и идеального мира и их переносе в пространство коммуникации.
Знак не является точной копией обозначаемого им явления, или носителем постоянного содержания, между знаком и определяемым им фрагментом реальности всегда существует открытая лакуна, произвольно заполняемая человеческим сознанием.
Слайд 11Это пространство неопределенности характеризует знак, создает специфику текста. Предопределяя некоторую степень свободы

человеческого сознания, оно становится предпосылкой развития человеческого мышления и развития цивилизации через эволюцию текстовых форм.
Слайд 12В тексте актуализированы значения знаковых единиц, над ними надстраивается собственно текстовая смысловая

структура, которая заключает в себе исторический смысл.
Понять этот смысл значит, выражаясь словами
М.М. Бахтина, «вжиться в его структуру». Наряду с устойчивым историческим смыслом текст несет в себе множество подвижных, изменчивых «трансисторических» смыслов, которые подлежат уже не реконструкции, а «производству» со стороны интерпретатора (Р. Барт).
Слайд 13Текстовое сообщение адресовано активному мыслящему началу — той системе, которая способна не

только воспринять информацию, но и преобразовать ее в соответствии со своей уникальной природой.
Безотносительно к тому, кто является субъектом взаимодействия ( личности, группы, социумы, типы культуры) в процессе социального взаимодействия происходит выработка новой информации, которая несет в себе особенности субъекта — свободу действия и своеобразие индивидуального сознания.
Слайд 14Каждому поколению, эпохе, новому культурному образованию и адресату текст является в совершенно

особом ракурсе, которого никогда не было раньше и не будет позже. Никакой интерпретатор ни в какое время не сможет исчерпать его бесконечной смысловой полноты текста.
Слайд 15Текст — это исторически порожденный и социально организованный феномен
Сфера воздействующих на текст

факторов не имеет пространственных или временных ограничений.
В индивидуальном сознании явления, объекты и концепции способны функционировать исключительно во взаимном сцеплении
Идеи и представления обладают таким же реальным бытием, как объекты предметного мира
Текст рассматривается в предельно широком контексте.
Слайд 16Основной задачей гуманитарных наук является постижение «глубинного смысла» текста.
Точность в гуманитарных науках

M.M. Бахтин связывает с «преодолением чуждости чужого без превращения его в чисто свое». Вживание в чуждую культуру, анализ произведения с точки зрения этой чуждой культуры недостаточны для полного понимания смысла произведения. Если остановиться только на таком методе, то возможно лишь дублирование, которое никогда не было истолкованием, так как не несло в себе элемента новизны.
Творческое понимание, по мнению M.M. Бахтина, не должно отказываться от современности, от своей культуры. Субъективный фактор определяет диалогическую природу гуманитарных наук, однако его абсолютизация ведет к релятивизму и агностицизму.