Проблема достоинства и права человека в философских, политических и этических теориях конца XVIII – начала XIX веков
- Главная
- Философия
- Проблема достоинства и права человека в философских, политических и этических теориях конца XVIII – начала XIX веков
Содержание
- 2. Иммануил Кант немецкий философ. В учении о праве он развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех
- 3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель Величайшим мыслителем Германии на рубеже XVIII – XIX вв. был Георг Вильгельм
- 4. Людвиг Андреас Фейербах Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями
- 5. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ XVIII-XIX В Начало европейского Нового времени связано с процессами секуляризации общественных отношений и
- 7. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (Фейербах) У Фейербаха краеугольным камнем государства и права является человек. «Все спекулятивные
- 8. Философия права (И.Кант) Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к
- 9. Теория права человека (Гегель) Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме,
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Иммануил Кант
немецкий философ. В учении о праве он развивал идеи французских просветителей:
Иммануил Кант
немецкий философ. В учении о праве он развивал идеи французских просветителей:
необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).
Слайд 3Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Величайшим мыслителем Германии на рубеже XVIII – XIX вв.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Величайшим мыслителем Германии на рубеже XVIII – XIX вв.
был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), философ, автор ряда работ по проблемам государства и права, среди которых важнейшее место занимает «Философия права».
Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны, по Гегелю, соответствовать духу эпохи, духу времени. Это первый критерий, который позволяет говорить о статусе закона как права, как правового закона. Гегель раскрывает сущность права через свободу воли. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, там нет права. Так, Гегель указывает, что в платоновской модели государства, разработанной в диалоге «Законы», есть законы, но нет права. Права нет потому, что законы регламентируют жизнь человека до мельчайших деталей, даже дети должны играть по законам государства. Следовательно, здесь нет свободы. А там, где нет свободных людей, там не возникает потребности в права.
Политическая концепция Гегеля интересна обоснованием глубокой связи государства, права и свободы воли человека. Совокупность законов, издаваемых государством и поддерживаемых его силой, еще не есть право. Законы, издаваемые государством, должны, по Гегелю, соответствовать духу эпохи, духу времени. Это первый критерий, который позволяет говорить о статусе закона как права, как правового закона. Гегель раскрывает сущность права через свободу воли. В основе права лежит свобода человека. Там, где нет свободных индивидов, там нет права. Так, Гегель указывает, что в платоновской модели государства, разработанной в диалоге «Законы», есть законы, но нет права. Права нет потому, что законы регламентируют жизнь человека до мельчайших деталей, даже дети должны играть по законам государства. Следовательно, здесь нет свободы. А там, где нет свободных людей, там не возникает потребности в права.
Слайд 4Людвиг Андреас Фейербах
Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями
Людвиг Андреас Фейербах
Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями
которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Конечно, материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (в Древней Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Слайд 5ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ XVIII-XIX В
Начало европейского Нового времени связано с процессами секуляризации
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ XVIII-XIX В
Начало европейского Нового времени связано с процессами секуляризации
общественных отношений и формированием светского характера социальной мысли. Новое звучание получила идея “естественных прав” человека: быть свободными в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею “естественных прав” развила и дополнила концепция “общественного договора”, благодаря которой радикально изменялся господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета. Раннебуржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма, которым следовало заменить абсолютную монархию.
Слайд 7ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (Фейербах)
У Фейербаха краеугольным камнем государства и права является
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (Фейербах)
У Фейербаха краеугольным камнем государства и права является
человек. «Все спекулятивные рассуждения о праве, о воле, о свободе, о личности помимо человека, вне его или даже поверх него, — все это рассуждения без единства, без необходимости, без субстанции, без основания, без реальности. Человек есть бытие свободы, бытие личности, бытие права», — писал он . Любопытным представляется последующее его замечание: «Государство есть реализованная, развитая, раскрытая полнота человеческого существа. Существенные качества или виды деятельности реализуются в государстве в отдельных сословиях, но в личности главы государства они вновь сводятся к тождеству … Глава государства есть универсальный человек»
Слайд 8Философия права (И.Кант)
Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством
Философия права (И.Кант)
Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством
права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.
В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер
«Самый главный предмет в мире - это человек, ибо он для себя - своя последняя цель. Право чело- века должно считаться священным.»
И. Кант.
В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер
«Самый главный предмет в мире - это человек, ибо он для себя - своя последняя цель. Право чело- века должно считаться священным.»
И. Кант.
Слайд 9Теория права человека (Гегель)
Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил
Теория права человека (Гегель)
Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил
в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно»
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.
Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он четко различает его и политическое государство. Гегель первым заложил основы современной теории «граж-данского общества». Характеризуя гражданское общество. Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но здесь, в гражданском обществе, еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, здесь происходит гоббсовская «война всех против всех». И только государство способно утвердить подлинное право и свободу.
В области межгосударственных отношений Гегель выдвинул в целом реакционную, милитаристскую концепцию. Он утверждал, что вечный мир на земле (о нем говорил И. Кант) невозможен. Гегель – сторонник войн, которые, по его мнению, «сохраняют нравственное здоровье народа», не дают вспыхнуть внутренним смутам, «укрепляют государство». Это исходило, видимо, из общей воинственной атмосферы, царившей в Германии в то время.
Политические взгляды Гегеля весьма противоречивы. Наряду с либе-ральными и гуманистическими лозунгами он выдвигал и консервативные положения, отмеченные печатью приспособленчества и морально-политического компромисса с феодально-монархическим режимом.
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.
Свобода людей развертывается в особой сфере, которую Гегель называет гражданским обществом. Он четко различает его и политическое государство. Гегель первым заложил основы современной теории «граж-данского общества». Характеризуя гражданское общество. Гегель показывает, что это сфера проявления свободы человека на основе права частной собственности. Но здесь, в гражданском обществе, еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, здесь происходит гоббсовская «война всех против всех». И только государство способно утвердить подлинное право и свободу.
В области межгосударственных отношений Гегель выдвинул в целом реакционную, милитаристскую концепцию. Он утверждал, что вечный мир на земле (о нем говорил И. Кант) невозможен. Гегель – сторонник войн, которые, по его мнению, «сохраняют нравственное здоровье народа», не дают вспыхнуть внутренним смутам, «укрепляют государство». Это исходило, видимо, из общей воинственной атмосферы, царившей в Германии в то время.
Политические взгляды Гегеля весьма противоречивы. Наряду с либе-ральными и гуманистическими лозунгами он выдвигал и консервативные положения, отмеченные печатью приспособленчества и морально-политического компромисса с феодально-монархическим режимом.
- Предыдущая
Жизнь и творчество М.А. ШолоховаСледующая -
Come and play