Слайд 21. Г. Гегель
Гегель (1770-1831) – великий немецкий философ, логик.
Усматривал в жизни
природы и общества имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем. Категории, по его мнению, суть субъективные формы, в основе которых лежит «мировой разум». Абсолютная идея – деятельностное начало, цель которой самопознание. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: 1)пребывание самопознающей абсолютной идеи в своем лоне, в стихии чистого мышления;
Слайд 32) Развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не
сама природа, а категории, поскольку она вечна). Здесь заключена экспликационная сила абсолютной идеи (способность разворачиваться и «вырастать» за пределы своего бытия).
3) Развитие абсолютной идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Слайд 4 Такая позиция Гегеля тесно связана с позицией Спинозы и называется панлогизм.
Бог у Гегеля – это и есть абсолютная идея, который присутствует везде. Все у Гегеля проходит развитие от низших форм к высшим – к самосознанию.
Заслуга Гегеля еще заключается в формировании трех законов диалектики, имеющих универсальную природу.
1) Закон всеобщего единства и борьбы противоположностей;
2) Закон количественного перехода в качественное;
3) Закон отрицания отрицания.
Слайд 5 Также Гегель создал учение о свободе и форме ее проявления в
истории. Считал, что человечество и формы его общественного развития зависят от степени полноты/неполноты реализации свободы в истории.
Осн. труд: «Феноменология абсолютного духа».