Теология в трёхмерном пространстве науки

Содержание

Слайд 2

Доклассическая наука («нулевой образ»)
1.Классическая наука
2.Неклассическая наука
3. Постнеклассическая наука

Рефлексивные образы науки

Доклассическая наука («нулевой образ») 1.Классическая наука 2.Неклассическая наука 3. Постнеклассическая наука Рефлексивные образы науки

Слайд 3

Современная наука

Мощный социальный институт
Новые формы организации научного производства
Новые дисциплины / междисциплинарные исследования

Современная наука Мощный социальный институт Новые формы организации научного производства Новые дисциплины / междисциплинарные исследования

Слайд 4

Новый образ науки должен включать в себя не только современную классификацию научного

Новый образ науки должен включать в себя не только современную классификацию научного
знания и описание моделей его роста, но и – как минимум - этические экспертизы [Степин, 2013].
Нужны предпосылки новых мировоззренческих ориентиров, точки роста новых ценностей, то есть «такие состояния культуры, в которых зарождаются новые мировоззренческие смыслы» [Степин, 2011] .

Необходимость нового образа науки

Слайд 5

преодолеваем ценностностный дефицит,
ищем новые мировоззренческие смыслы.

Создавая новый образ науки,

преодолеваем ценностностный дефицит, ищем новые мировоззренческие смыслы. Создавая новый образ науки,

Слайд 6

При описании ценностно-смысловых оснований науки вынуждены апеллировать либо к абстрактным общегуманистическим принципам,

При описании ценностно-смысловых оснований науки вынуждены апеллировать либо к абстрактным общегуманистическим принципам,
либо к вненаучным ценностям общесоциального характера [Степин, 2013].
Еще труднее искать обоснование и смыслы внутри поля науки. Мы строим своего рода лестницу, находясь на которой, можем видеть более низкие ступеньки, но не ту, на которой стоим. При этом «сама по себе «рефлексивная возгонка» грозит дурной бесконечностью, «концептуальной зашоренностью» и «неправомерными самоограничениями» [Лекторский и др., 2016].

Слайд 7

работаем с классификациями научного знания

Создавая новый образ науки,

работаем с классификациями научного знания Создавая новый образ науки,

Слайд 9

ПРИРОДА

неорганическая

органическая

ЧЕЛОВЕК, т. е. ОБЩЕСТВО
и МЫШЛЕНИЕ

(человеческие)

(гуманитарные)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ФИЛОСОФСКИЕ

технические

физико —

химические и др.
биологические

психология

математические

I. Объект

Треугольник Б. М. Кедрова(1965)

наиболее

ПРИРОДА неорганическая органическая ЧЕЛОВЕК, т. е. ОБЩЕСТВО и МЫШЛЕНИЕ (человеческие) (гуманитарные) ЕСТЕСТВЕННЫЕ
общие законы развития

диалектика

II. Науки

6

Слайд 11

От «дисциплинарного поля» – к «сфере знания»,
от плоскости –
к трехмерному

От «дисциплинарного поля» – к «сфере знания», от плоскости – к трехмерному пространству.
пространству.

Слайд 15

Слово Бога
/ Слово о Боге (вера + разум)

Теология в системе знания:

Во второй

Слово Бога / Слово о Боге (вера + разум) Теология в системе
книге «Метафизики» [Аристотель, 1976. С. 69-70] теология появляется «в двояком смысле» – как наука, которой мог бы обладать Бог, и как человеческая наука о божественном.

Смысл этой высшей из умозрительных наук раскрывается лишь в контексте религии спасения. Термин «теология», дополненный новыми смыслами, включается, вместе с иным философским инструментарием, в грекоязычную святоотеческую традицию и вместе с ней распространяется на латинский интеллектуальный мир.

Слайд 16

Слово Бога
/ Слово о Боге

В двух указанных значениях о теологии как о

Слово Бога / Слово о Боге В двух указанных значениях о теологии
науке речь не идет. Теология здесь выступает как аксиоматическая база для последующих рационализаций – как нормативных, так и дескриптивных. Теологическая аксиоматика основана на общепризнанной, постоянно (в течение двух тысячелетий) воспроизводимой интуиции верующих, воспринимаемой ими как комплекс знаний, открытых человечеству в вере.

I - Теология буквально понимается в христианстве как изначальное Слово Бога, творящее мир и обращенное к нам (Ин 1:1-3).
II - Теология раскрывается как наша постоянная связь с Богом в религиозной жизни, наше совместное и личное молитвенное выражение веры, ответное слово о Боге, поддерживаемое просвещением, знанием, которое приходит от Него нам .

Слайд 17

Слово Бога
/ Слово о Боге (вера + разум)
/ Система рационального знания
(разум +

Слово Бога / Слово о Боге (вера + разум) / Система рационального
вера)

III - Теология выступает здесь отрасль знания или предметная область, обеспечивающая систематическое выражение религиозной доктрины и комплекс связанных с этим дисциплин. Она включает в себя методологию познания как внутренних для христианства в целом (и для данной конфессии) объектов, так и внешних вещей и явлений, включая существование и развитие природного и социального мира, осмысливаемых с соответствующих ценностно-мировоззренческих позиций.

Слайд 18

/ Система рационального знания

Мы подчеркиваем нормативное значение теологии - III. Однако помимо

/ Система рационального знания Мы подчеркиваем нормативное значение теологии - III. Однако
нормативного, она имеет и дескриптивный характер, что расширяет возможность применения в ней различных типов научной методологии.
В систему и структуру теологии входит изучение становления и развития богословской мысли, рожденных последней методологических подходов к исследовательской работе, как общих, так и конкретных методов, относящихся к тем или иным теологическим дисциплинам. Последние структурируются в несколько крупных направлений.

Слайд 19

/ Система рационального знания

Догматическое богословие (основы христианской веры в систематическом и

/ Система рационального знания Догматическое богословие (основы христианской веры в систематическом и
сравнительном аспектах), аскетика, нравственное богословие (моральная теология), библеистика, патристика и патрология, основное богословие связаны с философией – и методологически, и содержательно, и исторически.
Церковная история, литургическое богословие, изучение богослужебных текстов, богослужебного языка, гимнография, другие разделы литургики. Помимо ряда специфических разделов теологии (агиография, агиология, гомилетика, пастырское богословие и др.), каноническое право, система церковного судопроизводства, теория и практика миссии, катехизации, воспитания, образования, которые хотя и направлены на изучение и решение внутрицерковных вопросов, перекликаются с разделами и дисциплинами близких им светских областей знания – правоведения, истории, политологии, педагогики и т.п.

Слайд 20

Теология внутри и вне системы научного знания

Теология внутри и вне системы научного знания

Слайд 21

Теология / Уточнения

Теология (богословие) не может существовать вне религиозно-конфессионального поля, соответственно теолог

Теология / Уточнения Теология (богословие) не может существовать вне религиозно-конфессионального поля, соответственно
должен принадлежать Церкви и своей традиции.
Теология не должна мыслиться лишь как одна из множества теологий; такой подход не соответствует пониманию слова теология, введенному, как мы напомнили, в оборот Аристотелем и раскрытую христианством.
Попытки «объединить бренды» конфессиональных теологий приводят лишь к тому, что участники дискуссии отходят от теологических способов решения вопросов. Таким образом, и здесь мы имеем дело с «рефлексиями второго порядка».
Использование термина теология в контексте авраамических религий – иудаизма и ислама допустимо – корректно в той мере, в какой античное, преимущественно перипатетическое, наследие повлияло на средневековую иудейскую и арабо-мусульманскую мысль, а юридически, поскольку в современном российском научно-образовательном контексте и еврейские, и мусульманские сообщества поддержали идею развития теологии как отрасли знания и включения ее в перечень научных специальностей.
Современная западная «философская теология» скорее относится к таким почтенным разделам философии, как философия религии или религиозная философия.