Философия права

Содержание

Слайд 2

«Философия права» Гегеля (1770—1831)

— одна из наиболее знаменитых работ во всей

«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей
истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. Последующая — вплоть до современности — историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемон­стрировала его непреходящее значение.
Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями[19]. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрывается в «Философии права»[20]. Этой понятийной трактовкой права «Философия права», содержащая систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному, отличается от всех других произведений Гегеля, где в той или иной мере и форме также затрагивается тематика права и объективного духа.

Слайд 3

В «Философии права» отчетливо видно, как кажущийся первоначально политически нейтральным понятийный аппарат

В «Философии права» отчетливо видно, как кажущийся первоначально политически нейтральным понятийный аппарат
все более наполняется политико-этическим смыслом, обозначая определенную политическую и этическую позицию. Понятие права самоуглубляется и движется от абстрактного к наивысшему, т. е. к конкретно истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные «снимаются». В плане политических и этических результатов гегелевского применения диалектики это означает превращение процедуры и схемы движения понятия права в табель о политических рангах субъектов общественной и государственно-правовой жизни. В логико-диалектических формах и процедурах конкретизации понятия в гегелевской философии права решаются политические судьбы. Личность, семья, общество, государство — это не только последовательность предметов исследования, но и шкала их реальной ценности, объективной значимости в диалектически иерархизированной политической и правовой жизни.

Слайд 4

 Место философии права в системе философских и правовых наук.

Философия права – это

Место философии права в системе философских и правовых наук. Философия права –
единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Слайд 5

Структура философско-правового знания.

Онтология права

исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия

Структура философско-правового знания. Онтология права исследуются проблемы природы права и его оснований,
права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом;

Слайд 6

Антропология права

рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение

Антропология права рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как
личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и .т.д. В рамках права такого раздела, как правовая антропология, вопрос об общем критерии правомерности, рассматриваются антропологические основы правопорядка в целом и прав человека в особенности;

Слайд 7

Гносеология права

 исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и

Гносеология права исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни
методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины;

Слайд 8

Структура философско-правового знания.

 Аксиология права

исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия

Структура философско-правового знания. Аксиология права исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия,
ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права оиными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;

Слайд 9

Прикладной раздел

разделение рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная

Прикладной раздел разделение рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей,
юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и. выгод, собственность), процессуального и уголовного прав и других отраслей права

Слайд 10

Мировоззрение

представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке,

Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и
об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.