Содержание

Слайд 2

Русская философия в XI-XVIII вв.

1) XI век – митрополит Иларион
В основе его

Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В
философии – религия
Главный труд – «Слово о законе и благодати»

Слайд 3

2) XV век - Теория Филофея «Москва- Третий Рим»
- Концепция политической и

2) XV век - Теория Филофея «Москва- Третий Рим» - Концепция политической
духовной преемственности России по отношению к Византии, возложение на Россию почетной миссии сохранения православной культуры

«Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти».

Слайд 4

2) XVII век – обособление философии от богословия. Преподавание философии в академиях

2) XVII век – обособление философии от богословия. Преподавание философии в академиях
(братья Лихуды):

Использовали труды:
Аристотеля
Аквинского
Католицизма

Слайд 5

3) XVIII век – одним из центров развития философской мысли стала «ученая

3) XVIII век – одним из центров развития философской мысли стала «ученая
дружина» Петра I:
Феофан Прокопович (1681-1739)

Первый в России философ-деист

Деизм – учение, согласно которому природа сотворена Богом, а затем развивается самостоятельно

Сторонник развития науки

Слайд 6

Василий Никитич Татищев ( 1686-1750)

Труд – «История Российская»

Основа развития общества – разум

Василий Никитич Татищев ( 1686-1750) Труд – «История Российская» Основа развития общества
человека

В развитии общества выделил стадии по аналогии с жизнью человека

Слайд 7

Младенческое состояние

Начало истории человечества

Юношество

Появление письменности

Мужество

Принятие христианства

Полная зрелость

Изобретательство, науки,

Младенческое состояние Начало истории человечества Юношество Появление письменности Мужество Принятие христианства Полная
распространение полезных книг

Слайд 8

Начинал как сатирик

Интересовался проблемами нравственности

Занимался переводами трудов таких философ как Платон, Аристотель,

Начинал как сатирик Интересовался проблемами нравственности Занимался переводами трудов таких философ как
Декарт, Локк, Монтескье.

Антиох Кантемир (1708-1744)

Слайд 9

Русская философия XIX века

Главный вопрос философов – место и роль России в

Русская философия XIX века Главный вопрос философов – место и роль России
мировом историческом процессе

Западники

Славянофилы

Концепция В.С. Соловьева

Слайд 10

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – положил начало философскому противостоянию западников и славянофилов

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – положил начало философскому противостоянию западников и славянофилов

Труд – «Философические письма»:
Россия – отсталая страна, стоящая на обочине цивилизованного мира
Запад – избранное Богом место для развития
Симпатии католицизму

Слайд 11

Учебник, стр. 41-42

Учебник, стр. 41-42

Слайд 13

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Исторический процесс

Мусульманский Восток

Символ – один господин и масса рабов,

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Исторический процесс Мусульманский Восток Символ – один господин
четкая иерархия, порядок

Запад

Символ - Всеобщий эгоизм и анархия, отсутствие внутренней связи

Славянский мир

Символ – примиритель, смягчитель противоречий Запада и Востока

Слайд 14

Философия XX века

Главный вопрос – цивилизационная принадлежность России.

1) Евразийство – течение,

Философия XX века Главный вопрос – цивилизационная принадлежность России. 1) Евразийство –
основанное на идее интеграции России со странами Ц. Азии, а не Европы (Н. Трубецкой, П. Савицкий)

Слайд 15

2) Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Критиковал евразийство

Россия имеет промежуточное положение между Западом и

2) Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Критиковал евразийство Россия имеет промежуточное положение между
Востоком

Россия – это арена столкновения З и В

Столкновение З и В проявляется в поляризации русской души, в культурном расколе общества, в политических колебаниях и т.д.

Слайд 16

3) Советский период – господство марксистского формационного подхода:
Российское общество, как и все

3) Советский период – господство марксистского формационного подхода: Российское общество, как и
другие, проходит в своем развитии определенные стадии

Первобтынообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая

Слайд 17

4) Современный этап развития философской мысли
80-90-е гг – критика формационного подхода, возвращение

4) Современный этап развития философской мысли 80-90-е гг – критика формационного подхода,
к цивилизационному подходу

Стр. 44