Слайд 2Даосизм -это
учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии
Слайд 3«Дао-Дэ цзин»
«Канон Пути и Совершенства»
Этот труд признан классическим философским трактатом по даосизму и представляет
собой теоретическую систему этого учения, в центре которой – дао.
Слайд 4Тесная связь даосизма и КТМ
В целом влияние даосского учения отразилось на онтологической гносеологической и методологической
составляющих КТМ как целостной научно-практической системы.
В даосской философии цзин, ци и шэнь (телесная сущность, жизненная сила и дух) и есть дао – субстанция и корень жизни. Цзин-ци рассматривается как совершенная тонкая субстанция, образующая и обеспечивающая жизненную деятельность.
Обратим внимание – в современной медицине понятию ци соответствуют мужское семя и женская яйцеклетка.
Слайд 5Слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831): «Что разумно, то действительно, и что действительно,
то разумно».
Смысл этого выражения в
первую очередь относится к особому пониманию Гегелем действительности. Для него это не просто некая форма сущего или наличного бытия, а в-первую очередь то, что «достойно существования», то, что имеет смысл и значения существования как для себя, так и во взаимосвязи с внешними предметами, вещами, явлениями.
Слайд 6Шень
В КТМ есть еще одно важное понятие – шэнь, имеющее как узкое,
так и широкое значение.
Цзин и ци являются материальной основой образования шэнь. Все они подразделяются на врожденные и апостериорные.
Слайд 7Гносеология и традиционная китайская диагностика
КТМ считает обязательным индивидуальный подход к человеческому организму:
живой непосредственный опыт врача традиционного направления позволяет объективно оценивать состояние пациента на каждом этапе течения болезни и проводить необходимое лечение. Изучающая возможности познания мира даосская гносеология нашла отражение в китайской традиционной диагностике.
Слайд 8Отражение Даосизма в современной медицине
В древних обществах по понятным причинам научное исследование
человеческого организма было невозможным, но даосская философия на основе наблюдения и анализа окружающего мира сделала возможным дедуцировать структуру и механизм функционирования человеческого тела, и не только это. В сфере методологии КТМ обращает большое внимание не только на внутреннее единство человеческого организма, (например, в процессе лечения растяжения шейных жил иглоукалыванием врач воздействует на жэньчжун –точку на вертикальной борозде верхней губы; при лечении бессонницы – на ноги ), но и на связь человеческого тела с окружающей средой (например, во время принятия китайских лекарств необходимо соблюдать ограничения в еде; занятия цигун (особая гимнастика, искусство применения энергии ци для оздоровления организма), требуют сообщения ци с внешним миром) . Итак, в КТМ человек рассматривается как органическое целое.
То есть болезнь связана с целостным человеческим телом в полном контексте его жизнедеятельности
Слайд 9ОТРАЖЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ФАРМАКОЛОГИИ
Цель лечения – восстановление равновесия Инь и Ян.
Слайд 10Вывод
Приведенный выше анализ показывает, что даосизм стал философской базой КТМ, руководством в
практике, оказав большое влияние на ее методологию и теорию. Преимущество философии даосизма для КТМ относительно других древних китайских философских учений заключается в его соответствии законам развития природы (как их понимала древняя натурфилософия). В древнем Китае, когда массовые эмпирические опыты стали нуждаться в теоретических обобщениях, именно даосская философия взяла на себя эту функцию. Так, с учетом прогрессивных изысканий других философских школ был заложен теоретический фундамент КТМ, давший толчок ее развитию. В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что адекватное понимание принципов КТМ без глубокого понимания основ даосской философии затруднительно.