Философия Нового времени

Содержание

Слайд 2

Эпоха Нового времени

Хронологические рамки Нового времени

XVII – XIX вв.

XVII век

Зарождение капиталистических отношений

Эпоха Нового времени Хронологические рамки Нового времени XVII – XIX вв. XVII век Зарождение капиталистических отношений

Слайд 3

Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового времени

Смена феодального строя буржуазным.
Ослабление духовной

Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового времени Смена феодального строя буржуазным. Ослабление
диктатуры церкви.
Новое мировоззрение, где главной ценностью является человек, его личные достоинства и качества.
Из альтернативы духовный или научно-технический прогресс, Европа выбирает второе.
Если Возрождение выдвигает лозунг: «человек свободен и равен Богу», то Новое время: «человек – маленькое звено в величественном механизме природы, поэтому должен жить по законам последней». Наука должна увеличивать власть человека над природой.
На первый план выдвигаются проблемы познания (гносеологии)

Слайд 4

Основные черты философии Нового времени

Эмпиризм –
опора на опыт

Рационализм – опора на

Основные черты философии Нового времени Эмпиризм – опора на опыт Рационализм –
разум

Высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества

Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах

Слайд 5

План семинара

1.Немецкая классическая философия. Предпосылки ее возникновения и основные этапы развития
2. Философия

План семинара 1.Немецкая классическая философия. Предпосылки ее возникновения и основные этапы развития
И.Канта:
а) критическая направленность;
б) этический аргумент.
3. Философия И. Фихте и философия Ф. Шеллинга.
4. Философия Г.Гегеля:
а) учение о бытии;
б) диалектика.
5. Л. Фейербах – последний представитель классической философии и ее первый реформатор.

Слайд 6

Немецкая классическая философия
(вторая половина XVIII – XIX вв.)

Иммануил Кант
1724-1804

Крупнейший немецкий философ,

Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII – XIX вв.) Иммануил Кант 1724-1804
родоначальник немецкой классической философии.
Основные произведения:
«Критика чистого разума»,
«Критика практического разума»,
«Критика способности суждения».

Слайд 7

Периоды творчества И.Канта

Периоды творчества И.Канта

Слайд 8

Гносеология И.Канта

Впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека

Существуют

Гносеология И.Канта Впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого
два мира: действительный мир и мир видимости (мир явлений)

Действительный мир (мир «вещей-в-себе») мы не можем познать

Мы познаём лишь мир видимости

Мы можем познать лишь то, что поддаётся описанию при помощи категорий.
«Вещи-в-себе» непознаваемы

Слайд 9

Этика И.Канта

И.Кант сформулировал высший нравственный закон, основанный на долге, названный «категорический императив»

Поступай

Этика И.Канта И.Кант сформулировал высший нравственный закон, основанный на долге, названный «категорический
лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом

Только те поступки, которые соответствуют императиву, моральны и достойны человека

Слайд 10

Религия

Бог – понятие запредельное, поэтому его существование не может быть логически

Религия Бог – понятие запредельное, поэтому его существование не может быть логически
доказано

Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому справедливость требует того, чтобы бог существовал

Слайд 11

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Немецкий классический философ.
Основные произведения:
«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Немецкий классический философ. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука
философских наук».

1770-1831

Слайд 12

Основополагающее понятие философии Гегеля

Абсолютная идея

Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога

Абсолютная идея

Основополагающее понятие философии Гегеля Абсолютная идея Понятие абсолютной идеи схоже с понятием
не обладает сознанием, личностью, обретает их только через человека

Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество

Через деятельность человека идея познаёт себя

Слайд 13

Субъективный дух

личность
сознание
душа

Объективный дух

-право
мораль
нравственность

Абсолютный дух

-философия
-религия
-искусство

Развитие духовной культуры
(по Гегелю)

Субъективный дух личность сознание душа Объективный дух -право мораль нравственность Абсолютный дух

Слайд 14

Гегель – отец диалектики

Георг Гегель сформулировал основные понятия и законы диалектики –

Гегель – отец диалектики Георг Гегель сформулировал основные понятия и законы диалектики
учения о развитии и изменении

Слайд 15

— выдающийся немецкий философ.
Основные труды:
«История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833)
«Мысли

— выдающийся немецкий философ. Основные труды: «История новой философии от Бэкона до
о смерти и бессмертии» (1830)
«Сущность религии»
«Основы философии будущего»
«Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней».

Людвиг Андреас фон Фейербах

1804-1872

Слайд 16

Антропологический материализм Фейербаха

Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает идеалистическую трактовку, при

Антропологический материализм Фейербаха Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает идеалистическую трактовку,
которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого »Я».

Не сводит реальность к
механическому движению,
рассматривает природу не
как механизм, а как
организм
В центре внимания – не
отвлеченное понятие
материи, а человек
как психофизическое
единство,
единство души и тела

.