Слайд 2Понятие рационализма
Рационализм (от лат. Ratio –разум) – метод, согласно которому основной познания
и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определённой философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.
Слайд 3Происхождение рационализма
Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон,
в то время как философы, живущие
до него,
пытались объяснить это понятие. Рационализм в
философии не принадлежит к какому-то
конкретному течению, поскольку роль разума
признают многие философы. Но взгляды на него
отличаются: они могут быть умеренными, когда
человек признает, что разум занимает важное
место в познании, но не единственное; и
радикальным, когда человек признает важность
только разума.
Слайд 4Понятие рационализм происходит от латинского слова «ratio»,
что означает разум. Суть этого понятия
заключается в том, что
вся жизнедеятельность подчинена разуму, и он является
единственным источником познания. Рационализм
противопоставлен эмпиризму, в котором источником познания
являются чувства и опыт.
Слайд 5История развития термина
История развития термина разделяется на 3 этапа:
1. Древняя Греция
2. Средневековье
3.
Новое время
Слайд 6Древняя Греция
Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в
Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.
Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.
Слайд 7Средневековье
Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких
как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.
Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.
В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.
Слайд 8Новое время
В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более
широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.
Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.
Слайд 9Представители рационализма
Рене Декарт
Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и
внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.
По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.
«Мыслю, следовательно, существую» – знаменитое суждение Декарта. И именно это суждение наиболее четко передает суть рационализма: разум преобладает над чувствами.
Слайд 10Готфрид Вильгельм Лейбниц
Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и
умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.
По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.
Этот мыслитель выделил два вида истины:
1. Разума
2. Факта