Образовательная парадигма античности: агональноаристократическая культура воспитания в гомеровской и архаической Греции

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Формирование «превосходства» (ἀρετή) как цель воспитания в гомеровской и архаической Греции.
Структурные компоненты

Вопросы Формирование «превосходства» (ἀρετή) как цель воспитания в гомеровской и архаической Греции.
представления ἀρετή как воспитательной ценности
Агон как институт воспитания «лучшего» (ἄριστος) человека

Слайд 3

Античность

Крито-микенский период – предыстория античности (XXX–XII вв. до н. э.)
Полисный период
Гомеровский (предполисный)

Античность Крито-микенский период – предыстория античности (XXX–XII вв. до н. э.) Полисный
период, XII–IX вв. до н. э.
1184 г. до н. э. – Взятие Трои
Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.)
VIII–III вв. до н. э. – «осевое время» (К. Ясперс)
Λυκοῦργος
Классическая Греция (V–IV вв. до н. э.)
479 г. до н. э. – Победа греков над персами в при Платеях
Πρωταγόρας, Σωκράτης, Πλάτων, Ἀριστοτέλης
Эллинистический период (вторая пол. IV – сер. I в. до н. э.)
334–324 гг. до н. э. – азиатский поход Александра
Marcus Tullius Cicero
Римская империя (конец I в. до н. э. – V в. н. э.)
33 г. – распятие Христа
Патристика (II–V вв.)

Слайд 4

Логика развития педагогики как науки

На первом этапе – практика, а именно: практико-репродуктивная

Логика развития педагогики как науки На первом этапе – практика, а именно:
диахронная форма педагогики как искусства (τέχνη; δόξα)
На втором этапе – теория, а именно: умозрительно-продуктивная диахронная форма педагогики как науки (ἐπιστήμη в оппозиции к δόξα; θεωρία; scientia, speculatio)
τέχνη – искусство, искусность, умение, навык, ловкость рук; ремесло
δόξα (в оппозиции к ἐπιστήμη) – мнение, которое ожидаешь услышать в силу его общепринятости, популярности, традиционности; мнение как предположение, истинность которого не обоснована
ἐπιστήμη (в оппозиции к δόξα) – достоверное знание; научное знание (лат. scientia)
θεωρία (в когнитивном смысле) – созерцание, умозрение, находящееся в оппозиции к деятельностному характеру практического знания (лат. speculatio)

Слайд 5

Второй этап: становление и развитие теории в области педагогики и образовательного дискурса

Рождение теоретического

Второй этап: становление и развитие теории в области педагогики и образовательного дискурса
знания в Древней Греции связано с рассмотрением «идеальных объектов» в качестве самостоятельно существующих сущностей.
Идеальный объект – упрощенный и схематизированный репрезентант реальной вещи, замещающий ее привычный эмпирический образ.
Умозрительный характер античной науки обусловил спекулятивную направленность педагогической теории.

Слайд 6

Гомер как «воспитатель Эллады [Платон]

Протагор: «большая часть воспитания (παιδείας μέγιστον μέρος) касается

Гомер как «воспитатель Эллады [Платон] Протагор: «большая часть воспитания (παιδείας μέγιστον μέρος)
эпической поэзии (ἐπῶν)… Стало быть, мой вопрос относится к обсуждаемому нами предмету, то есть к добродетели (ἀρετῆς)».
Марру: «Гомеровский герой живет и умирает, воплощая в своем поведении определенный идеал, определенный способ жизни, символизируемый словом αρετή».
Henri-Irénée Marrou. Histoire de l'éducation dans l'Antiquité, Paris, Le Seuil, 1948]. Пер.: Анри-Ирене Марру. История воспитания в античности (Греция). – М.: Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998

Слайд 7

ἀρετή

Добротность; превосходство любого рода, особенно мужских качеств: мужественность, доблесть; эффективность (у Гомера)
Благородство

ἀρετή Добротность; превосходство любого рода, особенно мужских качеств: мужественность, доблесть; эффективность (у
(в смысле знатного происхождения): ἀριστεύς – тот, кто отличается доблестью, или ἄριστος – вообще лучший (у Гомера синоним вождя), также ἀριστοκράτης – благородный человек из правящего класса
Добротность, достоинства животных.
Добротность, достоинства вещей.
Позже: Моральная добродетель

Слайд 8

Комментарий В.В. Болотова
«ἀρετὴ — значит добродетель. Но мы мало вдумываемся в смысл

Комментарий В.В. Болотова «ἀρετὴ — значит добродетель. Но мы мало вдумываемся в
этого слова, для нас αρετή представляется понятием этическим, так что для нас странно звучала бы такая фраза: "добродетельный" человек может ограбить. В действительности же под "ἀρετὴ" нужно разуметь умелость, соответствие данной вещи ее природе и назначению

Слайд 9

Virtus (отсюда ит. virtù фр. vertue, англ. virtue)

Мужественность, возмужалость, зрелость, т.е. сумма

Virtus (отсюда ит. virtù фр. vertue, англ. virtue) Мужественность, возмужалость, зрелость, т.е.
всех телесных или умственных качеств человека, силы, энергии; храбрость, отвага; соответствие, способность; достоинство, ценность, превосходство, высокое качество, добродетель
В отношении животных, а также неодушевленных или абстрактных вещей: добротность, достоинство, ценность, сила.

Слайд 10

Возрождение идеала ἀρετή в эпоху Ренессанса

Данте Алигьери: «Кроме того замечу, что латинский

Возрождение идеала ἀρετή в эпоху Ренессанса Данте Алигьери: «Кроме того замечу, что
язык, если бы я избрал его, был бы не подчиненным, а главенствующим по своему достоинству. Каждая вещь добродетельна по своей природе, когда она делает то, для чего она предназначена; и чем лучше она это делает, тем более она достойна. Поэтому мы именуем добропорядочным того человека, который живет жизнью созерцательной или деятельной, ежели к таковым он склонен от природы; мы называем отменным того коня, который обладает ходом сильным и продолжительным, такова цель его создания; мы считаем добрым тот меч, который хорошо рассекает твердые предметы,— в этом его назначение. Так и речь, которой надлежит раскрывать человеческую мысль, достойна тогда, когда она это осуществляет, и более достойна та речь, которая это делает лучше; и так как латинский язык открывает многие мысли, которые народный выразить неспособен, как это знают те, кто владеет и той и другой речью, он обладает большим достоинством, чем язык народный».
Комментарий П.М. Бицилли: «Всякая вещь обладает virtù…, соответствующей ее природе, в силу чего она делает то, для чего она приспособлена»

Слайд 11

ἀρετή Ахилла

Марру: «Благородный и честный образ Ахилла воплощает нравственный идеал гомеровского рыцаря

ἀρετή Ахилла Марру: «Благородный и честный образ Ахилла воплощает нравственный идеал гомеровского
гораздо полнее, чем Одиссей Возвращения. Этот идеал легко определить одной фразой: героическая мораль чести. В самом деле, именно у Гомера каждое античное поколение обретало стержень этой аристократической этики — любовь к славе» [История воспитания в античности, 1998].
Гомер. Начало Илиады, по сути, «аннотация» к Илиаде:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.

Слайд 12

Агон и ἀρετή

Древнегреческую культуру часто называют «агональной», так как считается, что «дух

Агон и ἀρετή Древнегреческую культуру часто называют «агональной», так как считается, что
соревнования» в Древней Греции пронизывал все сферы человеческой деятель­ности: агональность присутствовала в политике, на поле боя, в суде, формировала повседневную жизнь.
Первым этот термин в XIX веке ввел ученый Якоб Буркхардт, который считал, что у греков было принято проводить состязания во всем, что заключало в себе возможность борьбы.
Агональность действительно пронизывала все сферы жизни древнего грека, но важно понимать, что не всякого: изначально агон был важной частью жизни греческой аристократии, а простолюдины в сорев­нованиях участвовать не могли. Поэтому Фридрих Ницше называл агон высшим достижением аристократического духа.
Словарь древнегреческой культуры. https://arzamas.academy/materials/1034

Слайд 13

ἀγών

Собрание людей, особенно «болельщиков», пришедших смотреть игру.
Собрание греков на национальных играх, например,

ἀγών Собрание людей, особенно «болельщиков», пришедших смотреть игру. Собрание греков на национальных
Олимпийские игры.
Борьба, испытание.

Слайд 14

ἀγών как институт воспитания ἀρετή: цель

Образец, заданный Гомером: «Старый Пелей наказал своему

ἀγών как институт воспитания ἀρετή: цель Образец, заданный Гомером: «Старый Пелей наказал
сыну Ахиллу / всегда быть лучшим и превосходить других».
Ксенофонт: «Ликург исхо­дил из тех сооб­ра­же­ний, что хоры наи­бо­лее при­ят­ны для слу­ша­те­лей, а гим­на­сти­че­ские сорев­но­ва­ния инте­рес­ны для зри­те­лей у тех наро­дов, кото­рые часто устра­и­ва­ют состяза­ния. Поэто­му он решил заста­вить юно­шей состя­зать­ся в доб­ро­де­те­ли, чтобы они достиг­ли выс­шей сте­пе­ни доб­ле­сти».

Слайд 15

Ср.: необходимость агона для воспитания у Платона

В плохом государстве власть, «опасаясь своих

Ср.: необходимость агона для воспитания у Платона В плохом государстве власть, «опасаясь
подданных, добровольно никогда не допустит, чтобы они стали достойными, богатыми, сильными, мужественными и вообще сведущими в ратном деле».
Но в идеальном государстве у граждан «будет величайший досуг; они не будут зависеть друг от друга; думаю, что при наших законах они совсем не будут сребролюбивыми. Поэтому только такое государственное устройство из всех существующих ныне, естественное и одновременно разумное, сможет осуществить то воспитание, о котором мы говорилии, и те военные забавы, обсуждение которых мы правильно завершили в нашей беседе».
«Вслед за этим разве не надо упомянуть о гимнастических состязаниях»?
«Надо думать, что тогда будут установлены устроителями состязаний, воспитателем молодежи и стражами законов также разные мусические состязания».

Слайд 16

ἀγών как институт воспитания ἀρετή: методы

Агон как публичное упражнение в ἀρετή, но

ἀγών как институт воспитания ἀρετή: методы Агон как публичное упражнение в ἀρετή,
и как пример для подражания. Алкиной, царь народа феаков, представляет Одиссею состязание в танцевальной ἀρετή:
Рас­по­ряди­те­ли, девять чис­лом, избран­цы наро­да,
Вста­ли. Для игри­ща все при­готав­ли­вать было их дело.
Выровняв место, они от площадки народ оттеснили.
Вестник пришел между тем и принес Демодоку формингу
Звонкую. Вышел певец в середину. Его окружили
Юноши в первой поре возмужалости, ловкие в плясках,
И по площадке священной затопали враз.
…..…. дру­гие же юно­ши, их обсту­пив­ши,
Хло­па­ли мер­но в ладо­ни. И шум полу­чал­ся нема­лый.
Тут Алки­ною-царю ска­зал Одис­сей бого­рав­ный:
«Царь Алки­ной, меж­ду всех феа­кий­ских мужей наи­луч­ший!
Ты похва­лил­ся, что с вами никто не срав­ня­ет­ся в пляс­ке
Прав­да твоя! Это видел я сам и без­мер­но див­лю­ся!» [Гомер].

Слайд 17

Подражание образцу как мотив действия в «культуре стыда»

«Культура вины» (Guilt culture) –

Подражание образцу как мотив действия в «культуре стыда» «Культура вины» (Guilt culture)
культура, в которой соответствие поведения обычаю поддерживается моральным кодексом. В этой культуры также огромное значение получает идея индивидуальной совести. Культура вины ассоциирована с иудео-христианским миром.
«Культура стыда» (Shame culture) – культура, в которой соответствие поведения обычаю поддерживается из-за страха человека быть пристыженным. В культуре стыда, которая существовала во времена Гомера, огромное значение имеет институт репутации (сохранение чести и недопущение публичного позора). В качестве важнейшего мотива действий в культуре стыда выступает подражание лучшим.
φιλονικία
Любовь к победе, соперничество, спор (часто в плохом смысле)
В хорошем смысле: состязание, старание превзойти другого посредством подражания, ср. англ. emulation), подражательное рвение (в смысле: желание сделать что-либо еще лучше).

Слайд 18

Античный агон vs современная конкуренция

Конкуренция – «борьба за достижение больших выгод, преимуществ»

Античный агон vs современная конкуренция Конкуренция – «борьба за достижение больших выгод,
[Толковый словарь Ожегова], «борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли» [Современный словарь иностранных слов].
Агон исконно принципиально отличается от новоевропейской конкуренции, идея которой при всех ее разночтениях не может избавиться от утилитарного акцента. Так, скорее всего, все современные общественно резонирующие культурные типы конкуренции, от музыкальных и литературных конкурсов до олимпийских состязаний, приносят победителям и лауреатам, помимо личного духовного удовлетворения, и немалую материальную выгоду.

Слайд 19

Геродот:

«Здесь к пер­сам при­бы­ло несколь­ко пере­беж­чи­ков из Арка­дии. <…> Их при­ве­ли

Геродот: «Здесь к пер­сам при­бы­ло несколь­ко пере­беж­чи­ков из Арка­дии. Их при­ве­ли пред
пред очи царя и спро­си­ли, что теперь дела­ют элли­ны. <…> Аркад­цы отве­ча­ли, что элли­ны справ­ля­ют олим­пий­ский празд­ник — смот­рят гим­ни­че­ские и иппи­че­ские состя­за­ния. На вопрос пер­са, какая же награ­да назна­че­на состязающимся за победу, те отве­ча­ли: «Победи­тель обыч­но полу­ча­ет в награ­ду венок из олив­ко­вых вет­вей». Тогда Тиг­ран, сын Арта­ба­на, высказал весь­ма бла­го­род­ное мне­ние, кото­рое царь, прав­да, истол­ко­вал как тру­сость. Имен­но, услы­шав, что у элли­нов награ­да за победу в состяза­нии — венок, а не день­ги, он не мог удер­жать­ся и ска­зал перед всем собра­ни­ем вот что: «Увы, Мар­до­ний! Про­тив кого ты ведешь нас в бой? Ведь эти люди состя­за­ют­ся не ради денег, а ради доб­ле­сти!»

Слайд 20

Логическая структура агона

Троянский царевич Парис из-за укрытия стреляет из лука в Диомеда,

Логическая структура агона Троянский царевич Парис из-за укрытия стреляет из лука в
царя Аргоса. Раненый Диомед кричит Парису:
Подлый стрелец, лишь кудрями гордящийся, дев соглядатай!
Если б противу меня испытал ты оружий открыто,
Лук не помог бы тебе, ни крылатые частые стрелы! [Гомер].

Слайд 21

Стратегии достижения цели в Греции и Китае
«непосредственное» vs «косвенное»
«прямое» vs «обходное»
François Jullien.

Стратегии достижения цели в Греции и Китае «непосредственное» vs «косвенное» «прямое» vs
Le Détour et L'Accès (Stratégies du sens en Chine, en Grèce). Paris, Bernard Grasset, 1995
Жюльен Ф. Путь к цели: в обход или напрямик. Стратегия смысла в Китае и Греции. Московский философский фонд. 2001

Слайд 22

Агон ради ἀρετή: запрет на «косвенную» и «обходную» стратегию достижения цели

Павсаний: «у

Агон ради ἀρετή: запрет на «косвенную» и «обходную» стратегию достижения цели Павсаний:
эллинов, за исключением критян, не было в обычае стрелять из лука».
Полибий: предки «убеждены были, что только та победа над противником и почетна, и прочна, которая добыта мужеством в открытом бою. Поэтому-то предки заключали между собою уговоры не употреблять друг на друга ни тайных, ни дальнобойных снарядов, и решение распри видели только в рукопашном бою лицом к лицу с противником».