Немецкая классическая философия. Лекция 7

Содержание

Слайд 2

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии
за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• прийти к выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления;
• "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Слайд 3

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие четыре основные

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие четыре основные
направления:

1) немецкая классическая философия (первая половина XIX в.) – творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени: • Иммануила Канта (1724 - 1804); • Иоганна Фихте (1762 - 1814); • Фридриха Шеллинга (1775 - 1854); • Георга Гегеля (1770 - 1831); • Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
2) материализм (середина и вторая половина XIX в.) - философией Людвига Фейербаха; • марксистской философией (классический материализм) – Карл Маркс и Фридрих Энгельс; • творчеством вульгарных материалистов.
3) иррационализм (вторая половина и конец XIX в.) - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. - Артур Шо­пенгауэр,
4) «филосо­фия жизни» (вторая половина и конец XIX в.) - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности. - Фридрих Ницше.

Слайд 4

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.)

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.)
к исследованию челове­ческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: 
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель) - существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности.
субъективный идеализм (Фихте) - отрицание существования независимой от воли и сознания субъекта реальности.
материализм (Фейербах) - материя, как объективная реальность, является первоначалом.

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении.

Слайд 5

Философия Иммануила Канта

Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ,

Философия Иммануила Канта Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 -
профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический ( проблемы естествознания и природы); • критический (вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии).
Фило­софские произведения Канта: • "Критика чистого разума"; • "Критика практического разума"; • "Критика способности суждения".
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака;
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

Слайд 6

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в.
1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности. Кант ыдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Философия Иммануила Канта

Слайд 7

Философия Иммануила Канта

Философия Иммануила Канта

Слайд 8

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат
познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание: • апостериорное знание; • априорное знание; • "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
!!! Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность !!!

Философия Иммануила Канта

Слайд 9

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окру­жающего мира (образы от непознаваемых

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окру­жающего мира (образы от непознаваемых
«вещей в себе»), также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
1) чувственность – первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
2) рассудок – следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в «системе координат» про­странства и времени (например, количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);
3) разум – высший уровень сознания, формами которого являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

Философия Иммануила Канта

Слайд 10

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о

Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение
категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: • количество; • качество; • отношение; • модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)
Сами категории: • количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

Философия Иммануила Канта

Слайд 11

Кант выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность. Главные вопросы "Критики практического разума": • Какой

Кант выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность. Главные вопросы "Критики практического
должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное; • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие; • мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Философия Иммануила Канта

Слайд 12

В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей

В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант
целесооб­разности: • целесообразности в эстетике; • целесообразности в природе ; • целесообразности духа.
Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

Философия Иммануила Канта

Слайд 13

Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке

Историческое значение философии Канта в том, что им было: • дано основанное
(механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия Иммануила Канта

Слайд 14

Философия Георга Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а

Философия Георга Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор
затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: • "Феноменология духа"; • "Наука логики"; • "Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.
Абсолютная идея - это: • единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Слайд 15

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя

Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором
сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде: • окружающего мира; • природы; • человека; • а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме:
Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Само отчуждение включает в себя: • творение материи из воздуха; • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; • искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.

Философия Георга Гегеля

Слайд 16

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной человеком.

Философия Георга Гегеля

Слайд 17

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было
четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. 
Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются движущей силой прогресса.

Философия Георга Гегеля

Слайд 18

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в
идею свобо­ды, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы), однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Философия Георга Гегеля

Слайд 19

Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования

Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля: • государство — форма существования
Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса; • противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием.
«Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно».

Философия Георга Гегеля

Слайд 20

Философия Вильгельма Шеллинга

Натурфилософия: Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма.

Философия Вильгельма Шеллинга Натурфилософия: Шеллинг дает объяснение природы и делает это с
Суть филосо­фии природы Шеллинга можно свести к следующему: природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; материя и дух едины и являются свойствами природы, раз­личными состояниями абсолютного разума; движущей силой природы является ее полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие.
Практическая философия Шеллинга решает вопросы соци­ально-политического характера, хода истории: главной проблемой человечества в целом и главным предме­том философии, по Шеллингу, является проблема свободы; люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй дол­жен распространяться от государства к государству, и человече­ство должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;  проблема от­чуждения, которое представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью; размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятель­ность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отри­цанию какой-либо логики закономерности в истории и воспри­ятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.