Тема 3 - Гносеология часть 1 (Мирошкин М.С)

Содержание

Слайд 2

«…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.

«…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18)
1:18)

Слайд 3

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания,
знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности
Мнение – это внешние, поверхностные, субъективные представления людей, сочетающие в себе случайные и произвольные свойства предметов и явлений;
Знание должно отвечать критериям объективности, достоверности, необходимости и общезначимости;
Понимание – это истолкование значения заключенное в знаке;
Мудрость – это ум, осознающий свои границы;
Информация – это способ существования и средство, активизирующее деятельность сложных динамических систем (кибернетических систем), обладающих способностью саморегуляции и самоуправления;
Познание – это процесс приобретения знания;
Значение – это то, что представляет ценность для человека;
Знание – это содержание человеческого сознания, его положительная или отрицательная ценность.

Слайд 4

Познание, в результате которого продуцируется качественно новое знание, может быть охарактеризовано как

Познание, в результате которого продуцируется качественно новое знание, может быть охарактеризовано как
творчество (научное, художественное, философское и т.д.)

Слайд 5

Психика, сознание и душа

Психика, сознание и душа

Слайд 6

Психика – широкое понятие, оно обозначает всю совокупность процессов, состояний и функций,

Психика – широкое понятие, оно обозначает всю совокупность процессов, состояний и функций,
протекающих во внутреннем мире человека;
Сознание – это сфера активного и осмысленного оперирования знаниями, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события;
Душа́ (греч. ψυχή, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

Слайд 7

Чувственность – способность познания объектов внешнего мира на основе деятельности пяти органов

Чувственность – способность познания объектов внешнего мира на основе деятельности пяти органов
чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса

Слайд 8

Чувственное и рациональное познание

Чувственное и рациональное познание

Слайд 9

Формы чувственного познания

Формы чувственного познания

Слайд 10

Ощущение – это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов

Ощущение – это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов
и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств;
Восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;
Представление – это сохраненные памятью образы предметов и явлений когда-то воздействовавших на наши органы чувств;
Интуиция — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, одномоментного бессознательного вывода (основанного на воображении)

Слайд 11

Формы рационального познания

Формы рационального познания

Слайд 12

Понятие – это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по

Понятие – это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по
определенной совокупности признаков; Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается; Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых; Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию; Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Слайд 13

Виды познания

Виды познания

Слайд 14

Обыденное познание – это познание, которое осуществляется в рамках повседневной жизни людей; Научное

Обыденное познание – это познание, которое осуществляется в рамках повседневной жизни людей;
познание – это познание объективной реальности, которая открыта чувственному миру непосредственно или посредством различных приборов: природа, внешний пласт общественных и культурных процессов; Художественное познание – это познание мира и человека посредством образов и символов, оно осуществляется в сфере искусства; Мифологическое познание – это познание мира сквозь призму мифов; Религиозное познание – это познание высшей формой которого является откровение – особый вид познания, доступный для сравнительно небольшого числа духовно одаренных людей – подвижников веры; Откровение — в религиозном сознании — проявление Божества, передающего людям свою волю и знакомящего их со своей истинной сущностью. Философское познание – это целостное познание, которое не поддается однозначной трактовке, потому что может сочетать признаки научного, художественного, религиозного и других видов познания.

Слайд 15


Методы познания
Метод – есть совокупность правил, приемов познавательной деятельности и практической деятельности,

Методы познания Метод – есть совокупность правил, приемов познавательной деятельности и практической
обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта, т.е. устоявшиеся способы получения нового знания.
Анализ – познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений;
Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое;
Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок;
Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях;
Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями;
Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

Слайд 16

Структура научного познания и его формы

1) Эмпирический уровень познания:
Наблюдение – сбор первичной

Структура научного познания и его формы 1) Эмпирический уровень познания: Наблюдение –
информации или эмпирических утверждений об исследуемой системе;
Сравнение – операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов;
Измерение – совокупность действий для определения отношения одной измеряемой величины к другой;
Эксперимент – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории;
2) Теоретический уровень познания:
Идеализация – понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле;
Формализация – представление какой-либо содержательной области в виде формальной системы или исчисления;
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователей;
Системный подход – направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов;

Слайд 17

Агностицизм и его формы

Агностицизм и его формы

Слайд 18

Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознанный) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего

Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознанный) — философская концепция, согласно которой мир
достоверного о действительной сущности вещей Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины; Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности познания в следствие якобы полной относительности всех наших познаний; Иррационализм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира; Религиозное откровение – форма проявления Бога в мире людей через их веру и интуицию

Слайд 19

Сенсуализм и рационализм

Сенсуализм и рационализм

Слайд 20

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором

Сенсуализм – (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором
за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании; Рационализм (от лат. ratio – разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум

Слайд 21

Вера и знание Вера – «есть осуществление ожидаемого и уверенность в

Вера и знание Вера – «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» Ап. Павел.
невидимом» Ап. Павел.

Слайд 22

Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в

Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно
силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо или в чём-либо. Является необходимой предпосылкой и условием всякого познания.

Слайд 23

Теории истины

Теории истины

Слайд 24

Корреспондентская (классическая) – в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности; Прагматическая –

Корреспондентская (классическая) – в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности; Прагматическая
полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс); Конвенциалистская – рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре); Когерентная – трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель).

Слайд 25

Критерии истины «не следует множить сущности без необходимости» «бритва Оккама» У. Оккам

Критерии истины «не следует множить сущности без необходимости» «бритва Оккама» У. Оккам

Слайд 26


Основными критериями истинности знания выступают: Практика – деятельность людей, связанная с воздействием и

Основными критериями истинности знания выступают: Практика – деятельность людей, связанная с воздействием
преобразованием окружающего мира Согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; Простота – хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных; Внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез.
Имя файла: Тема-3---Гносеология-часть-1-(Мирошкин-М.С).pptx
Количество просмотров: 71
Количество скачиваний: 0