Средневековая философия: периодизация и её основные черты

Содержание

Слайд 2

Периодизация средневековой философии

Периодизация средневековой философии

Слайд 3

Апологетика (II - III вв н.э.)

– рациональное обоснование догматов христианства
(от греч.

Апологетика (II - III вв н.э.) – рациональное обоснование догматов христианства (от
«апология» - защита).

Представители:
Климент Александрийский
Ориген
Татиан
Тертуллиан
Лактанций
Юстин

Слайд 4

Патристика (III - IX)

– учение отцов церкви, т.е. создателей христианского учения, теологии.

Представители
Запада:
Августин

Патристика (III - IX) – учение отцов церкви, т.е. создателей христианского учения,
Блаженный
Тертуллиан
Амвросий Медиоланский
Востока:
Ориген
Иоанн Златоуст
Григорий Нисский
Василий Великий
Григорий Богослов

Слайд 5

Схоластика (IX - XV)

– «школьная» философия, которая еще делится на раннюю,

Схоластика (IX - XV) – «школьная» философия, которая еще делится на раннюю,
среднюю, позднюю. Школьная – т.к. связана с задачами обучения и преподавания.

Представители
Абеляр
Фома Аквинский
Уильям Оккам
Бонавентура

Слайд 6

Апологетика II - III

Патристика III - IX

Схоластика IX - XV
Ранняя схоластика (9-12

Апологетика II - III Патристика III - IX Схоластика IX - XV
в.)
Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.)
Поздняя схоластика (14-15 в.)

Представители:
Климент Александрийский
Ориген
Татиан
Тертуллиан
Лактанций
Юстин

Представители
Запада:
Августин Блаженный
Тертуллиан
Амвросий Медиоланский
Востока:
Ориген
Иоанн Златоуст
Григорий Нисский
Василий Великий
Григорий Богослов

Представители
Абеляр
Фома Аквинский
Уильям Оккам
Бонавентура

Слайд 7

Монашеские ордена

Бенедиктинский орден
(VI век)

Доминиканский орден
(XII век)

Францисканский орден
(XIII век)

Монашеские ордена Бенедиктинский орден (VI век) Доминиканский орден (XII век) Францисканский орден (XIII век)

Слайд 8

Основные черты
средневековой философии

Основные черты средневековой философии

Слайд 9

Теоцентризм

- это центральная характеристика средневекового мышления, заключающаяся в том, что идея Бога

Теоцентризм - это центральная характеристика средневекового мышления, заключающаяся в том, что идея
понимается как стержневая, смыслообразующая.

Монотеизм

– единобожие. В отличие от богов античности, Бог един и абсолютен.

Слайд 10

Креационизм

– это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.

Провиденциализм

- понимание

Креационизм – это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего.
истории как осуществления заранее созданного Богом плана по спасению человека, представление о мире как стремящемся к цели.

Слайд 11

Эсхатологизм

- ожидание конца света, Страшного суда, связанное с линейностью времени.

Догматизм

– подчинение школе,

Эсхатологизм - ожидание конца света, Страшного суда, связанное с линейностью времени. Догматизм
авторитету текста. Все проблемы берутся из текста и решаются через текст.

Слайд 12

Ретроспективность

– обращенность к прошлому, «чем древнее – тем подлиннее», эталон –

Ретроспективность – обращенность к прошлому, «чем древнее – тем подлиннее», эталон –
Библия.

Символизм

Текст (Библия) – повод для размышлений, толкований, содержащиеся в нем смыслы требуется открыть. Сам мир, природа понимается Средневековьем как текст, который нужно прочитать.

Слайд 13

Дидактизм

– назидательность, учительство.

Приоритет веры над разумом

Дидактизм – назидательность, учительство. Приоритет веры над разумом