Философия ценности

Содержание

Слайд 2

Г. Лотце о ценностях

"Ценность" как философская категория вошла в философию в качестве

Г. Лотце о ценностях "Ценность" как философская категория вошла в философию в
самостоятельной категории в 60-х годах XIX века в трактате немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм»:
надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей является "самым действительным из всего на свете".
Указывал на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать.
заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

Слайд 3

На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление

На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление
связывается с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки".
"Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение». Задача философии - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности.

В.Виндельбанд о ценностях

Слайд 4

Г. Риккерт о ценностях

Г. Риккерт тоже придает первостепенное значение категории "ценность".
Философия

Г. Риккерт о ценностях Г. Риккерт тоже придает первостепенное значение категории "ценность".
призвана "найти третье царство", которое бы объединяло мир действительности с миром трансцендентальных ценностей.
Г. Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики.
Задача философии, с его точки зрения, состоит в том, чтобы "истолковать смысл человеческой жизни на основе учения о значащих ценностях».
Г. Риккерт считает, что ценность противостоит реальной действительности. "Ценности - не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности».
"Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит». Вопрос о том, а существуют ли ценности, решается Г. Риккертом так: о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости.

Слайд 5

Г. Мюнстерберг о ценностях

В начале XX века немецкий философ и психолог Г.

Г. Мюнстерберг о ценностях В начале XX века немецкий философ и психолог
Мюнстерберг (1863-1916) издал книгу "Философия ценностей" (1908, 2-е изд.- 1921) и дал анализ мира ценностей. Он считал, что природа вообще в основе своей свободна от ценностей, а индивидуумы в своих взаимоотношениях знают только условные ценности. Безусловные ценности мира могут принадлежать лишь к сверхпричинной и сверхиндивидуальной сущности мира. Хотя ценности и даны в личном переживании, мы их переживаем, отрешаясь от своего преходящего "я". С ними связано сверхличностное хотение - стремление к правде, красоте, нравственности и священному.

Слайд 6

Современные Российские исследования теории ценностей

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения

Современные Российские исследования теории ценностей Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования,
и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что они есть искусственный интеллект. Однако это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта. Компьютеры созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек - исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

Слайд 7

А.М.Коршунов о ценностях

Философ А. М. Коршунов, который обратил внимание на то, что

А.М.Коршунов о ценностях Философ А. М. Коршунов, который обратил внимание на то,
не всякая значимость есть ценность. "Ценность - есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека...
Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему»;
Для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Антиценности не есть ценности.

Слайд 8

И.С.Нарский о ценностях

По убеждению И. С. Нарского, материальные блага являются лишь средством

И.С.Нарский о ценностях По убеждению И. С. Нарского, материальные блага являются лишь
движения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.
Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Слайд 9

Виды ценностей

по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные;
по субъекту: субъективно-личностные

Виды ценностей по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные; по субъекту:
ценности;
надындивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры);
по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные;
в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл.

Слайд 10

Ценностные ориентации

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. "Ценностные ориентации

Ценностные ориентации Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. "Ценностные
- это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют социальным характером"

Слайд 11

Понятие идеала

У человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций,

Понятие идеала У человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных
менее и более существенные, среди них есть мелочные и возвышенные .
Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (личностные идеалы, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости и т.п.). Идеал - это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. "Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления"

Слайд 12

Ценности и оценка. Переоценка ценностей.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой,

Ценности и оценка. Переоценка ценностей. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с
которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с общественно-исторической практикой человека. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.