Предмет философии

Содержание

Слайд 2

«Осевое время» К. Ясперса

VI век до н.э.

I век н.э.

истоки зарождения
человечества

древнейшие
цивилизации

миф

история

философия

t

«Осевое время» К. Ясперса VI век до н.э. I век н.э. истоки

Слайд 3

Центры философии

Древняя Греция (философские школы)
Древняя Индия (ведические школы, вневедические школы)
Древний Китай

Центры философии Древняя Греция (философские школы) Древняя Индия (ведические школы, вневедические школы)
(даосизм, конфуцианство)
Древняя Иудея (движение ветхозаветных пророков)

Слайд 4

«Ось истории»

1. «Скачок» из доистории в историю.
2. Разрушение ценностно-смысловых ориентиров мифа, на

«Ось истории» 1. «Скачок» из доистории в историю. 2. Разрушение ценностно-смысловых ориентиров
которых основывались культуры и цивилизации древности.
3. Рождение новых ценностно-смысловых установок, базирующихся на приоритете теории, в основе которой лежат универсальные понятия логического, математического, этического, эстетического, социального и иных порядков.

Слайд 5

Самоидентификация

Самоидентификация

Слайд 6

Этимология «философии»

С др. гр. философия переводится как «любовь к мудрости» и таким

Этимология «философии» С др. гр. философия переводится как «любовь к мудрости» и
образом сочетает в себе два смысла:
1. Любовь, содержащая себя не как эмоция, а как неразрывность чувственного и разумного начал, выражающая себя в жертвенности, повернутости к предмету познания и всепоглощенности им. Именно любовь рождает новое состояние бытия, меняющее все вокруг, преображающее, творящее.
2. Мудрость есть знание в пределе, истине (должном) и единении всего со всем, когда через один предмет можешь познать другой. Мудрость сама по себе «бесполезна» как говорил Аристотель, но обладание ею может привести к достижению любой прагматической цели. Философ – ищущий мудрость. Философия – искание.

Слайд 7

Предмет философии

- предельные основания бытия и мышления (предельные – выявленные в границах,

Предмет философии - предельные основания бытия и мышления (предельные – выявленные в
за которыми уже ничего нет; основания – причины и начала; бытие – все что существует независимо от времени или имеет потенцию к существованию, а также может быть помыслено).

Слайд 8

Язык философии

Философия в своем существе есть диалог мысли и тайны, писал о.

Язык философии Философия в своем существе есть диалог мысли и тайны, писал
П. Флоренский.
Философия реализует взаимоотношения смысла и реальности через язык. Универсальное понятие, слово абстрактное и отвлеченное рождает эту особенность существования философии как системы или теории. (Э. Гуссерль). Абстрактное понятие или имя нарицательное – есть «совокупность признаков предмета» (грамматическая субстанция), тогда как метафизическая субстанция – есть «вещь сама по себе, отделенная от всех своих признаков».

Слайд 9

Цель философии

Смысл философии в достижении подлинного, целостного и предельного знания именуемого истиной

Цель философии Смысл философии в достижении подлинного, целостного и предельного знания именуемого
(истина – «естина», так как есть на самом деле, а не мнится или кажется, или хочется). Истина выражает своеобразный предел не только в мышлении, но и бытии. Т.е. философия ищет истину, чтобы в соответствии с ней привести природу человеческого существования. Истина не может носить изменчивый характер потому что по своему определению есть нечто законченное неизменное предельное, а потому философия говорит о вечном, но не о временном, разделяя и в природе вещей, и в природе человека преходящее начало и начало неизменное.

Слайд 10

Разделы философии

онтология – раздел о бытии или наука о поиске единой основы

Разделы философии онтология – раздел о бытии или наука о поиске единой
реальности, рассматривающая единство всех предметов и явлений;
гносеология – раздел о знании и познании, основной предмет которого истина и ее критерии;
антропология – раздел о сущности и существовании человека, смысле жизни, смерти, одиночестве, творчестве и т.д.;
аксиология – раздел о ценностях личного и общественного характера, их истоках, целях, критериях;
социальная философия – раздел об основаниях общественного развития, возможности наличия единой культуры наций, народов, прогрессе и регрессе в общественных отношениях и т.д.

Слайд 11

Философия и мировоззрение

Философия и мировоззрение

Слайд 12

Мировоззрение и философия

Мировоззрение – есть постоянно меняющееся система представлений о мире в

Мировоззрение и философия Мировоззрение – есть постоянно меняющееся система представлений о мире
ее единстве концептуально-теоретического обоснования.

Философия претендует не на создание представлений, а на обнаружение истины реальности и мышления, пребывание в ее границах. То есть ищет абсолютное, вечное, божественное, универсальное в форме мысли, понятия, системы понятий. «Философия есть философствование», - пишет М. Хайдеггер, «…тяга повсюду быть дома» (Новалис).

Слайд 13

Миф и его пределы

1. Профанное (временное, относительное, рождающееся и гибнущее) и сакральное

Миф и его пределы 1. Профанное (временное, относительное, рождающееся и гибнущее) и
(вечное, абсолютное, единое) слитны. Реальность синкретична
2. Политеизм («многобожие»). Анимизм – одушевленность всякой предметности
3. Время и пространство не рассматриваются абстрактно, слитны с вещами, отсутствуют причинно-следственные связи. Цикличность времени (неразрывность с вещами; отсутствие начала и конца; неоднородность; отсутствие четкого разделения прошлого, настоящего и будущего. «Мифологическое время предполагает круговращение вещества и душ в природе» (А.Ф. Лосев); привязанность пространства к «центру мира»
4. Истина сакральна и доступна посвященному

Слайд 14

Религия

1. Профанное (временное, относительное, рождающееся и гибнущее) и сакральное (вечное, абсолютное, единое)

Религия 1. Профанное (временное, относительное, рождающееся и гибнущее) и сакральное (вечное, абсолютное,
разделены. В реальности выделяется мир «потустороннего» и «посюстороннего», которые связаны между собой отношениями причинности
2. Монотеизм («единобожие») – утверждается первопричина бытия (абсолютное, вечное, неизменное начало, содержащее замысел и цель всего)
3. Время, пространство, причинность абстрагируются от предметов, порождая историю (линейное время, причинность событий, наличие «начала» и «конца»)
4. Истина сакральна и доступна тому, кто свободно ее выбирает.