Содержание
- 2. Традиционная Э. Основные программы традиц. Э: эмпиризм и рационализм. отдавала предпочтение решению нормативной задачи.
- 3. Традиционная Э предложила классический идеал научности. "Идеал научности" = система познавательных ценностей и норм. Основоположения классического
- 4. Формы классического идеала а) математический идеал научности (логическая ясность, строго дедуктивный характер, непреложность выводов, обеспечиваемая неприятием
- 5. Ростки “дескриптивной Э.” начиная со второй пол. ХIХ в. А) натурализм (В трактовке эпистемологич. вопросов Дарвин
- 6. Был сделан вывод о «теоретической нагруженности» базиса науки и о том, что эмпирич. данные не могут
- 7. Сегодня: натурализм (возрождение) социальная эпистемология.
- 8. В рамках натурализма можно выделить несколько взаимосвязанных направлений: натурализованная Э. эволюционная Э. 3. радикальный конструктивизм в
- 9. Натурализованная Э Уиллард ван Орман Куайн (1908-1997). Влияние Карнапа и Нейрата. Программа “спасения эмпиризма”. «Эпистемологические проблемы
- 10. Каким образом происходит обучение? - в контексте обучения языку. Два основных шага: От стимула к предложениям
- 11. 2) Первичным языковым элементом у К. выступают не слова, а предлож-я, что отражает его холистскую позицию.
- 12. 3) “Глобальный стимул” – вне субъекта. Но стимулы не следует отождествлять с объектами. Объекты явл. продуктом
- 13. 4) Принципиальная неопределенность перевода. Радикальный перевод («гавагаи» и «заяц») связан с переносом наших концептуальных схем и
- 14. 5) Онтолог. относит-ть: содержание высказываний зависит от контекста. Мы говорим о предметах и их качествах, находясь
- 15. “Но, что касается меня, то я, как “правоверный” физик, верю в физические объекты, а не в
- 16. Эволюционная эпистемология Два направления с разными задачами: - предметом явл. эволюция органов позн-я и познават. способ-тей
- 17. Осн. идеи: 1. Жизнь = процесс получ-я информации. 2. Живые существа обладают системой априорных (ВРОЖД) когнитивных
- 18. Основоположник – австр. этолог, Нобел. лауреат Конрад Лоренц (1903-1989).
- 19. Шел от Канта. Априорн. структуры позн-я: «Если мы понимаем наш разум как функцию органа, то ответ
- 20. Отличие от Канта: эти априорные особ-ти не вечны, изменяются и не противостоят действ-ти (т.е. Кант не
- 21. Фаллибилизм! Приспособленность к опред. аспектам действ-ти. Все организмы = отраж-я своего окруж.мира («Оборотная сторона зеркала»). Научное
- 22. Герхард Фоллмер (р.1943) Гл. соч. = «Эволюционная теория позн-я». Гипотетический проективный реализм.
- 23. Позн-е = адекватная реконструкция внешних структур в субъекте. Не отраж-е (как у эмпириков), а взаимодействие S
- 24. 3. Познание явл. полезным, оно повышает шансы репродукции, приспособл-ть организмов. Внутр. реконструкция не всегда корректна, но
- 25. 4. Биологически – эволюция есть процесс мутаций и селекции, теоретико-познавательно – процесс предполож-й и опровержений. 5.
- 26. 6. Мезокосмос: мир, к к-рому приспособился наш познават. аппарат (мир средних размеров) = лишь срез, часть
- 28. К.Р.Поппер (1902-1994) От фальсификации к поиску лучшей теории = эволюция знания и науки.
- 29. 1. «Специфически человеч. спос-ть познавать, как и спос-ть производить научное знание, явл. рез-тами естеств. отбора». Априоризм
- 30. «Мы всегда стоим лицом к лицу с практич. проблемами, а из них иногда вырастают теоретич. проблемы,
- 31. Однако даже лучшие теории - всегда наше собств. изобретение. Они полны ошибок. Проверяя наши теории, мы
- 32. Этот взгляд на прогресс науки очень напоминает взгляд Дарвина на естеств. отбор путем устран-я неприспособленных -
- 33. В чем же разница между амебой и Эйнштейном? Глав. разница между амебой и Эйнштейном не в
- 34. 3. Ученому-человеку, такому как Эйнштейн, позволяет идти дальше амебы владение специфически человеческим языком. В то время
- 35. 3 стадии разв-я языка (в завис-ти от биолог. функции): А) экспрессивная функция - внешнее выраж-е внут.
- 36. Б) сигнальная функция (функция «запуска»). В) дескриптивная (репрезентативная) функция (только чел.яз.) Новое: чел. яз. может передавать
- 37. «Сущ. обратная связь между языком и разумом. Язык работает как прожектор: как прожектор выхватывает из темноты
- 38. Радикальный априоризм! Априоризм интеллект.функций проявл. как генетический априоризм: функции врожденны, и они явл. усл-ями позн-я действ-ти.
- 39. По сути – сама эволюция начинает трактоваться как познават. процесс, а под познанием подразумевается любой процесс
- 40. Критика ЭЭ 1. Адаптивность представлений не всегда совпадает с их истиностью (А. Плантинга – «эволюционный аргумент
- 41. А если аппарат познания мешает выживанию? (память, органы чувств, аналитический аппарат и т.п. – энергетически затратно)
- 42. Многие эволюционные изменения вообще не несут адаптивного смысла (S.Gould, R.Lewontin.«Надсводное пространство собора св. Марка…») Историческая инерция
- 43. Надежность наших познават. процессов нельзя обосновать ссылками на их генезис Эволюция познават.способностей = случайный исторический багаж?
- 44. Социобиология 1975 - книга энтомолога Эдварда Уилсона «Sociobiology: The New Synthesis». Попытка объяснить такие типы социального
- 45. "Человеческое сознание, - это устройство для выживания и воспроизводства, а разум всего лишь один из инструментов
- 46. Задача -"демистифицировать социальный мир", для этого надо систематически изучать биологические основы всех форм социального поведения. (Ответ
- 47. Биограмма человека = центр. понятие социобиологии (врожденный репертуар поведения, матрица с закодированными в ней модусами социальных
- 48. Развитие человеческого общества направляется внутренней логикой биологической эволюции, а отнюдь не "сознательно" создаваемыми людьми идеалами и
- 49. Майкл Рьюз (Ruse) - соврем. канад. ф-ф, историк и методолог науки Очерк: "Эволюционная эпистемология: может ли
- 50. Разум - это не более чем одно из орудий в борьбе за биологич. превосход-ство: «Человеческое сознание
- 51. Науч. теория м.б. культурогеном или схватываться рядом культурогенов. Любая специфическая теория может сравниваться и отличаться от
- 52. Проблема: как "культурогены" организуются, изменяются, переходят от одного поколения к следующему, как эти процессы соотносятся с
- 53. М.Рьюз: "Человек или общество, овладевшие принципами, скажем, механики,… будут более успешными в освоении окружающей среды, чем
- 54. Знание = фактор эволюции общ-ва. Почему мы отдаем предпочтение одним культурогенам перед другими? - Результат адаптации.
- 55. Эпигенетические правила Ограничительное начало в психике человека генетически предрасполагает к определенным выборам, действиям, социальному поведению. Направление
- 56. «Чувства, обязанности, к-рые мы испытываем по отн-ю к членам нашей семьи, порождены эпигенетическими правилами и сформировались
- 57. Применительно к научному познанию: наука является эмпирической, поскольку основывается на свидетельствах чувств. Т.е. она базируется на
- 59. Скачать презентацию