Слайд 2Введение
В начале XIX века в Европе зарождается такое направление в философии,
![Введение В начале XIX века в Европе зарождается такое направление в философии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-1.jpg)
как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого ума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т.п.
Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности, постулирует невозможность познания действительности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу.
Слайд 3Введение
Основателями этого направления являются Артур Шопенгауэр и его последователь Фридрих Вильгельм Ницше
![Введение Основателями этого направления являются Артур Шопенгауэр и его последователь Фридрих Вильгельм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-2.jpg)
. Их философия по своей сути очень уникальна, поскольку только они осмелились дать совершенно иную оценку понимания бытия, нежели другие западные философы.
Слайд 4Рационализм и иррационализм
Некоторые философы склонны считать, что иррационализм является побочным продуктом рационализма.
![Рационализм и иррационализм Некоторые философы склонны считать, что иррационализм является побочным продуктом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-3.jpg)
Это можно объяснить тем, что слишком твердая рационализация и организованность западного общества вызвало обратную реакцию, повлекшую за собой глубокий нравственный кризис. Наиболее убедительное объяснение этой реакции можно объяснить, используя труды Николая Александровича Бердяева (1874-1948) который пишет, что социальный утопизм есть вера в возможность окончательной и безостановочной рационализации общественности, независимо от того рационализирована ли вся природа и установлен ли космический лад.
Слайд 5Рационализм и иррационализм
Это краткое объяснение раскрывает главную проблему запада, его безудержной тяги
![Рационализм и иррационализм Это краткое объяснение раскрывает главную проблему запада, его безудержной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-4.jpg)
к социальной утопии. Следовательно, позитивное отношение к культу разума постепенно вымирает, а с приходом Шопенгауэра и Ницше разум окончательно повержен в критике. В философии Шопенгауэра и Ницше ведущей основой жизни уже является не разум, а воля. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна.
Слайд 6Рационализм и иррационализм
Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и
![Рационализм и иррационализм Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-5.jpg)
воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом для Ницше и Шопенгауэра. Ницше и Шопенгауэр хотя и имеют много общего, но все же есть различия в их философских убеждениях. У Шопенгауэра культивирует «воля к жизни» т.е. слепое бесцельное влечение к жизни. У его последователя Ницше культивирует «воля к власти» которая пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
Воля контролирует мир. Ницше создал прообраз освобожденного человека -сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти – «белокурая бестия». -продолжили развитие «философии жизни»
Слайд 7Философия жизни Артура Шопенгауэра
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь понимается
![Философия жизни Артура Шопенгауэра С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-6.jpg)
как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи.
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием.
Слайд 8Философия жизни Артура Шопенгауэра
Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни –
![Философия жизни Артура Шопенгауэра Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-7.jpg)
не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц.
Специальная организация – государство – каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
Слайд 9Философия жизни Артура Шопенгауэра
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями
![Философия жизни Артура Шопенгауэра Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-8.jpg)
буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда, Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом.
Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории.
Слайд 10Философия жизни Артура Шопенгауэра
Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним
![Философия жизни Артура Шопенгауэра Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1050547/slide-9.jpg)
из его оригинальных трудов был “Трактат о любви” , Шопенгауэр считал, что любовь – это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В “Трактате” Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь – это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола.
Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых, – это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка – то есть природа “вычисляет” на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.