Особенности русской философии

Содержание

Слайд 2

Литература:

Лосский, Николай Онуфриевич «История русской философии» - М.:1991.
Бердяев Н.А. Русская идея //

Литература: Лосский, Николай Онуфриевич «История русской философии» - М.:1991. Бердяев Н.А. Русская
О России и русской философской культуре. М., 1990.
Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М., 1994.
Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, № 1.
Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989, Т. 1, 2.
История философии. Запад-Россия-Восток. Учебник. М.,1996, Кн. 2.
Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

Слайд 3

I.Первые философские воззрения возникли после принятия христианства на Руси.
На церковно-славянский язык

I.Первые философские воззрения возникли после принятия христианства на Руси. На церковно-славянский язык
стали переводиться сочинения «отцов церкви» (патристиков).
В XII- XIV веках на основе богословских и философских трудов византийцев сформировались первые религиозно-философские учения русских мыслителей.
Наиболее известным представителем данного периода является Григорий Сковорода(1722—1794) . Опираясь на библейские тексты, философ создает учение о религиозной морали.

Основные этапы русской философии: (классификация Н.О. Лосского)

Слайд 4

II. Второй период возникает в эпоху правления ПетраI (века монголо-татарского господства, изоляция Московского

II. Второй период возникает в эпоху правления ПетраI (века монголо-татарского господства, изоляция
царства не позволили русским мыслителям ознакомиться с развитием западной философии и создать свои оригинальные философские системы)
Знакомство русских мыслителей с западноевропейской культурой позволило создать философские учения, в которых формировалось новое отношение к церкви.
С одной стороны, формируется вольнодумство, которое возникло из-за увлеченности русских образованных людей идеями французского Просвещения ( Вольтер, Дидро, Монтескье).
Обратной стороной русского вольнодумства, становится стремление «проникнуть в сущность христианства», мистицизм. Большое распространение получает масонство, целями которого являются – развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование, проявление любви к Богу через любовь к ближнему. Представители: Н. И. Новиков (1744—1818)

Слайд 5

III Третий период развития русской философии связан с учением А.Н. Радищева (1749—1802)

III Третий период развития русской философии связан с учением А.Н. Радищева (1749—1802)
.
Произведение Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» имеет философскую значимость.
Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный господь не сотворил нас для того, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой. Поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование.

Слайд 6

IV Спор западников и славянофилов о судьбах России (XIXв.). Данный период можно считать

IV Спор западников и славянофилов о судьбах России (XIXв.). Данный период можно
началом русской философской мысли.

Западники:
Основные представители:
П.Я.Чаадаев (1794-1856);
Н.В. Станкевич (1813-1840);
В.Г. Белинский(1811-1848);
А.И. Герцен (1812—1870).
Основные идеи:
Существует единый для всего человечества путь развития, определенный западной цивилизацией;
Увлеченность идеями немецкой классической философии (Г. Гегель, И.Канта, Л. Шеллинга);
Рассматривали просвещение как способ социального реформирования.

Славянофилы:
Основные представители:
И.В. КИРЕЕВСКИЙ (1806-1856);
А.С. ХОМЯКОВ (1804-1860);
К.С. АКСАКОВ ( 1817-1860).
Основные идеи:
У России особый, самобытный путь развития, основанный на православии;
Высоко ценят религиозные учения патристиков – «отцов церкви»;
Соборность - стремление к единой великой божественной цели.
Общинность и созерцательнось

Слайд 7

V Философия Всеединства.

Владимир Сергеевич Соловьев первый создал систему христианской философии.
Его приемниками являются

V Философия Всеединства. Владимир Сергеевич Соловьев первый создал систему христианской философии. Его
философы-богословы – С.Н.Трубецкой, его брат Е.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, И.А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский, Б.П. Вышеславцев, Н.А. Арсеньев, П.И. Новгородцев, Е.В. Спекторский.

Слайд 8

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), русский философ, поэт, публицист, литературный критик.

Основные произведения:
«Кризис

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), русский философ, поэт, публицист, литературный критик. Основные произведения:
западной философии(против позитивистов)», 1874;
«Философские начала цельного знания», 1877;
«Критика отвлеченных начал», 1877-1880; 
«Чтение о Богочеловеке», 1877-1881; 
«Религиозные основы жизни», 1882-1884;
«Великий спор и христианская политика», 1883;
«История и будущность теократии», 1885-1887;
«Смысл любви»1892-1894; 
«Оправдание добра» 1895;
«Первое начало теоретической философии», 1897-1899; 

Слайд 9

Цель Всеединства

Всеединство – есть высший принцип организации бытия, означающий гармоничную целостность множества

Цель Всеединства Всеединство – есть высший принцип организации бытия, означающий гармоничную целостность
разнообразных явлений и вещей мира. Земное бытие «коренится» в бытии божественном, мир внутренне соотнесен с Богом.
Под воздействием сил зла и греха утрачивается первоначальная гармоничная целостность мира и бытия Бога.
Предназначение человечества и смысл исторического развития философия Всеединства видит в восстановлении утраченного единства мира и Бога, в воссоединении мира со своим Творцом.

Слайд 10

Принципы Всеединства

Идеал цельного знания:
Эмпиризм и рационализм ограничены рамками логического мышления. Знания, получаемые

Принципы Всеединства Идеал цельного знания: Эмпиризм и рационализм ограничены рамками логического мышления.
в процессе опыта и рациональных размышлений, всегда являются внешними и ограниченными.
Полное достижение истины возможно при интуитивном созерцании, основанном на вере.
Русская философия отводит интуитивизму значимую роль - это возможность непосредственного созерцания сущности предметов и явлений.

Слайд 11

Принципы Всеединства

Идеал цельного человека:
Человек открывает истину, достигает понимания истинного бытия мира, определяет

Принципы Всеединства Идеал цельного человека: Человек открывает истину, достигает понимания истинного бытия
смысл своего существования только собрав в единое целое все свои способности: чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие, нравственные переживания и религиозное сознание.
Цель человеческого развития – это стремление стать Богочеловеком.

Слайд 12

Принципы Всеединства

Идеал целостного общества:
Соборность – означает сочетание единства и свободы людей на

Принципы Всеединства Идеал целостного общества: Соборность – означает сочетание единства и свободы
основе их общей любви к Богу и высшим нравственным ценностям. При этом воплощение принципа соборности возможно не только в церковной жизни. В обществе идеалу соборности соответствует патриархальный уклад народной жизни.
Исторический процесс сводится к подготовке человечества к переходу от земной истории к метаистории, то есть «грядущей жизни» в царстве Божьем.
Смысл истории состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества, через усвоение и осуществление христианских начал.

Слайд 13

Был философом, богословом,
поэтом-символистом, замечательным математиком, одаренным астрономом, физиком, инженером- изобретателем, профессором перспективной

Был философом, богословом, поэтом-символистом, замечательным математиком, одаренным астрономом, физиком, инженером- изобретателем, профессором
живописи, историком искусств, музыкантом, редактором «технической энциклопедии»в области электротехники и материаловедения.
В совершенстве владел латинским, древнегреческим,
Большинством европейских языков. А также знал языки Кавказа, Ирана и Индии.

Слайд 14

Философия отца Павла Флоренского (1882-1937)

“Оглядываясь назад, — писал Павел Александрович в письме

Философия отца Павла Флоренского (1882-1937) “Оглядываясь назад, — писал Павел Александрович в
от 20 апреля 1937 года, — я вижу, что у меня никогда не было действительно благоприятных условий работы, частью по моей неспособности устраивать свои личные дела, частью по состоянию общества, с которым я разошелся лет на 50, не менее, — забежал вперед, тогда как для успеха допустимо забегать вперед не более на 2 – 3 года”.

Слайд 15

Философское произведение от. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины»

Идея консубстанциальности –

Философское произведение от. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» Идея консубстанциальности –
учение о том, что все сотворенные личности, все существа, составляющие части мира, внутренне неразрывно связаны. Связь осуществляется на глубинном онтологическом уровне.
Принципом, ведущим к гармонии мира, к подлинному единству личностей является любовь. Лишь любовь выражает себя в единстве «с другим».
Любовь противостоит эгоизму (самоутверждению личности), который понимается как сатанинская утрата в себе божественного начала.
Любовь есть преодоление себялюбия и переход из собственного замкнутого мира в мир другого существа. Любящий живет в царстве истины, добра и красоты.
Любящий познает любовь как абсолютную истину, истинная любовь к другому является добром. Истина, добро и красота – это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения.

Слайд 16

Гносеология от. Павла Флоренского

Истина по своей природе сверхрациональна, она есть живая, цельная

Гносеология от. Павла Флоренского Истина по своей природе сверхрациональна, она есть живая,
реальность.
Познать истину можно только в религиозном переживании, путем интуиции.
Интуиция понимается как единство логического анализа и живого переживания.
Истинное познание – это синтетическое зрение, которое приводит к познанию объекта в их целостности.
(П. Пикассо «Скрипка и виноград)

Слайд 17

Русский космизм (космоцентризм, убежденность в наличии сверхзадачи, космической миссии человечества, призыв к творческому

Русский космизм (космоцентризм, убежденность в наличии сверхзадачи, космической миссии человечества, призыв к
отношению к миру)

Естественнонаучное направление: Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы и будет управлять самой эволюцией живых существ. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек.

Слайд 18

Религиозно-философское направление космизма.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается

Религиозно-философское направление космизма. Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства
в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, при помощи знаний, полученных в результате синтеза всех наук. Человек должен стать сознательным регулятором природной эволюции.
В. С. Соловьев
Отец Павел Флоренский