Лю́двиг Андре́й фон Фейерба́х

Слайд 2

Лю́двиг Андре́й фон Фейерба́х

 атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма

Лю́двиг Андре́й фон Фейерба́х атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля
фон Фейербаха. В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше.

Слайд 3

Биография

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Карла Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля затем слушал самого Гегеля

Биография Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Карла Дауба, от которого и
в Берлине. Также учился в Эрлангенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.
Умер в бедности в возрасте 68 лет. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций.

Слайд 4

Основные работы

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до

Основные работы Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона
Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Слайд 5

Философские взгляды

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью,

Философские взгляды Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был
разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Слайд 6

Философские взгляды

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его

Философские взгляды Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это
к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Слайд 7

Цитаты

«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем

Цитаты «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а
уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» («Сущность христианства»)
«Этими словами, господа, я заключаю свои лекции и желаю лишь, чтобы мне удалась та задача, которую я себе поставил в этих лекциях и которую я изложил ещё в самом начале курса, а именно — превратить вас из друзей бога в друзей человека, из верующих — в мыслителей, из молельщиков — в работников, из кандидатов потустороннего мира — в исследователей этого мира, из христиан, которые, согласно их собственному признанию и сознанию, являются „наполовину животными, наполовину ангелами“, — в людей, в цельных людей» («Сущность религии» или «Лекции о сущности религии»)
«Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии»