Слайд 2Немецкая классическая философия
Подарила миру 5 величайших имён, которые вошли в «золотой фонд»
мировой философии:
Иммануил Кант
Иоганн Готлиб Фихте
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Людвиг Андреас фон Фейербах
Слайд 3Особенности немецкой классической философии:
схожее понимание всеми авторами роли философии: философия –
это критическая совесть культуры, это саморефлексия человека. Гегель подчеркивал: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении»;
универсализм, энциклопедизм и системность философских построений в сочетании с внутренней дифференциацией;
разработка диалектического метода мышления и познания;
перенос центра внимания с анализа природы (объекта) на исследование самого человека как субъекта, человеческого мира и истории. При этом
человек рассматривается в контексте культуры;
утверждение принципа свободы и других гуманистических ценностей.
Слайд 4ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804)
Основоположник немецкой классической философии
Первый из философов нового времени
осознанно подошел к учению о категориях:
“Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий”.
Слайд 5Философия Канта
1. Докритический период (1724-1770)
(Кант – ученый, изучающий природу. Космологический трактат «Всеобщая
естественная история и теория неба»)
2. Критический период (1770-1804)
(Кант – философ идеалист и агностик, пытается преодолеть механистичность и созерцательность в понимании взаимосвязи субъекта и объекта познания («Критика чистого разума»), разрабатывает новое понимание нравственности («Критика практического разума») и решает проблемы эстетики («Критика способности суждения»).
Слайд 6Докритический период:
-Выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы (теория Канта-Лапласа);
Разработал теории различных физических
явлений (приливов и отливов, ветра и др.);
Изучал проблемы развития жизни;
- Выступил против духовидения и других проявлений мистики.
Слайд 7Философия, по И. Канту, должна сосредоточиться на решении трёх вопросов:
«Что я
могу знать?»,
«Что я должен делать?»,
«На что я могу надеяться?», «Почему природа целесообразна?»
из решения которых вытекает решение главной проблемы:
«Что Я есть такое – человек?».
В целом его философия характеризуется как «трансцендентальный идеализм» (от лат. «трансцендере» – выходящий за пределы опыта), поскольку ее основные понятия и принципы носят внеопытный, по сути божественный характер и постигаются прежде всего интуитивно.
Слайд 10«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
Категорический императив (безусловное требование нравственного поведения) имеет 2 формулировки:
1) Поступай
всегда так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего закона;
2) Поступай так, чтобы в своем лице и в другом человеке всегда видеть цель, но никогда только средство.
Слайд 12Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Вершина немецкой классической философии
Исходный принцип его философии –
конкретное тождество мышления и бытия на основе первичности первого.
Является автором концепции «абсолютного идеализма», который может быть охарактеризован как панлогизм («Всё действительное – разумно, все разумное – действительно»).
Создатель теоретической диалектики как учения о саморазвитии, разработчик её основных категорий, законов и принципов (хотя и на объективно-идеалистической основе).
Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философская пропедевтика»
Слайд 13Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира,
его предметов и явлений
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить
Слайд 14В процессе своего диалектического саморазвития "идея" Гегеля проходит три основных этапа.
Слайд 16Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума
Все
действительное разумно
Слайд 17Любое развитие происходит по схеме (триада)
Слайд 18Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы диалектики.
Слайд 19Людвиг Андреас фон Фейербах
(1804 – 1872)
Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или
натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека.
Главное сочинение Фейербаха – “Сущность христианства”.