Содержание
- 2. Родился: 428/427 или 424/423 Дата смерти: Из рода богатых аристократов. Настоящее имя Аристокл, Платон – прозвище
- 3. Влияние Пифагора: религиозная направленность, вера в бессмертие, вера в потусторонний мир, все то, что заключается в
- 4. Пармениид: реальность вечна и вневременна всякое изменение, с логической точки зрения, должно быть иллюзорным. Гераклит: в
- 5. В диалоге «Государство». Вопрос: что такое философ? Философ – это человек, который любит «созерцать истину». Что
- 6. Какое имеется различие между «знанием» и «мнением»? Человек, обладающий знанием, имеет знание о чем-то, то есть
- 7. Отдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства: то, что прекрасно, является также в некоторых отношениях
- 8. Теория является частично логической и частично метафизической. Логическая часть имеет дело со значением общих слов. Имеется
- 9. Понятие «кошка» означает некоторую идеальную кошку, Кошку, созданную Богом и единственную в своем роде. Отдельные кошки
- 10. Может быть много кроватей, существует лишь одна «идея», или «форма», кровати. Точно так же как отражение
- 11. Философия для Платона – это некоторого рода созерцание, «созерцание истины»: оно не является чисто интеллектуальным; это
- 12. В геометрии мы говорим: «Допустим, что ABC действительно является прямоугольным треугольником». Против правил будет задавать вопрос,
- 13. Это нельзя сделать посредством рассудка, но, согласно Платону, это можно сделать с помощью разума, который показывает,
- 14. Бог сделал лишь одну кровать, и было бы естественно предположить, что он сделал только одну прямую
- 15. Различие между ясным интеллектуальным созерцанием и неясным созерцанием чувственного восприятия посредством аналогии со зрительным ощущением. Зрение
- 16. Тех, кто лишен философии, можно сравнить с узниками подземной пещеры, которые способны видеть только в одном
- 17. Но ему будет трудно убедить их, потому что после солнечного света он будет менее, чем они,
- 18. «После этого, – сказал я, – ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и
- 19. – Это я себе представляю. – Так представь же себе и то, что за этой стеной
- 20. Знание и истина подобны благу, но благо следует ставить выше. «Благо не есть существование, оно за
- 21. То, что получается через органы чувств, недостойно называться «знанием» и единственно реальное знание должно иметь дело
- 22. «Человек есть мера всех вещей», то есть что: «…какой мне кажется каждая вещь, такова она для
- 23. К теории Протагора Сократ добавляет теорию Гераклита, что все всегда изменяется, то есть что «все вещи,
- 24. Поскольку 6 больше 4, но меньше 12, число 6 одновременно и велико и мало, что является
- 25. Восприятие рассматривалось как обусловленное взаимодействием между предметом и каким-либо органом чувств, причем тот и другой, согласно
- 26. Протагор должен был равным образом допускать в качестве меры всех вещей и свиней и обезьян, поскольку
- 27. Сократ пытается найти ответ на многие из этих возражений, поставив себя на место Протагора. Что касается
- 28. Вещь может изменяться двумя способами – путем перемещения и путем изменения качества, и считается, что доктрина
- 29. Это влечет за собой неудобные последствия. Мы не можем сказать «это есть белое», потому что если
- 30. Этот аргумент сводится к следующему: что бы ни находилось в постоянном движении, значения слов должны быть
- 31. Мы воспринимаем больше через глаза и уши, чем глазами и ушами: некоторая часть нашего знания не
- 32. Мы воспринимаем твердое и мягкое через осязание, но именно душа судит о том, что они существуют
- 33. знание есть восприятие; человек есть мера всех вещей; все находится в состоянии постоянного движения. Три взаимосвязанных
- 34. «Нет обучения, но есть лишь воспоминание» Он претендует на то, чтобы доказать свою точку зрения, заставив
- 35. Мы не можем выражать свои мысли на языке, целиком состоящем из имен собственных, но должны иметь
- 36. Участвовали Парменид (65), Зенон (40) и Сократ (юноша). Сократ излагает теорию идей. Он уверен, что существуют
- 37. Сократ: «…существуют известные идеи, названия которых получают приобщающиеся к ним другие вещи, например, приобщающиеся к подобию
- 38. Парменид продолжает воздвигать препятствия: а) приобщается ли каждая индивидуальная вещь к целой идее или к части
- 39. в) Сократ высказывает мысль, что, возможно, идеи являются лишь мыслями, но Парменид указывает, что мысли должны
- 40. Теория идей не отвергается полностью. Без идей, говорит Сократ, не будет ничего, на чем ум может
- 41. Различие между реальностью и видимостью не может иметь таких последствий, какие приписываются ему Парменидом, Платоном. Если
- 42. Платон и не подумал бы отрицать то, что многие кровати представляют явление, хотя имеется лишь одна
- 43. Подробно описана в диалоге «Федон». В нем дано описание последних минут жизни Сократа: его беседа непосредственно
- 44. Спокойствие Сократа в его последний час связано с его верой в бессмертие, и важное значение «Федона»
- 45. В «Федоне» описывается последний час Сократа. С него сняли оковы и позволили ему свободно беседовать со
- 46. Смерть, говорит Сократ, есть отделение души от тела. Дуализм Платона: между реальностью и видимостью, идеями и
- 47. Философы, говорит Сократ, пытаются освободить душу от общения с телом, тогда как другие люди считают, что
- 48. Мы не можем знать, существовало ли такое место, как Афины, или такой человек, как Сократ; его
- 49. Мысль является наилучшей когда ум сосредоточен на себе и ему не мешают ни зрение, ни слух,
- 50. «Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за
- 51. Ибо если, не расставшись с телом, невозможно достичь чистого знания, то одно из двух: или знание
- 52. …А очищение – не в том ли оно состоит… чтобы как можно тщательнее отрешать душу от
- 53. Первый аргумент состоит в том, что все, что имеет свою противоположность, рождается из того, что ему
- 54. Второй аргумент состоит в том, что знание является воспоминанием и поэтому душа должна существовать еще до
- 55. Кебес сказал: «Доказана лишь половина того, что требуется доказать, а именно, что наши души существовали до
- 56. Сократ: Говорит, что это следует из того, что, все порождается своей противоположностью, согласно чему смерть должна
- 57. Душа, будучи вечной, остается сама собою, созерцая вечные вещи, то есть сущности, но она теряется, впадает
- 58. «…Когда душа пользуется телом, исследуя что-либо с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства (ведь исследовать
- 59. Только истинный философ отправляется после смерти на небо. «Но в род богов не позволено перейти никому,
- 60. Один из собеседников, Симмий приводит мнение Пифагора о том, что душа есть гармония, и настаивает: если
- 61. Излагается в диалоге «Тимей». Тимей – астроном пифагореец. Диалог был переведен на латинский язык Цицероном и
- 62. То, что неизменно, постигается разумом и мышлением; то, что изменяется, принадлежит мнению. Мир, будучи чувственным, не
- 63. Бог вселил ум в душу, а душу – в тело. Он сделал мир как целое живым
- 64. Четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля, – каждый из которых, находятся в постоянной пропорции:
- 65. До этого не было ни дней, ни ночей. Мы не должны говорить о вечной сущности, что
- 66. Земля, воздух, огонь и вода не являются первыми началами, буквами или элементами; они даже не являются
- 67. Теория пространства как нечто промежуточное между миром сущностей и миром преходящих чувственных вещей. «…Во-первых….есть тождественная идея,
- 68. Истинными элементами материального мира являются не земля, воздух, огонь и вода, но два вида прямоугольных треугольников:
- 69. Человек имеет две души: одну бессмертную и другую – смертную; одну – созданную Богом и другую
- 71. Скачать презентацию