Содержание
- 2. Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia - существование) — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы,
- 3. Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации традиционных философских проблем, что
- 4. Философская антропология. Родоначальники философской антропологии - Макс Шелер (1874-1928) и Хельмут Плеснер (1892), обосновавшие концепцию человека
- 5. Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» характеризует собственный опыт человека, оно акцентирует внимание на возможности быть
- 6. Внерациональному восприятию мира отдает дань и Анри Бергсон. Основание мира он видит в «жизненном порыве». Жизненный
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia - существование) — направление философии, главным предметом изучения которого
Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia - существование) — направление философии, главным предметом изучения которого

стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений.
Слайд 3Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации
Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации

традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной философии.
Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.
Во-вторых, она не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии.
В-третьих, в современной философии можно выделить сциентистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).
Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.
Во-вторых, она не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии.
В-третьих, в современной философии можно выделить сциентистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).
Слайд 4Философская антропология. Родоначальники философской антропологии - Макс Шелер (1874-1928) и Хельмут Плеснер
Философская антропология. Родоначальники философской антропологии - Макс Шелер (1874-1928) и Хельмут Плеснер

(1892), обосновавшие концепцию человека как «эксцентрического» существа, устремленного к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению. Они считали, что XX в. не снял, а только приумножил неопределенность по вопросу о происхождении и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» — такой вывод заставляет отказаться от традиционных подходов и создавать новую методологию. Положительным моментом философской антропологии является ее неудовлетворенность во взглядах на природу и сущность человека, обоснование человеческого в человеке, понимание его как самоценности и заостренность на поиск.
Слайд 5Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» характеризует собственный опыт человека, оно акцентирует
Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» характеризует собственный опыт человека, оно акцентирует

внимание на возможности быть самим собой. Основные темы экзистенциализма - человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:
• уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его);
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
• уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его);
• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
• проблема бессмысленности жизни;
• проблема внутреннего выбора;
Слайд 6Внерациональному восприятию мира отдает дань и Анри Бергсон. Основание мира он видит
Внерациональному восприятию мира отдает дань и Анри Бергсон. Основание мира он видит

в «жизненном порыве». Жизненный порыв — это потенциал космоса, реализующий себя через творчество человека и постигающий себя через интуицию человека.
Основными представителями философии экзистенциализма являются: Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. И. Шестов (18661938) в России; М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Г. Марсель (1889-1973),Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) во Франции.
Предтечей экзистенциализма является датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855), критиковавший Гегеля за потерю индивидуальности человека, за приоритет общего над единичным, сущности над существованием.
Исходным тезисом философии экзистенциализма является то, что для отдельного человека главное в жизни не абстрактные идеи, а конкретные проблемы существования в условиях зла и несправедливости, которые нужно учиться не столько понимать, сколько принимать.
Основными представителями философии экзистенциализма являются: Ф. М. Достоевский (1821-1881), Л. И. Шестов (18661938) в России; М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии; Г. Марсель (1889-1973),Ж.-П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) во Франции.
Предтечей экзистенциализма является датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855), критиковавший Гегеля за потерю индивидуальности человека, за приоритет общего над единичным, сущности над существованием.
Исходным тезисом философии экзистенциализма является то, что для отдельного человека главное в жизни не абстрактные идеи, а конкретные проблемы существования в условиях зла и несправедливости, которые нужно учиться не столько понимать, сколько принимать.