Формы знания о человеке. Ключевые тексты в исторической перспективе

Содержание

Слайд 2

Преподаватели

Лекции:
Д. Я. Калугин
Б. П. Маслов
Семинары:
Г. В. Дуринова
Д. Я. Калугин
В.

Преподаватели Лекции: Д. Я. Калугин Б. П. Маслов Семинары: Г. В. Дуринова
В. Школьников

Слайд 3

Принципы формирования накопительной оценки (0.7 от результирующей):

Письменные задания к семинарам (0.3

Принципы формирования накопительной оценки (0.7 от результирующей): Письменные задания к семинарам (0.3
от накопительной) (присылаются накануне даты семинара в Вашей группе, до 21:00, на эл. адрес руководителя Вашей группы). В случае, если два задания не сданы вовремя либо не получили зачета, балл по этой компоненте не может быть выше 4; если не сданы три или более заданий, балл не может быть выше 2).
Презентация и участие в дискуссии (0.3 от накопительной)
Эссе (0.4 от накопительной), 7-9 тыс. знаков; краткое изложение содержания эссе на одном из последних семинаров первого модуля.

Слайд 4

Общие правила
На лекциях мы просим не использовать компьютеры, а также иные электронные

Общие правила На лекциях мы просим не использовать компьютеры, а также иные
устройства.
На семинарах, напротив, все студенты должны иметь при себе прочитанные к занятию тексты, в электронном либо печатном виде.
В случае серьезной болезни, справку от врача следует отнести в учебный офис ОП «Филология».
Эссе присылаются на электронный адрес преподавателя, ведущего Вашу группу, не позже указанного срока. Опоздание на одни сутки приводит к снижению оценки на один балл (на двое суток – на два балла, и так далее). Запоздавшие письменные задания к семинару не принимаются.

Слайд 5

Презентации

Каждый студент должен подготовить одну презентацию на семинаре. Презентация не должна занимать

Презентации Каждый студент должен подготовить одну презентацию на семинаре. Презентация не должна
более 5 минут и должна быть основана целиком на Ваших собственных наблюдениях над одним отрывком в прочитанном тексте, который в начале презентации Вам предстоит прочитать вслух. Расскажите о том, что Вам показалось интересным в этом отрывке. Например, Вы можете сопоставить этот отрывок с другими местами в том же произведении либо других текстах, обсуждавшихся на курсе, попытаться связать его с темами и проблемами, которые были ранее затронуты на лекциях или семинарах, либо на других прослушанных Вами курсах. В конце презентации Вы должны сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Избегайте общей (фоновой) информации, фактов из биографии автора. При подготовке презентации лучше вообще не пользоваться интернетом.

Слайд 6

Х. Л. Борхес, «Аналитический язык Джона Уилкинса» (1952)

... классификацию, которую доктор Франц

Х. Л. Борхес, «Аналитический язык Джона Уилкинса» (1952) ... классификацию, которую доктор
Кун приписывает одной китайской энциклопедии под названием «Небесная империя благодетельных знаний». На ее древних страницах написано, что животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух.

Слайд 8

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры

«Первобытное мышление» (La mentalité primitive)

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры «Первобытное мышление» (La mentalité
Люсьена Леви-Брюля (1922) -- пралогическое сознание характеризуется, с одной стороны, неразвитостью представлений о причинно-следственных связях, а с другой, нерасчленностью человека и окружающего мира. Человек классифицируется как часть природы.

Слайд 9

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры

Труды О. М. Фрейденберг «Образ

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры Труды О. М. Фрейденберг
и понятие» (1940-ые гг.-1953 г.): образное (мифологическое) сознание противопоставляется понятийному. Литература стоит на стыке двух типов сознания. Мифологическая образность знаменует отказ от классификации явлений, она разными способами твердит нам об одних и тех же «главных» смыслах (прежде всего – о рождении и смерти).

Слайд 10

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры

Клод Леви-Стросс, La Pensée Sauvage

Принципы классификации явлений как ключ к пониманию культуры Клод Леви-Стросс, La Pensée
(1962):
«Неприрученная»/туземная мысль характеризуется очень сложными системами классификации.
Догоны подразделяют растения на 22 основных семейства; некоторые из них разделены еще на 11 подгрупп. 22 семейства, перечисленные в определенном порядке, подразделяются на две серии, в одну из которых входят семейства нечетного ранга, а в другую — четного. В первой серии, символизирующей одиночное рождение, так называемые мужские и женские растения соответственно ассоциированы с сезоном дождей и с сухим сезоном; во второй серии, символизирующей рождение близнецов, имеется такое же отношение, но оно перевернуто. Каждое семейство помещено, в свою очередь, в одну из трех категорий: дерево, куст, трава; наконец, каждое семейство соотнесено также с какой-либо частью тела, техникой, каким-либо социальным классом, институтом.

Слайд 11

Мишель Фуко (1926-1984)

Мишель Фуко (1926-1984)

Слайд 12

М. Фуко, «Слова и вещи» (1966)

«Человек» возник как результат нового способа классификации

М. Фуко, «Слова и вещи» (1966) «Человек» возник как результат нового способа
явлений – возникновения «эпистемы» (структуры знания) в XVII веке:
«... на этом пороге впервые возникло то странное формообразование знания, которое называют человеком и которое открыло пространство, присущее наукам о человеке. Пытаясь выявить этот глубокий сдвиг в западной культуре, мы восстанавливаем ее разрывы, ее неустойчивость, ее недостатки на нашей почве, безмолвной и наивно полагаемой неподвижной; именно эта почва снова колеблется под нашими шагами.»

Слайд 13

Критика Просвещения во второй половине XX в.

Мишель Фуко и критика дисциплинарности

Критика Просвещения во второй половине XX в. Мишель Фуко и критика дисциплинарности
(знание – это форма власти!): современные науки определили современную «эпистему», а вместе с ней и субъект Нового времени («Слова и вещи» 1966).
Эмансипация как освобождение от наложенных культурой (элитой) концептуальных «оков»
Культурные штудии 90-х гг. (cultural studies) и идеал междисциплинарности.

Слайд 14

«Классическая эпистема», по Фуко, возникла в XVII в., предаваряя «современную эпистему».
Между тем...
Studia

«Классическая эпистема», по Фуко, возникла в XVII в., предаваряя «современную эпистему». Между
humanitatis cуществовали до XVII в.
Греко-римская античность породила основные способы размышления о человеке (литература, философия, история, риторика)
Современная система знания сложилась скорее во второй половине XIX в., когда возникли такие науки как психология и социология.

Слайд 15

Античные истоки современных дисциплин: мнимые и реальные

Экономика
История
Философия
Филология
Математика
Физика
География
Этнография
Антропология
Политология
Социология
Биология

Античные истоки современных дисциплин: мнимые и реальные Экономика История Философия Филология Математика

Слайд 16

Античные истоки современных дисциплин: мнимые и реальные

Экономика (oikos ‘дом’, nomos ‘закон’); ср

Античные истоки современных дисциплин: мнимые и реальные Экономика (oikos ‘дом’, nomos ‘закон’);
икономия.
История (historia ‘исследование’)
Философия (philia ‘любовь’, sophia ‘мудрость’)
Филология ( philia ‘любовь’, logos ‘слово’)
Математика (mathêmata ‘задачи’)
Физика (physis ‘природа’)
География (gê ‘земля’, graphô ‘писать’)
Этнография (ethnos ‘народ’, graphô ‘писать’)
Антропология (anthrôpos ‘человек’, logos ‘наука’)
Политология (polis ‘город-государство’, logos ‘наука’)
Социология (societas лат. ‘общество’, logos ‘наука’)
Биология (bios ‘жизнь’ , logos ‘наука’)

Слайд 17

Artes liberales

TRIVIUM:
Logica, Grammatica, Rhetorica
QUADRIVIUM:
Arithmetica, Geometria, Musica, Astronomia

Artes liberales TRIVIUM: Logica, Grammatica, Rhetorica QUADRIVIUM: Arithmetica, Geometria, Musica, Astronomia

Слайд 18

СОЦИАЛЬНЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) НАУКИ:

Психология, Антропология, Социология
?Лингвистика, История?
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ:
Философия, филология (литературоведение), история искусств

СОЦИАЛЬНЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) НАУКИ: Психология, Антропология, Социология ?Лингвистика, История? ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: Философия, филология (литературоведение), история искусств

Слайд 19

Классическое и реальное образование в конце XIX в.

Классическое и реальное образование в конце XIX в.

Слайд 20

Что такое научная дисциплина? Ответ первый:

Инструмент познания мира. С его помощью субъект

Что такое научная дисциплина? Ответ первый: Инструмент познания мира. С его помощью
(ученый) описывает мир объектов.
Предпосылки: описываемые феномены существуют независимо от субъекта. Наука призвана накапливать знания о мире. Расщепление науки на отдельные дисциплины продиктовано заложенной в естественном порядке вещей таксономией (классификацией явлений).
Проблемы: условность (=историко-культурная обусловленность) систем классификации, из которой следует и относительная условность дисциплинарных границ.

Слайд 21

Что такое научная дисциплина? Ответ второй:

Научная дисциплина – это способ мышления, позволяющий

Что такое научная дисциплина? Ответ второй: Научная дисциплина – это способ мышления,
порождать новое знание о мире.
Предпосылки: науки складываются в рамках исторически изменчивых эпистемологических парадигм. Субъект неотторжим от объекта описания. Научная дисциплина создает свой объект описания.
Проблемы: культурный релятивизм, отказ от идеи построения универсальной системы знания (scientia universalis).

Слайд 22

Гуманитарные науки (studia humanitatis)

К гуманитарным наукам – основным, наиболее строгим формам знания

Гуманитарные науки (studia humanitatis) К гуманитарным наукам – основным, наиболее строгим формам
о человеке – не применим идеал научности (разделения субъекта и объект, принцип повторимости эксперимента).
Вильгельм Дильтей о двух парадигмах научности (Wissenschaft). Ср. scholarship vs. science.
Ханс-Георг Гадамер (Истина и метод, 1960) предложил исторический критерии оценки истинности в гуманитарных науках (опора на традицию).
Если гуманитарные дисциплины создают свой объект изучения (=человека), то тем важнее разобраться в том, как они устроены.

Слайд 23

Как помыслить мир до возникновения научного знания? Как устроено мифологическое сознание?
Гесиоду (VIII

Как помыслить мир до возникновения научного знания? Как устроено мифологическое сознание? Гесиоду
в. д. н. э.) приписываются «Теогония» и «Труды и дни» -- одни из древнейших текстов западной цивилизации.
Прием первый: олицетворение явлений и понятий
Окружающий мир осмысляется в человеческих категориях.
Все сущее подобно субъекту мысли. Неотделенность объекта от субъекта.
Олицетворенное понятие = божество.

Слайд 24

Прием второй: этиология (aition). Природу явления следует объяснять через обстоятельства его появления.

Прием второй: этиология (aition). Природу явления следует объяснять через обстоятельства его появления.
Тео-гония: возникновение богов как олицетворенных явлений

Слайд 25

Обман Прометея

Обман Прометея

Слайд 26

Прием третий: генеалогическая метафора

Привычный поэтический троп, ср. «Архитектура, мать развалин, завидующая облакам»

Прием третий: генеалогическая метафора Привычный поэтический троп, ср. «Архитектура, мать развалин, завидующая
(Бродский)
У Гесиода олицетворенные понятия связаны узами кровного родства и свойства.
Естественная таксономия (порядок вещей) описывается как генеалогия явлений и понятий, история их «семейных» отношений.

Слайд 28

Проблема авторитета: рождение субъекта знания

Проблема авторитета: рождение субъекта знания

Слайд 29

Знание как власть

Знание как власть

Слайд 30

Музы и политическая власть

Музы и политическая власть

Слайд 31

Процесс цивилизации (Геракл как «культурный герой»)

Процесс цивилизации (Геракл как «культурный герой»)

Слайд 32

Зооморфные божества и олицетворенные понятия

Зооморфные божества и олицетворенные понятия

Слайд 34

Поэтика устных формул, примеры из Гомера

Встала из мрака младая с перстами пурпурными

Поэтика устных формул, примеры из Гомера Встала из мрака младая с перстами
Эос
Солнце едва закатилось, и сумрак на землю спустился
С шумом на землю он пал, и взгремели на падшем доспехи
Когда же был удовольствован голод их сладким питьем и едою
Очи смежили багровая Смерть и могучая Участь

Слайд 36

Миф о матриархате и женоненавистическая идеология

Миф о матриархате и женоненавистическая идеология

Слайд 37

Полис и миф: происхождение литературы

Полис и миф: происхождение литературы

Слайд 38

Афинская демократия

Демократия дает политические права всем взрослым гражданам мужского пола, без имущественного

Афинская демократия Демократия дает политические права всем взрослым гражданам мужского пола, без
ценза.
Классовая оппозиция богатые («лучшие», aristoi, kaloi kagathoi) vs. бедные сменяется на расовую оппозицию афинянин vs. неафинянин
Миф об автохтонном происхождении города и его жителей.
Тираноубийство как конститутивный момент афинской идентичности (514 г. покушение Гармодия и Аристогитона на Гиппия, убийство Гиппарха)
Исключены: женщины, рабы, метеки (переселенцы).

Слайд 39

Идеология древнегреческая трагедии: система оппозиций

Aфины (современность) vs. Фивы (мифическое прошлое)
(демократический) полис vs.

Идеология древнегреческая трагедии: система оппозиций Aфины (современность) vs. Фивы (мифическое прошлое) (демократический)
(аристократический) род («дом» oikos)
исономия (равенство в гражданских правах) vs. тираническая власть
свободный vs. раб
мужчина vs. женщина

Слайд 40

Политический анализ «Орестеи» (458 г. до н.э.)

Политический анализ «Орестеи» (458 г. до н.э.)

Слайд 41

За три года до постановки «Орестеи» заключен военный союз между Афинами и

За три года до постановки «Орестеи» заключен военный союз между Афинами и
Аргосом.
Этиология (объяснение причины) союза у Эсхила: благодарность Ореста (аргивца) афинянам за оправдание (С. 411).

Слайд 42

Ответ на «Орестею» в 11-ой Пифийской оде Пиндара (454 г. ?) (Л.

Ответ на «Орестею» в 11-ой Пифийской оде Пиндара (454 г. ?) (Л. Кёрк)
Кёрк)

Слайд 43

Гендерный анализ («Орестея», с. 101: τρέφει δέ γ' ἀνδρὸς μόχθος ἡμένας ἔσω,

Гендерный анализ («Орестея», с. 101: τρέφει δέ γ' ἀνδρὸς μόχθος ἡμένας ἔσω, «Антигона», с. 190).
«Антигона», с. 190).

Слайд 44

Классовый анализ (Орест: с. 101; хор рабынь-плакальщиц: с. 103)

Классовый анализ (Орест: с. 101; хор рабынь-плакальщиц: с. 103)

Слайд 45

Oikos vs. polis («Орестея», c. 82, 147-148)

Хор плакальщиц Хор Евменид

Oikos vs. polis («Орестея», c. 82, 147-148) Хор плакальщиц Хор Евменид

Слайд 47

Ида, Лемнос, Афон, Макист, Эврип, Киферон, Эгипланкт, Арахна, Аргос

Ида, Лемнос, Афон, Макист, Эврип, Киферон, Эгипланкт, Арахна, Аргос

Слайд 48

Власть над пространством как признак тиранической (царской) власти
В 480 г. Ксеркс сооружает

Власть над пространством как признак тиранической (царской) власти В 480 г. Ксеркс
мост через Геллеспонт:
34. Итак, к это­му ска­ли­сто­му высту­пу из Аби­до­са людь­ми, кото­рым это было пору­че­но, были постро­е­ны два моста. Один мост воз­ве­ли фини­ки­яне с помо­щью кана­тов из «бело­го льна», а дру­гой — из папи­рус­ных кана­тов — егип­тяне. Рас­сто­я­ние меж­ду Аби­до­сом и про­ти­во­по­лож­ным бере­гом — 7 ста­дий. Когда же, нако­нец, про­лив был соеди­нен мостом, то раз­ра­зив­ша­я­ся силь­ная буря снес­ла и уни­что­жи­ла всю эту построй­ку.
35. Узнав об этом, Ксеркс рас­па­лил­ся страш­ным гне­вом и пове­лел биче­вать Гел­лес­понт, нака­зав 300 уда­ров бича, и затем погру­зить в откры­тое море пару оков37. Пере­да­ют еще, что царь послал так­же пала­чей заклей­мить Гел­лес­понт клей­мом. Впро­чем, вер­но лишь то, что царь велел пала­чам сечь море, при­го­ва­ри­вая при этом вар­вар­ские и нече­сти­вые сло­ва: «О ты, горь­кая вла­га Гел­лес­пон­та! Так тебя кара­ет наш вла­ды­ка за оскорб­ле­ние, кото­рое ты нанес­ла ему, хотя он тебя ничем не оскор­бил. И царь Ксеркс все-таки перей­дет тебя, жела­ешь ты это­го или нет. По заслу­гам тебе, конеч­но, ни один чело­век не станет при­но­сить жертв, как мут­ной и соле­ной реке». Так велел Ксеркс нака­зать это море, а над­зи­ра­те­лям за соору­же­ни­ем моста через Гел­лес­понт — отру­бить голо­вы.
Геродот 7.34-35

Слайд 49

Оптический «телеграф» в «Агамемноне»

Оптический «телеграф» в «Агамемноне»

Слайд 50

«Лемносское злодейство» (Хор плакальщиц: с. 88)

«Лемносское злодейство» (Хор плакальщиц: с. 88)

Слайд 51

Идеология древнегреческая трагедии: система оппозиций

Aфины (современность) vs. Фивы (мифическое прошлое)
(демократический) полис vs.

Идеология древнегреческая трагедии: система оппозиций Aфины (современность) vs. Фивы (мифическое прошлое) (демократический)
(аристократический) род («дом» oikos)
исономия (равенство в гражданских правах) vs. тираническая власть
свободный vs. раб
мужчина vs. женщина

Слайд 52

Литература между мифом и идеологией

Ольга Фрейденберг:
Литература стоит на границе образного и

Литература между мифом и идеологией Ольга Фрейденберг: Литература стоит на границе образного
понятийного мышления. Она ставит на службу понятиям (в частности -- идеологическим) образные средства.
Происхождение литературной образности – в образности фольклорной, которая подчинена логике мифа, логике допонятийной.

Слайд 53

Что такое «миф»?

«Миф» (mythos) – (1) любой рассказ; (2) рассказ, в котором

Что такое «миф»? «Миф» (mythos) – (1) любой рассказ; (2) рассказ, в
действуют боги либо герои.
Herōs:
1. эпический персонаж из героического века (ср. былинный богатырь) либо
2. фигура, являющаяся объектом культа, с более ограниченными потенциями, чем божество.
«Героический век» -- отделенный от настоящего период исторических свершений, который фиксируется в эпической поэзии.

Слайд 54

Представление о героическом веке: руины микенской цивилизации (16-12 вв. до н. э.)

Представление о героическом веке: руины микенской цивилизации (16-12 вв. до н. э.)

Слайд 55

Плечо Пелопа в Олимпии – китовая лопатка?

George Huxley, GRBS, p. 147, о

Плечо Пелопа в Олимпии – китовая лопатка? George Huxley, GRBS, p. 147,
костях Ореста, найденных в Тегее в 560 г.:

Слайд 56

Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Dinosaurs, Mammoths, and Myth in Greek

Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Dinosaurs, Mammoths, and Myth in Greek and Roman Times
and Roman Times

Слайд 57

Древнегреческая литература как литература о «других»

Гомеровский эпос, лирика архаического период, драма (по

Древнегреческая литература как литература о «других» Гомеровский эпос, лирика архаического период, драма
большей части) написаны не о людях, а о «героях».
Персонажи др.-греч. драмы (отчасти) подчиняются иной, нечеловеческой логике. Этим они и интересны.
Такая трактовка идет вразрез с прочтениями древнегреческих текстов через призму аттического общества.
Каковы границы психологической интерпретации литературы в свете того, что основным ресурсом европейской литературы являются тексты о мифических существах?

Слайд 58

Пелопиды


Пелоп (чуть не съеден по вине отца)
Фиест (=) Аэропа=Атрей (вскармливает племянников брату)
Эгист(=)Клитемнестра=Агамемнон(убивает

Пелопиды Пелоп (чуть не съеден по вине отца) Фиест (=) Аэропа=Атрей (вскармливает
дочь) Елена=Менелай
Орест Электра Ифигения

Слайд 59

О. М. Фрейденберг и Ю. М. Лотман о циклических мифах

«Миф об Атридах,

О. М. Фрейденберг и Ю. М. Лотман о циклических мифах «Миф об
о судьбе двух братьев, представляется нам рассказом о двух людях. На самом деле это архаическая космогония и эсхатология. ... Первобытный миф имеет лишь одно содержание – космогонию, неразрывно слитую с эсхатологией. Она, эта космогония, всегда оформляется метафорами, которые на всякие лады передают образ умирающих и в смерти оживающих тотемов ... Первобытные метафоры передают космогонию именно как борьбу и схватку тотемов, как шествие (странствие), как разрывание и пожирание, как рождение и смерть.» (Лекции по введению в теорию античного фольклора, с. 78-79)
«Мифологическое сознание характеризуется замкнуто-циклическим отношением ко времени. Годичный цикл подобен суточному, человеческая жизнь — растительной, закон рождения — умирания — возрождения господствует над всем. Универсальным законом такого мира является подобие всего всему, основное организующее структурное отношение — отношение гомеоморфизма. Осень~~вечер~старость; зачатие~посев зерна в землю~всякое вхождение в темное и закрытое пространство~погребение покойника~поедание. Следовательно, «мертвец~семя~зерно» (знак «~» читается «подобно»), а смерть столь же необходима для воскресения, как посев для всходов; аналогическим мышлением объясняется представление о том, что пытка, разъятие тела на части и разбрасывание их по земле — или разрывание и поедание — есть то же самое, что посев, и поэтому способствует воскрешению и возрождению.»
(«Феномен культуры», Избр. статьи, т. 1., с. 36-7)

Слайд 60

Логика мифа в чистой форме: «Теогония» (поэма о рождении богов) Гесиода

Гея =

Логика мифа в чистой форме: «Теогония» (поэма о рождении богов) Гесиода Гея
Уран (прячет детей в матери, оскоплен сыном)
Рея=Кронос (поглощает детей, заточен сыном в Тартаре)
Зевс

Слайд 61

Три принципа мифологического сознания

Цикличность: события повторяются из года в год, из поколения

Три принципа мифологического сознания Цикличность: события повторяются из года в год, из
в поколение и пр.
Пример: Кора-Персефона каждую весну возращается из Аида, и земля (=Деметра, мать Персефоны) начинает плодоносить.
Ср. мифы «умирающего и воскресающего бога» («dying-and- rising god» Дж. Фрезер)
Гомеоморфизм: инцест («познание» матери) = «экстраординарное знание тайноведца» = «экстраординарная власть тирана» (С. Аверинцев)
Аморализм = индифферентность к нравственным (этическим) категориям.

Слайд 62

Лабдакиды

Лабдак
Менекей Иокаста = Лай
Креонт Иокаста = Эдип
Гемон Антигона Исмена Этеокл

Лабдакиды Лабдак Менекей Иокаста = Лай Креонт Иокаста = Эдип Гемон Антигона Исмена Этеокл Полиник
Полиник

Слайд 63

Миф об Эдипе: варианты

Гомер, «Одиссея» (11.271-80): Эдип женится на Эпикасте, та кончает

Миф об Эдипе: варианты Гомер, «Одиссея» (11.271-80): Эдип женится на Эпикасте, та
с собой, он продолжает царствовать в Фивах.
«Эдиподия» (утраченный эпос): у Эдипа рождаются дети от второго брака.
«Фиваида»: Эдип проклинает сыновей, Полиника и Этеокла, за непослушание.
Еврипид, «Эдип»: Эдип был ослеплен слугами Лая.
Еврипид, «Финикиянки»: Эдип ослепил сам себя, но продолжал жить в Фивах.

Слайд 64

«Этизация» (Ethisierung) унаследованных мифов

«Этизация» – это введение этических (нравственных) категорий в

«Этизация» (Ethisierung) унаследованных мифов «Этизация» – это введение этических (нравственных) категорий в
трактовку архаических мифов. Понятие введено Вильгельмом Нестле (Wilhelm Nestle).
Ранняя древнегреч. философия (Ксенофан, Гераклит) критикует Гомера за то, что он изображает богов порочными.
У Платона добро и божественное приравниваются.
Пиндар отвергает некоторые унаследованные мифы как недостойные богов.