Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Лекция 5

Содержание

Слайд 2

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе
XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отно­шений, следовательно, кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли и усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти и появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения) и повышение уровня образованности в Европе в целом;

Слайд 3

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм —
к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации и схоластики);
• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства. 
Гуманистическое, неоплатоническое и натур­философское направления – предмет исследования которых – проблемы человека, бытия и природы.
Последние три направления (реформационное, политическое и утопическое) рассматривают проблемы общества, государства и Церк­ви ("социально-политические направления").

Слайд 4

Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо

Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись: • гуманистическое (XIV - XV вв.,
Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;
• политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

Слайд 5

I. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине

I. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV -
XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии"
В своем произведении Данте:. • воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека; • отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания; • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Слайд 6

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении к

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении
миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна, поэтому надо жить для самого себя;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека, верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение, которое понимал, как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. 

Слайд 7

II. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию

II. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую
учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз­рождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от­ношению к миру и вещам) идей; • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна­ния, согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира и объединить все философские учения и найти «золотую сере­дину» путем их согласования.

Слайд 8

III. Натурфилософские идеи (XVI - нач. XVII вв). Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд

III. Натурфилософские идеи (XVI - нач. XVII вв). Представители натурфилософии: • обосновывали
на мир; • стремились отделить философию от теологии; • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной); • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению).
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Слайд 9

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:
• Солнце является

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника: •
центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения; • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: • изобрел телескоп; • с помощью телескопа исследовал небесные тела; • доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси; • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне; • открыл спутники вокруг других планет; • исследовал динамику падения тел; • доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в:
• наблюдении;
• выдвижении гипотезы;
• расчетах воплощения гипотезы на практике;
• экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.

Слайд 10

IV. Философия Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых

IV. Философия Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более
отношений между Богом, Церковью и верующими.
Предпосылками возникновения данного направления были:
• кризис феодализма; • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;
• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви; • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
• распространение в Европе идей гуманизма; • рост самосознания личности, индивидуализм; • рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.
• народное. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами, диггерами и др.

Слайд 11

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября
на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.
Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:
• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
• между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;
• необходимо упрощение обрядов; церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;
• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
• должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;
• дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;
• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
• необходимо запретить индульгенции.

Слайд 12

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он
Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину:
• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни; • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; • успех в работе — признак богоизбранности; • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: • возглавил реформационное движение в Женеве; • добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище "Женевский Папа"); • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного отношения к работе.
Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Слайд 13

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он
к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем.
В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:
• необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом;
• цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, "Божьего царства" на земле;
• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес;
• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);
• жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу;
• власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — "ремесленникам и пахарям".
В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Слайд 14

Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной

Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и
борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.
Результатом борьбы против католицизма стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:
• торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.

Слайд 15

V. Политическая философия исследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей,

V. Политическая философия исследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на
прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальян­ский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель (основное произведение «Государь»).
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; • для обуздания низменной натуры, эгоизма человека соз­дается особая организация — государство; • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана); • ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей; • в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

Слайд 16

VI. Утопическо-социалистическое направление
В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и

VI. Утопическо-социалистическое направление В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества
государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.
Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Слайд 17

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были
проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Согласно Т. Мору в Утопии: • не существует частной собственности; • все граждане участвуют в производительном труде; • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов; • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники; • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив); • все должностные лица избираются — прямо или косвенно; • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.