некая хаотическая, небытийная первоматерия, которая способна принимать любые формы, становясь оформленной материей. Материя, как и идея, вечна.
Если идеии вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени, то мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени. В природе все изменчиво, преходяще, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время и погибает навечно. Для объяснения динамики чувственного природного мира Платон ввел третье начало – мировую душу. Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности.
Платон показал, что в человеке, помимо его способностей воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует и действует некая сила какой-то другой природы, благодаря которой осуществляется переход в духовное измерение.