Слайд 2Содержание
Становление Античной философии
-Периодизация античной философии
Досократический период
Классический период
Эллинистический период
Слайд 3Становление Античной философии
Греческая философия как особое духовное явление возникает в VII-VI столетиях
до н. э. в греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.
Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.
С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур.
Возникал вопрос, какими же должны быть истинные верования и нормы? И можно ли вообще говорить об истинных и ложных ценностях? Все это приводило к вопросу, с которого начинается философия, – что есть истина?
Вопрос об истине и, следовательно, философия возникают тогда, когда обнаруживается, что можно мыслить иначе и верить в иное.
Слайд 4Периодизация античной философии
1. Философия «физиков» (6 - сер. 5 в. до н.
э.). Интерес первых греческих философов был направлен на природу (фюзис). Их сочинения были стандартно озаглавлены «О природе». Природа, совпадая с космосом, включала в себя всё сущее, в том числе мир общества и культуры. Чрезвычайно значимой для физиков была проблема поиска архэ (первоначала) всего сущего. К числу представителей физической философии относятся философы ионийской и элейской школ, Пифагор и его последователи, родоначальники античного атомизма (Левкипп и Демокрит) и др.
Слайд 52. Классический период античной философии (сер. 5 в. - 4 в до
н.э). В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. Главным предметом философии становится человек. Возникает наряду с физической и этическая философия. Подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Появляются чётко сформулированные учения субъективного и объективного идеализма. Платоном и Аристотелем создаются первые всеобъемлющие системы философии
Слайд 6
3. Философия поздней античности (эллинистическая философия 3 в. до н.э. - 6
в. н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (стоики, скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки. Античная философия исчезает вместе с утверждением христианства.
Слайд 7Досократический период
Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира.
Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом.
Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривается ими как причина всего сущего.
Фалес таким началом считал воду, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли.
Слайд 8Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев. Они объясняли всю структуру
мироздания с помощью числа как первоначала. Они считала, что числовые отношения составляют самую сущность природы, и именно в этом смысле пифагорейцы говорили, что все есть число.
Поэтому познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений.
Труды философов Элейской школы, основателем к-рой был Ксенофан. Представители: Парменид и Зенон. Парменид первым ввел понятие бытие. На вопрос о соотношении бытия и небытия он отвечал: бытие есть, небытия нет.
В своем атомистическом учении Демокрит исходил, что сущ-ют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов, а небытие-как пустоту.
Слайд 9Переход к новому видению человека и общества подготавливался деятельностью софистов. Софисты-«учителя мудрости»-первыми
взяли на себя миссию распространения образования в обществе. Они сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству полит. деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Благодаря софистам философская мысль перешла от субъективного изучения природы к рассмотрению субъективной стороны познавательного процесса - к самому человеку и его сознанию.
Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.
Слайд 10Классический период
Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.),
который был выходцем из Афин. Внешняя угроза (персы) потребовала консолидации ресурсов и сил греков.
Его ученик, Платон, писал свои труды в форме диалога со своим учителем Сократом. Именно в такой форме до нас и дошла философия Сократа: философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека. Сущность человека – это его бессмертная душа, о которой человек должен заботиться прежде всего. Для человека важно знать, что такое добро и зло, тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме» - это один из важнейших тезисов Сократа.
Слайд 11Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: общение с
людьми проходило в форме наводящих вопросов. Метод сократической иронии: «Я знаю, что я ничего не знаю» - путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию, майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы. Ирония и майевтика – две стороны сократического метода.
Сократ был осужден на смерть и умер, выпив кубок с ядом.
Слайд 12Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона
(427 – 347 гг. до н.э.).
Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея Блага ( высшее добро)
Слайд 13Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3
частей:
Разумная.
Волевая (стремление человека к славе и т.д.).
Чувственная (или аффективная)
Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где возница - это разум (рассудочная часть души), один конь – «вожделение» (волевая часть), другой конь – «пыл» (аффективная часть). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:
Мудрецы
Войны (доминирует волевое начало)
Земледельцы (чувственное начало преобладает).
Слайд 14Эллинистический период
Этот период охватывает огромный промежуток времени со времен завоеваний А. Македонского
в середине IV века до н.э. до падения Рима в 476 г знаменующего конец античной эпохи. Правда к этому времени Римская империя была расколота на Западную и Восточную. Последняя просуществовала еще до XV века. Обычно конец античной эпохи связывается с 529 г. когда по указу Византийского императора Юстиниана закрылась последняя академия Платона в Афинах.
Эпоха эллинизма характеризовалась тем обстоятельством, что с одной стороны продолжалось развитие прежних философских учений, но в то же время появились и новые учения, возникшие на основе предшествующих философских направлений. Это такие учения как кинизм, стоицизм, скептицизм.
Слайд 15Греция была во II веке завоевана римлянами. Однако эти завоеватели сами были
своеобразным образом завоеваны греческой культурой, наукой и конечно философией. Римляне, будучи практичным народом, несмотря на то, что в целом с благоговением относились к греческой культуре, и переняв ее, не могли дать ей надлежащее развитие. Исторически сложилось так, что римляне, существуя в постоянных войнах и поступательно расширяя свои территории, больше внимания уделяли совершенствованию армии, строительству, дорог, каналов, виадуков, других сооружений. Что касается греческих достижений, то они просто бездумно копировались ими. Тем не менее, римская философия, несмотря на то, что не очень преуспела в своем развитии, все же получила начало от философии греческой. Поэтому с некоторой натяжкой можно говорить о существовании в обозримом периоде со II века до н.э. и до падения Рима греко-римской философии эпохи эллинизма.
Слайд 16Центральное место в ней заняла этическая проблема, при которой цель философии понималась
как обретение счастья, которое возможно лишь при должном поведении. Но решить вопрос как должен вести себя человек можно только понимая, что собой представляют люди и какое место они занимают в космическом мироздании. Поэтому анализ этических проблем эпохи эллинизма тесно связывается с учениями о природе.
Одно из первых философских направлений рассматриваемого периода получило название скептицизма.