Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Субъективный идеализм Фихте
развился из теоретических и
этических работ Канта.
Положения Наукоучения Фихте:
«Я

Субъективный идеализм Фихте развился из теоретических и этических работ Канта. Положения Наукоучения
полагает самого себя»
«Я полагает не-Я»
«Я полагает не-Я и Я вместе»

Слайд 3

Достоинства философии Фихте

Сознательное применение диалектики как метода построения философской системы
Преодоление, хотя и

Достоинства философии Фихте Сознательное применение диалектики как метода построения философской системы Преодоление,
субъективно идеалистическим способом, кантовского дуализма вещи-в-себе и явления, проведение строго монистического принципа в гносеологии
Обоснование суверенитета, достоинства личности, акцент на деятельной стороне жизни человека, творца социальной реальности, но прежде всего – самого себя.

Слайд 4

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Слайд 5

Основные философские заслуги
Гегеля:
Разработка теории объективного
идеализма.
Разработка всеобщего философского
метода – диалектики.

Основные

Основные философские заслуги Гегеля: Разработка теории объективного идеализма. Разработка всеобщего философского метода
произведения:
«Феноменология духа»,
«Наука логики».

Слайд 6

Процесс раскрытия мирового духа

Ступень логики – безличное, “чистое” т.е. непредметное мышление, конструирующее

Процесс раскрытия мирового духа Ступень логики – безличное, “чистое” т.е. непредметное мышление,
само из себя систему логических категорий (“Наука логики”)
Ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, “инобытие” , - на этой ступени появляется человек как итог развития природы, преодолевающий ее материальность(“Философия природы”)
Ступень духа - история собственно человеческой духовной жизни, в которой мировой дух доходит до философии, открывающей источник мирового развития – абсолютную идею, таким образом он возвращается к себе, познает самого себя через философию. В самопознании- смысл и цель движения и развития Мирового Духа (“Феноменология духа”)

Слайд 9

Философия духа

Субъективный дух (сознание человека)
Объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
Абсолютный дух последовательно

Философия духа Субъективный дух (сознание человека) Объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
воплощается в:
1) Искусстве (посредством чувственного образа)
2) Религии (посредством представления)
3) Философии (посредством спекулятивного понятия)

Слайд 11

Диалектика – учение о развитии.
Законы диалектики:
Закон единства и борьбы
противоположностей.
Закон отрицания отрицания.
Закон

Диалектика – учение о развитии. Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей.
перехода количественных
изменений в качественные.

Слайд 12

Диалектический метод Гегеля

“Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения”
“Противоречие есть

Диалектический метод Гегеля “Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения”
корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью.”
Тезис – Антитезис – Синтез (снятие)

Слайд 16

Сначала общество не знает отдельного
сословия судей: суд и расправа в
первобытном

Сначала общество не знает отдельного сословия судей: суд и расправа в первобытном
племени творится всеми
самостоятельными членами племени на
общем собрании. Мало-помалу судебная
власть отделяется от граждан, делается
монополией особенного сословия. Но вот
общество развивается далее, вместо судей
произнесение приговора вручается
присяжным, то есть простым членам
общества, не имеющим никакого ученого
подготовления к юридической технике, и
возвращается первобытная форма суда.

Слайд 17

Человек нецивилизованный и неученый прост в
разговоре, натурален во всех движениях, не

Человек нецивилизованный и неученый прост в разговоре, натурален во всех движениях, не

знает заученных поз и искусственных фраз. Но
едва помазался он лоском образованности
школьной и светской, он начинает держать
себя и говорить так, как не умеет простой
человек. Развиваясь, это искусство достигает
блистательного цвета. Но человек истинно
ученый и человек, получивший истинно
светское образование, говорит и ходит,
кланяется, садится и встает с такою же
простотою и непринужденностью, как
совершенно простой человек в своем кругу.

Слайд 19

Периодизация истории

1. Восточный мир (Китай, Индия, Египет) – здесь свободен один человек–

Периодизация истории 1. Восточный мир (Китай, Индия, Египет) – здесь свободен один
деспот
2. Греческий мир – здесь свободны некоторые – граждане полиса
3. Германский мир с появлением христианства – здесь свободны все

Слайд 20

Новизна философии Гегеля

В представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном)

Новизна философии Гегеля В представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не
движении мирового духа, а следовательно, всех его воплощений (природы, истории, искусства, науки, религии и самого индивида)
В усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий
В последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания

Слайд 21

Немецкая классическая
философия.
Материализм.

Л. Фейербах.
Вульгарный материализм.
Марксизм.

Немецкая классическая философия. Материализм. Л. Фейербах. Вульгарный материализм. Марксизм.

Слайд 22

Людвиг Фейербах
(1804-1872)

Людвиг Фейербах (1804-1872)

Слайд 23

Л. Фейербах разрабатывал теорию
антропологического материализма,
обосновывал следующие положения:
Единственно существующими реальностями являются

Л. Фейербах разрабатывал теорию антропологического материализма, обосновывал следующие положения: Единственно существующими реальностями

природа и человек.
Человек есть часть природы.
Человек является единством материального и
духовного.
Окружающий мир познаваем, а познавательные
способности человека безграничны.
Полноценная реализация человеком своего «Я»
возможна только во взаимодействии с «Ты»
(с другими людьми), человек может жить только
в обществе.
Бога как самостоятельной реальности не существует,
Бог – плод воображения человека.

Слайд 24

Этапы отчуждения человеческой сущности

Осознание зависимости от неизвестных природных сил
Антропоморфизация природных сил (наделение

Этапы отчуждения человеческой сущности Осознание зависимости от неизвестных природных сил Антропоморфизация природных
их человеческими свойствами) с целью совладать с ними, по началу они мыслились в грубой телесной форме
Очищение их от случайных элементов, проявление в них бесконечной человеческой родовой сущности
Поклонение всесовершенному существу, признание себя ничтожным по отношению к Богу и признание своей от него зависимости

Слайд 25

Философия вульгарных материалистов

Сторонники вульгарного материализма:
Единственной реальностью считали материю.
Отрицали за сознанием качество идеальности,

Философия вульгарных материалистов Сторонники вульгарного материализма: Единственной реальностью считали материю. Отрицали за

пытались объяснить сознание как химический
процесс.
В своих исследованиях опирались на
достижения естественных наук.
Значительно упрощали положения
традиционного материализма.

Слайд 26

Людвиг Бюхнер
(1824 -1899)

Якоб Молешотт
(1822-1893)

Карл Фохт
(1817-1895)

Людвиг Бюхнер (1824 -1899) Якоб Молешотт (1822-1893) Карл Фохт (1817-1895)