Предмет и специфика философского знания

Содержание

Слайд 2

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Слайд 3

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

Слайд 4

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия являет собой один из наиболее замечательных результатов человеческой цивилизации и

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Философия являет собой один из наиболее замечательных результатов человеческой цивилизации
культуры,
включающей в свой состав богатейшие духовные традиции многих поколений людей о смыслах бытия и важнейших ценностях таких как:
истина, добро, красота, справедливость.
Предназначение философии -
создавать универсальные объяснительные модели сущего в целом и отдельных его элементах.

Слайд 5

ПЛАН 1. Предмет и природа философского знания. 2. Соотношение философии и мировоззрения. 3.

ПЛАН 1. Предмет и природа философского знания. 2. Соотношение философии и мировоззрения.
Основной вопрос философии. 4. Философия как методология. 5. Функции философии.

Слайд 6

Философия представляет собой особый вид духовной деятельности, который заключается в осмыслении основания

Философия представляет собой особый вид духовной деятельности, который заключается в осмыслении основания
бытия, способа познавательной деятельности, а также сущности не только явлений природы, но и общественной жизни. Целостное понимание мира, предполагает включение в этот мир, человека не только в качестве продукта природной, социальной эволюции, но самое главное - человека как субъекта, обладающего способностью активно и сознательно воздействовать на окружающий мир.

Слайд 7


Приступая к изучению философии, вначале выясним терминологию «философия»
ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к

Приступая к изучению философии, вначале выясним терминологию «философия» ΦΙΛΟЅΟΦΙΑ – «любовь к
мудрости»
(от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость)
Но философия и мудрость, это не одно и тоже.
Любовь к мудрости, являясь рационально теоретическим рассуждением, еще не делает человека, ее обладателем,
но является важным условием, чтобы овладеть
философским знанием

Слайд 8

Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой на плече. Эта

Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу мудрости, с совой на плече. Эта
птица, как известно, хорошо видит в ночной тьме. Бесшумно совершает свой полет, все это напоминает нам мысль, которая озаряется идеей, а идея дает импульс – действию.

Слайд 9

В древности, люди решали самые разнообразные возникающие в жизни задачи. Для их

В древности, люди решали самые разнообразные возникающие в жизни задачи. Для их
решения, необходимы были обширные знания, которыми обладали немногие. Те, кто обладал способностями сохранять в памяти такие знания ( о природе, обществе и деятельности) в родовой общине были советниками и как правило их называли - мудрецами

Слайд 10

В.И. Вернадский в отношении философии говорил, - подлинная философия это глубоко личное,

В.И. Вернадский в отношении философии говорил, - подлинная философия это глубоко личное, индивидуальное знание.
индивидуальное знание.

Слайд 11

Философия в своем зарождении мыслилась не как сбор существующих частных знаний, а

Философия в своем зарождении мыслилась не как сбор существующих частных знаний, а
как стремление к истине, добре, красоте и справедливости на основе рефлексии (от греч. reflexio – размышляю, оцениваю). На этой основе, и возникает особый стиль мышления, позволяющий скреплять взгляды высокой культуры миропонимания в устойчивую систему жизненных принципов. Особенность предмета философии, отличающая ее от других форм общественного сознания, состоит в том, что философия не только рефлективная система, выражающая наиболее общее видение мира, но и система принципов, которая учит «искусству жить» разумно.

Слайд 12

Предмет философии – наиболее общие законы развития Объект философии – природа, общество, мышление

Предмет философии – наиболее общие законы развития Объект философии – природа, общество, мышление и познание
и познание

Слайд 13

Предмет философии исторически изменялся в соответствии с изменениями природы, общества и самого

Предмет философии исторически изменялся в соответствии с изменениями природы, общества и самого
человека. Первые философы античности главным образом стремились открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

Слайд 14

Мыслители прошлого находили ответы и давали продуманные и аргументированные решения. История сохранила

Мыслители прошлого находили ответы и давали продуманные и аргументированные решения. История сохранила
немало имен мудрецов, которые предлагали интересные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы, обобщали накопленный опыт, предыдущего поколения.

Слайд 15

Материализм и диалектика в древней Греции. Милетская школа. Гераклит. Демокрит.


Материализм и диалектика в древней Греции. Милетская школа. Гераклит. Демокрит. Фалес (VII-VI
Фалес (VII-VI вв. до н. э.)
Был первым философом, первым математиком, первым астрономом и первым физиком.
По свидетельству современников, он предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней, составил календарь; кроме того, был строителем мостов, гидротехником, создателем гидравлических часов.
Фалес доказал, что диаметр делит круг пополам, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и другие теоремы геометрии.

Слайд 16

Пифагор (вторая пол. VI в. начало V в. до н.э.)
Первый, кто

Пифагор (вторая пол. VI в. начало V в. до н.э.) Первый, кто
объяснял слово «философия»
Смысл философии по мнению Пифагора
– в поиске истины

Слайд 17

Софисты от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека, авторитетного в

Софисты от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека, авторитетного в
различных вопросах жизни, но в дальнейшем появились платные учителя, учившие красноречию и умению доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным. В суждениях софист, сознательно нарушал логико-понятийную структуру мысли. Смотри софизмы – «Лысый», «Рогатый», «Куча» и др.

Слайд 18

софисты

от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека, авторитетного в различных

софисты от (греч. sophistes – мудрый) и обозначало вначале человека, авторитетного в
вопросах жизни, но в дальнейшем появились платные учителя, учившие красноречию и умению доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным.

В суждениях софисты, сознательно нарушали логико-понятийную структуру мысли.

Слайд 19


Платон
(V – IV вв. до н. э.)
родился

Платон (V – IV вв. до н. э.) родился в Афинах. Его
в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл.
Платон сначала был учеником Кратила (последователя Гераклита), затем — Сократа (встретился с ним в возрасте примерно двадцати лет).
В Афинах Платон основал собственную школу — Академию (по имени мифического героя Академа (Akademos)

Слайд 20

Платон (428-347) полагал, что задача философии в познании вечных и абсолютных истин,

Платон (428-347) полагал, что задача философии в познании вечных и абсолютных истин,
которые открываются только философам, наделенных мудростью от рождения.

Слайд 21

Учение Аристотеля – квинтэссенция древнегреческой философии.


Аристотель (384—322 до н. э.)

Учение Аристотеля – квинтэссенция древнегреческой философии. Аристотель (384—322 до н. э.) Древнегреческий
Древнегреческий философ и учёный.
Родился в Стагире.
В 367 отправился в
Афины и, став учеником Платона, в
течение 20 лет, вплоть до смерти Платона
(347), был участником его Академии.
В 343 был приглашен Филиппом (царём
Македонии) воспитывать его сына
Александра. В 335 вернулся в Афины и
создал там свою школу Ликей. Умер в
Халкиде, куда бежал от преследования по
обвинению в преступлении против религии.
Был сторонником умеренной демократии.

Слайд 22

Аристотель (384-322) утверждал, что задача философии – постижении всеобщего в самом мире,

Аристотель (384-322) утверждал, что задача философии – постижении всеобщего в самом мире,
а ее предметом являются первые начала и причины бытия. У Аристотеля, философия являлась единственной наукой, которая существует ради самой философии.

Слайд 23

В средневековье философия становится на «службу теологии». В дальнейшем по мере накопления частных

В средневековье философия становится на «службу теологии». В дальнейшем по мере накопления
научных знаний происходит отпочкование от философии – математики, астрономии, медицины и др. наук. В 18 веке стали говорить, что философия исчезла, растворилась в частных науках (т.е. уподобилась литературному персонажу – Королю Лир), но с развитием общества, возникающие проблемы, разрешить без философии, было невозможно.

Слайд 24

Понимание предмета философии связано, не только с пониманием процесса познания природы, но

Понимание предмета философии связано, не только с пониманием процесса познания природы, но
и с возникновением социальных проблем, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущем и страданий настоящего, способствуя достижению счастья и душевного равновесия (философия раннего эллинизма) . Итак, одни философы видели предмет – в поиске истины, другие – в том, чтобы ее утаить, одни обращали внимание на космос и Бога, другие обращались к человеку. Философия по характеру предмета - плюралистическая (существует многообразие школ и направлений).

Слайд 25

Существование разнообразных подходов в понимании предмета, свидетельствует о разнообразии в подходах изучаемых

Существование разнообразных подходов в понимании предмета, свидетельствует о разнообразии в подходах изучаемых
философией проблем. Особенно это проявилось Новейшее Время, когда возникает множество различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом познания, которых оказались многообразные стороны бытия, познания, человека и его существование, однако в отношении выше сказанному совсем не означает, что различным философским концепциям не присуще было общее, которое указывало бы на существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Слайд 26

Существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Исследование наиболее общих вопросов бытия – 1. Онтология. 2.

Существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Исследование наиболее общих вопросов бытия –
Гносеология. 3. Социальная философия. 4. Философская антропология.

Слайд 27

Итак, «философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и

Итак, «философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и
отношения человека и мира». Такое определение предмета, нуждается в пояснении: во-первых, особенность, заключается в том, что философия всегда оформляется в виде теории, формулирует свои категории, закономерности, методы и принципы исследования; во-вторых, специфика философской теории, состоит в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление; в- третьих, философия выступает как мышление о мышлении.

Слайд 28

Философия это не просто особая духовная деятельность, а особый тип мышления, который

Философия это не просто особая духовная деятельность, а особый тип мышления, который
заключается в исключении двусмысленности и догматизма. Мыслители прошлого находили ответы и давали продуманные и аргументированные решения. Так, др. греки устраивали «дельфийские игры» соревнование в мудрых изречениях по подобию олимпийских игр. В Дельфах, возвели храм и на портике начертали, призыв к каждому входящему со стороны бога Аполлона, девиз «Познай самого себя»

Слайд 29

Знания философии позволяет человеку найти себя в этом мире, глубоко осознать собственный

Знания философии позволяет человеку найти себя в этом мире, глубоко осознать собственный
духовный мир, осмыслить в чем его предназначение в потоке бытия. То есть, чтобы правильно следовать намеченной цели, прогнозировать поступки, оценивать важность событий необходимо иметь, представления о мире в целом. Иными словами, человек должен обладать мировоззрением.

Слайд 30

Философия и мировоззрение Мировоззрение это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место

Философия и мировоззрение Мировоззрение это совокупность наиболее общих взглядов на мир и
в нем человека. Являясь разноуровневым духовным образованием, совмещает в одно целое - житейские воззрения с их рациональными и иррациональными элементами, а также художественные и научные воззрения. Всякая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.

Слайд 31

Мировоззрение

Знание

Мировоззрение

Обыденное
(стихийно-эмпирическое)
знание

Научное знание

Мировоззрение Знание Мировоззрение Обыденное (стихийно-эмпирическое) знание Научное знание

Слайд 32

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мифологическое
Религиозное
Философское
Конкретно-научное (картины мира)
Обыденное
Мировоззрение и философия – результат отражения мира.
Отражение на уровне

ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мифологическое Религиозное Философское Конкретно-научное (картины мира) Обыденное Мировоззрение и философия
ощущений, фиксируются только отдельные, внешние свойства предмета.
Отражение на уровне мировосприятия создается цельная картина мира, но в мировоззрении преобладает чувственный опыт над рассудком.

Слайд 33

Формы (типы)мировоззрения

человек

мир

мировоззрение

мифологическое

религиозное

философское

Формы (типы)мировоззрения человек мир мировоззрение мифологическое религиозное философское

Слайд 34

Отражение на уровне рациональном, понятийном, способствует открытию закономерностей явлений и процессов. Понятийное

Отражение на уровне рациональном, понятийном, способствует открытию закономерностей явлений и процессов. Понятийное
отражение связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. На этом уровне миропонимания, мировоззрение философично. Таким образом, философия – это высший уровень, вид мировоззрения, теоретически оформленное и системно рациональное мировоззрение.

Слайд 35

Структура философии моменты свойственные философскому знанию вообще Различение предмета и объекта философского знания

Структура философии моменты свойственные философскому знанию вообще Различение предмета и объекта философского
дает возможность выделить следующие его разделы: 1. Онтология – теория бытия раздел философии связанный с изучение всеобщих законов развития природы, объективного мира

Слайд 36

. 2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению наиболее

. 2. Философия общества (социальная философия) – раздел философии, посвященный изучению наиболее
общих законов развития общества. 3. Логика – раздел философии, связанный с изучением всеобщих законов становления и функционирования мышления. 4. Гносеология – теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов познания. 5. Философия антропологии. Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Человек является исходным и конечным продуктом философствования

Слайд 37

Основной вопрос философии
Общефилософские мировоззренческие
и методологические постулаты определяются,
в свою очередь, тем или

Основной вопрос философии Общефилософские мировоззренческие и методологические постулаты определяются, в свою очередь,
иным решением
основного вопроса философии.
В неявном виде он был сформулирован
еще древнегреческим мыслителем
Платоном (V – IV в.в. до н.э).
Однако, в наиболее совершенном виде он представлен Ф. Энгельсом (1820 — 1895)

Слайд 38

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Слайд 39

Структура основного вопроса философии

Структура основного вопроса философии

Слайд 40

ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует
вне человеческого сознания, не принадлежит последнему.
СУБЪЕКТИВНОЕ – все,

ОБЪЕКТИВНОЕ – все, что существует вне человеческого сознания, не принадлежит последнему. СУБЪЕКТИВНОЕ
что относится к человеческому сознанию, является его
Фактом.

Слайд 41

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира, всей объективной

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ философская концепция, постулирующая в качестве генетического начала мира, всей объективной
реальности, нечто
сверхъестественное идеальное (бога,
абсолютную идею, мировой разум, мировую волю, информационную матрицу и т.п.)

Слайд 42

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
это
философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной
(а иногда и

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ это философская доктрина, основывающаяся на идеи абсолютной функциональной (а иногда
генетической) первичности
человеческого сознания, желания, воли, концепции, плана
по отношению ко всякому моменту объективной реальности
– от социального бытия, до природных явлений и процессов.

Слайд 43

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. – недоступный познанию)
философское учение, согласно которому не может быть

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. – недоступный познанию) философское учение, согласно которому не может
окончательно решен вопрос об истинности познания.
Агностицизм
зарождается в философии софистов, обнаруживается
в скептицизме.
Д. Юм – утверждал, что мир логически не познаваем, а чувственно познаваем.
И. Кант – логически мир познаваем, а чувственно – нет.

Слайд 44

Иммануил Кант о философии

Главными философскими вопросами немецкий философ считал:
1. Что я могу

Иммануил Кант о философии Главными философскими вопросами немецкий философ считал: 1. Что
знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?

Слайд 45

Философия как методология Каждая наука имеет свой метод, Философия выступает в качестве наиболее

Философия как методология Каждая наука имеет свой метод, Философия выступает в качестве
общей методологии. Философский метод (от греч. methodos – путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности. а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Ф. Бэкон, философский метод, сравнивал с факелом освещающим путь в познании.

Слайд 46

Материализм и идеализм Два наиболее общих подхода и способа анализа бытия и познания

Материализм и идеализм Два наиболее общих подхода и способа анализа бытия и
(см. структуру основного вопроса философии). Онтология определяет гносеологию Процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности это первично (материализм), вторичным познание выступает – как самопознание сознания, абсолютной идеи, анализ наших собственных ощущений (объективный или субъективный идеализм).

Слайд 47

Диалектика и метафизика
Термин «диалектика» появился позже,
чем термин “философия”.
Сократ (469-399)

Диалектика и метафизика Термин «диалектика» появился позже, чем термин “философия”. Сократ (469-399)
и Платон(427-347) понимали диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений.
Материалист Гераклит (520-460) обращает внимание на движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей
(объективная диалектика вещей).
«Все течет, все изменяется» говорил Гераклит,
которому позже возразил Кратил «…в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды…».

Слайд 48

Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение.
Александрийский библиотекарь Андроник Родосский
(1 в.

Термин «МЕТАФИЗИКА» имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до
до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил «Metà a tà physiká» («после физики») его книгу о «первых родах сущего».
Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то «первой философией»,
то «наукой о божестве»,
то просто «мудростью».
Наиболее распространенная современная интерпретация «метафизики» принадлежит
Гегелю (1770 – 1831).

Слайд 49

ДИАЛЕКТИКА – метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением обо всех

ДИАЛЕКТИКА – метод познания и преобразования действительности, связанный с представлением обо всех
моментах объективной и субъективной реальности как о единой системе противоположностей (устойчивого и изменчивого, положительного и отрицательного, добра и зла и т.п.), борьба которых является причиной появления, развития и исчезновения всего в мире.
МЕТАФИЗИКА – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и заключающийся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого, системы (общего от единичного, случайного от необходимого, устойчивого от изменчивого и т.п.), рассматривает предметы, процессы по одному принципу: либо да, либо нет. Методологическя ошибка возникает, когда предмет исследования вырывается из всеобщей связи и возводится в абсолют.

Слайд 50

Философия и наука 1. Научный характер философии проявляется в логическом развитии человеческого знания

Философия и наука 1. Научный характер философии проявляется в логическом развитии человеческого
и культуры. 2. Выводы полученные в рамках философии, служат не только средством научного знания, но и сами входят в содержание науки. 3. Взаимодействие философии и частных наук. Философия позволяет обобщать результаты конкретных наук. И.В.Гете писал: « От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но… он должен быть знаком с работой философа…» См. Гете И.В. Изб. фил. произв. – М., 1964. – С.369. -

Слайд 51

Функции философии Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой

Функции философии Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической
людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет ряд функций 1. Мировоззренческая функция, связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, позволяющая человеку объединять все обширные знания в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

Слайд 52

2. Методологическая функция Философия выступает всеобщей методологией формирования знания, на всех уровнях

2. Методологическая функция Философия выступает всеобщей методологией формирования знания, на всех уровнях
(обыденном, научно-теоретическом) во всех конкретных формах (миф, сказка, досужее рассуждение, гипотеза, теория, концепция и т.п.). Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии и состоят в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направления научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Слайд 53

3. Прогностическая функция Формулируются гипотезы общих тенденций развития. Степень вероятности прогноза, становятся выше,

3. Прогностическая функция Формулируются гипотезы общих тенденций развития. Степень вероятности прогноза, становятся
чем больше философия опирается на науку.

Слайд 54

4. Критическая функция Принцип «подвергай все сомнению» вывели античные мудрецы, что свидетельствовало о

4. Критическая функция Принцип «подвергай все сомнению» вывели античные мудрецы, что свидетельствовало
важности критического подхода и наличия определенной доли скептицизма по отношению к существующему знанию и ценностям. В настоящее время конструктивная критика должна следовать принципу - «несогласен - критикуй, критикуешь -предлагай, предлагаешь - внедряй». Положительная критика это когда присутствует диалектическое отрицание, а не абстрактный нигилизм.

Слайд 55

5. Аксиологичекая функция (от греч. axios - ценный) Философская система содержит в себе

5. Аксиологичекая функция (от греч. axios - ценный) Философская система содержит в
момент оценки исследуемого объекта. Особенно эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и возникает вопрос, что сохранить, а что отбросить из прошлых ценностей.

Слайд 56

6. Социальная функция - объясняет социальное бытие на основе, которого осуществляются перемены, то

6. Социальная функция - объясняет социальное бытие на основе, которого осуществляются перемены,
есть прежде чем изменять социальный мир, необходимо предварительно его объяснить. Именно философии отводится роль в разработке концепций интеграции и консолидации человеческого общества.

Слайд 57

7. Гуманитарная - функция заключается в том, что философия выполняет адаптивную, жизнеутверждающую

7. Гуманитарная - функция заключается в том, что философия выполняет адаптивную, жизнеутверждающую
роль, формируя гуманистические ценности и идеалы, утверждая позитивный смысл жизни. Данная функция осуществляет интеллектуальную терапию, которая особенно необходима в периоды кризисного состояния общества, когда одни законы, традиции, отрицаются, а новые еще не стали, нормой поведения. Следует отметит, что все функции философии, диалектически взаимосвязаны и составляют целостное единство философского знания.

Слайд 58

«Достоинство философии в том и состоит, что она видит проблемы там, где

«Достоинство философии в том и состоит, что она видит проблемы там, где
все кажется простым, и заканчивается тем, что существовавшую вначале неясную уверенность заменяет ясным сомнением» Бертран Рассел из монографии “ Исследование значения и истины”. М., 1999. С- 8.