Исторические типы мировоззрения. Философия

Содержание

Слайд 2

1. Мировоззрение и его исторические типы.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНОЕ ТИПЫ

1. Мировоззрение и его исторические типы. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНОЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.
МИРОВОЗЗРЕНИЙ.

Слайд 3

Изучение и понимание мира происходит на двух уровнях:

Физический уровень бытия.

Формы существования физического

Изучение и понимание мира происходит на двух уровнях: Физический уровень бытия. Формы
– пространство и время.
Способ существования физического – движение.
Мир явлений, феноменов.

Метафизический уровень бытия.

Вневременное внепространственное бытие – уровень идей и субстанции как самодостаточной сущности, субстанции (causa sui). Пример – математическая истина, разум, душа.
«Мир идей» в теории Платона, «вещей-в-себе» (ноуменов) в теории Канта. Кант: «Предмет метафизики – Бог, свобода и бессмертие».

Слайд 4

Исходя из представлений о взаимодействии физического и метафизического, возникли типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение

Исходя из представлений о взаимодействии физического и метафизического, возникли типы мировоззрения. Мифологическое
характеризуется слитностью представлений о физическом и метафизическом, природном и сверхъестественном. Это характерно для синкретизма (слитности) первобытного сознания. Например, мифы Древней Греции, древнегерманская мифология.
Религиозное мировоззрение характеризуется разделением представлений о метафизической сущности (Боге) и физическом мире. Религия как социальный институт характеризуется наличием догматики, культа, ритуалов, обрядов, выполняет психологическую функцию (компенсации и утешения) и идеологическую функцию поддержания интересов социальных групп.
Философское и научное мировоззрение характеризуется разделением представлений о метафизическом уровне познания (истины, методологии) и физическом уровне познания феноменов (явлений).

Мифологическое, религиозное и философски-научное.

Слайд 5

Мифологическое мировоззрение. Отличия и особенности.

Система взглядов на мир и место в нем

Мифологическое мировоззрение. Отличия и особенности. Система взглядов на мир и место в
человека, которая основана на чувственном мировосприятии и эмоциональном переживании мира.
Гилозоизм – одушевленность материи. Одушевление мира в целом (космос). Нет границы между живым и неживым .
Анимизм - вид гилозоизма (от лат. анима – душа), слияние материального и идеального.
Нарушенные причинно-следственные связи.
Эмоционально –образная форма отражения действительности.
Отсутствие противоречий. Объяснение ВСЕГО.
Синкретичность - (единство) нет дифференциации на различные части.
Отсутствие обобщений и общих понятий.
Цикличность времени.

Слайд 6

«Осевое время» - около 500 лет до н. э. формирование рационального мышления,

«Осевое время» - около 500 лет до н. э. формирование рационального мышления,
позволившего человеку осознать исторический процесс и свое место в нем.

Слайд 7

Философия – любовь к мудрости.

Онтология – учение о бытии.
Гносеология – теория познания.
Логика

Философия – любовь к мудрости. Онтология – учение о бытии. Гносеология –
– наука о законах и формах мышления (понятии, суждении, умозаключении).
Философская антропология – учение о человеке.
Аксиология – наука о ценностях
Этика – наука о морали.
Эстетика – наука о прекрасном.
Социальная и политическая философия - наука об обществе и организации власти.

Структура философского знания.

Слайд 8

Онтология – учение о бытии. Бытие это объективная и субъективная реальность, всеобщая

Онтология – учение о бытии. Бытие это объективная и субъективная реальность, всеобщая
и универсальная способность существовать (быть, бытийствовать).

Материализм – материя первична, сознание вторично.

Наивный материализм
Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур).
Диалектический материализм (К. Маркс).

Идеализм – идеальное (идея, мышление) первично, материя вторична.

Объективный идеализм (Аристотель, Платон, Гегель). Учение Аристотеля о потенциальной и актуальной материи.
Субъективный идеализм (Дж. Беркли).

Слайд 9

Формы движения материи. Ф. Энгельс, «Диалектика природы».

1) Механическая;
2) Физическая;
3) Химическая;
4) Биологическая;
5) Социальная.

О.

Формы движения материи. Ф. Энгельс, «Диалектика природы». 1) Механическая; 2) Физическая; 3)
Конт «Курс позитивной философии».

Слайд 10

Два основных подхода к изучению пространства и времени:

1) Субстанциальный.

Пространство и время –

Два основных подхода к изучению пространства и времени: 1) Субстанциальный. Пространство и
статичные характеристики физического мира, отдельные субстанции. система отсчёта. И. Ньютон («черный ящик»). Теория субстанции, традиция рационализма - Б. Спиноза, Р. Декарт. И. Кант: достоверно доопытное познание, мы можем исчислять доопытные формы чувственности – пространство и время.

2) Реляционный.

Пространство и время – относительны. Существуют в соотнесении с материей, как ее важнейшие характеристики.
А. Эйнштейн. Относительность времени в антропологических и социальных системах.

Слайд 11

Философская антропология

наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству

Философская антропология наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к
природы (неорганический мир, растения, животные) и к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития.
Сущность представляет собой внутреннее наполнение объекта, процесса или явления, присущее именно им, являющееся основанием для их внешнего проявления. Общая характеристика рода, зависит от конкретной философско-исторической эпохи.
Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.
Существование - процесс бытия в действии, проявление в возможности выбора. Всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении. Делится на подлинное и неподлинное существование.

Слайд 12

Методы философского знания. В изучении бытия можно применять, например, методы:

Диалектический метод.

Изучение бытия в

Методы философского знания. В изучении бытия можно применять, например, методы: Диалектический метод.
динамике, обновлении, изменении, с учётом противоречий, в единстве его противоположностей.
Гераклит как основатель.

Метафизический метод.

Изучение бытия в статике, поиск сущностных метафизических основ физического существования.
Парменид как основатель.

Слайд 13

Методы философского познания. В гносеологии в вопросе о роли опыта в познании

Методы философского познания. В гносеологии в вопросе о роли опыта в познании
есть два основных направления:

Рационализм

Ratio, разум признаётся основой познания, считается, что познание возможно с помощью «врождённых идей».
Дедукция предполагает познание от общего к частному.
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Эмпиризм

Опыт признаётся основой познания, так как утверждается, что ум от рождения tabula rasa, «чистая доска», заполняемая опытом.
Индукция предполагает познание от частного к общему.
Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бэкон, Д. Юм.

Слайд 14

Методы философского познания. В отношении к социальной практике определяются:

Историко-сравнительный метод.

Например, Аристотель обобщил

Методы философского познания. В отношении к социальной практике определяются: Историко-сравнительный метод. Например,
опыт политической практики разных греческих городов-полисов и создал политическую теорию форм власти в трактате «Политика».

Практический метод.

Философская теория может стать практикой. Например, популярность и распространение идей «теории естественного права» способствовало трансформации законов и социальных институтов, развивало прогрессу социальной и политической сферы, эволюции позитивного права к образцам «естественного права».

Слайд 15

Методы философского познания.

Формально-логический метод – построение дискурса по правилам и законам формальной

Методы философского познания. Формально-логический метод – построение дискурса по правилам и законам
логики.
Герменевтический метод – изучение текстов с учётом исторических и культурных обстоятельств их создания.
Спекулятивный метод – приращение максимального знания на минимальной основе.
Провокативный метод – поиски истины в процессе диалога (например, метод «майевтики» Сократа).
Метод позитивизма – внедрение методов естественных («позитивных») наук в социальную философию и философию истории.

В трактовке истины (эпистемологии) и установлении достоверности знания используются также:

Слайд 16

Функции философского знания.

Познавательная.
Мировоззренческая.
Коммуникативная.
Идеологическая.
Социализирующая(функция обучения и трансляции знаний).

Как и научного знания в целом.

Функции философского знания. Познавательная. Мировоззренческая. Коммуникативная. Идеологическая. Социализирующая(функция обучения и трансляции знаний).

Слайд 17

3. Познаваемость мира и проблема истины в философии.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОБ

3. Познаваемость мира и проблема истины в философии. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОБ ИСТИНЕ.
ИСТИНЕ.

Слайд 18

Ещё в античной философии возник вопрос о достоверности познания.

1) Софистика в лице

Ещё в античной философии возник вопрос о достоверности познания. 1) Софистика в
Протагора заявляет о субъективности истины: «Человек есть мера всех вещей», сколько людей, столько и мнений, поэтому «все суждения одинаково истинны». Горгий: «Все суждения одинаково ложны».
Натурфилософы и метафизики всё же признавали объективность истины, искали её субстанциальное обоснование. Пифагор: «Числа есть сущности вещей», Платон: идея как основная функция вещи, Аристотель: по факту материального существования вещи, её форме, мы можем определить, какая её основная функция.
2) Ещё в античности философы призывали различать мнение, полученное от впечатлений опыта, и знание, как результат осмысления. Например, скептицизм в лице Пиррона и Секста Эмпирика призывал не спешить к прямолинейному обобщению впечатлений опыта. Подробнее эта тема была рассмотрена в дискуссии рационализма и эмпиризма.

1) Вопрос о природе и характере истины (субъективности и объективности истины).
2) Вопрос о достоверности обобщения эмпирического опыта.

Слайд 19

По отношению к достоверности знаний, полученных из опыта, в философии Нового Времени

По отношению к достоверности знаний, полученных из опыта, в философии Нового Времени
сложились две основные методологии:

Рационализм (знания, получаемые из разума, мышления)

Достоверны доопытные знания, полученные a priori.
Декарт: cogito ergo sum, то есть структуры сознания отражают структуры бытия, для достоверного обобщения эмпирического опыта необходимо изучать структуры сознания, «врождённые идеи», способы математического исчисления.
Кант: «истина не в предмете, а в суждении о предмете». – математическая логика и искусственный интеллект.

Эмпиризм (знания, получаемые опытным, чувственным путем)

Достоверны знания, полученные из опыта.
При обобщении эмпирического опыта человеческий ум попадает в ловушки, «идолы познания». Ф. Бэкон: 1) идолы «пещеры» особенности личного восприятия; 2) идолы «театра»; из-за веры в авторитеты3) идолы «площади или рынка» всеобщие транслируемые предрассудки; 4) идолы «рода» несовершенство людей, стремление искать гармонию и цель, телеологию.

Слайд 20

4. Проблема причинности в философии.

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ.

4. Проблема причинности в философии. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ.

Слайд 21

1) В философии представление о детерминизме преобладает в учении о бытии, онтологии.

1)

1) В философии представление о детерминизме преобладает в учении о бытии, онтологии.
Античный атомизм (Демокрит, Эпикур и стоицизм): всё предопределено движением атомов, мир материален и детерминирован. Свобода в познании необходимости, предопределяющей всё в мире.
Механистический детерминизм (характерен для рационализма): мир подобен хорошо продуманному механизму, который слаженно работает. Г. Лейбниц: «Мы живём в самом лучшем из возможных миров», миром управляет предустановленная гармония.
2) В этике и социальной философии проявляются А) тенденции детерминизма (например, органическая концепция – К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский – развитие общества предопределено законами естественных наук (метод позитивизма). Или Маркс: развитие общества предопределено экономикой (экономический детерминизм). Б) традиции индетерминизма. Ещё Эпикур утверждал, что свобода воли человека связана со случайностью, отклонением атомов от своей траектории. Подробнее о детерминизме можно рассказать на примере философии экзистенциализма.

2) Темы индетерминизма проявляются скорее в этике и социальной философии, чем в онтологии.

Слайд 22

Специфика научного знания связана со структурой науки.

Позитивизм (О. Конт) : 1) применяет

Специфика научного знания связана со структурой науки. Позитивизм (О. Конт) : 1)
методы естественных («позитивных», имеющих дело с наличными фактами) наук для изучения общества и философии истории, предлагает отказаться от попыток поисков «метафизической сущности», описывая только факты физического существования. 2) видит задачу философии в том, чтобы служить универсальной методологией научного знания.
В дальнейшем развитие позитивизма всё-таки признаёт необходимость метафизического уровня знания для разработки теории и методологии научного познания («логический позитивизм» и развитие математической логики).

Естественные, точные, гуманитарные науки. Они взаимодействуют в выработке методологии.

Слайд 23

Основные темы философии науки.

Научная революция и парадигма научного знания. Т. Кун «Структура

Основные темы философии науки. Научная революция и парадигма научного знания. Т. Кун
научных революций», С. Тулмин «Человеческое понимание».
Экстернализм и интернализм в науке (внешняя или внутренняя мотивация для развития научного знания).
Верификация и фальсификация научного знания (К. Поппер «Логика научного исследования», критический рационализм и пост-позитивизм).
Теория «третьего мира» как материальной составляющей культуры и науки (К. Поппер).

Общий обзор.