Концепция бытия в философии расцвета античности. Лекция 6

Содержание

Слайд 2

План лекции

1. Философский идеал Сократа.
2. Платоновская система бытия.
3. Учение Аристотеля о материи

План лекции 1. Философский идеал Сократа. 2. Платоновская система бытия. 3. Учение
и форме.

Слайд 3

Идеи Сократа (5 в.д.н.э.) завершили этап перехода от натурфилософии к идеализму.

Сократ объявил

Идеи Сократа (5 в.д.н.э.) завершили этап перехода от натурфилософии к идеализму. Сократ
первичными вопросами философии: «Что есть человек?», «Какова его жизненная цель?» и т.п.
Бытие человека должно стать главным предметом философии.
Сократ переориентировал философию с вопросов внешнего, мирового бытия на вопросы внутреннего, человеческого бытия.

Слайд 4

«Знающий доброе, будет поступать по доброму», - Сократ.

Идеи Сократа о смысле человеческого

«Знающий доброе, будет поступать по доброму», - Сократ. Идеи Сократа о смысле
существования:
1. Понятия счастья и несчастья относительны.
2. Люди несчастливы, т.к. не обладают знанием вообще.
Вывод: все проблемы разрешимы сознанием и в сознании людей. Значит, сознание является подлинным бытием человека.

Слайд 5

Платон (5 в.д.н.э.) создал развернутую систему идеализма

Понятие о сущности человека
Человек состоит из

Платон (5 в.д.н.э.) создал развернутую систему идеализма Понятие о сущности человека Человек
двух миров:

Мир идей
(сознание)

Мир природы
(материя)

Слайд 6

Взаимодействие в человеке сознания и материи неравнозначно

Материя толкает человека на недостойные поступки.

Взаимодействие в человеке сознания и материи неравнозначно Материя толкает человека на недостойные
Большинство людей уступает своей природе.

Сознание дано человеку, чтобы руководить его природой. Но только философы создают подлинный мир блага.

Слайд 7

Миф Платона о пещере

Пещера – это наша повседневная жизнь.
Освещенная светом стена пещеры

Миф Платона о пещере Пещера – это наша повседневная жизнь. Освещенная светом
– кажущееся знание.
Свет вне пещеры – это истинное знание, к которому человек стремится подняться.

Слайд 8

Платоновская структура человеческого бытия

Бытие человека состоит из трех элементов:

Подлинное бытие
(мир идей,

Платоновская структура человеческого бытия Бытие человека состоит из трех элементов: Подлинное бытие
т.е.
наше сознание)

Кажущееся бытие
(мир человеческих
поступков)

Небытие
(материальное
тело)

Слайд 9

Платоновская структура бытия

Бытие мира состоит из трех элементов:

Мир идей (подлинное бытие)

Материя

Платоновская структура бытия Бытие мира состоит из трех элементов: Мир идей (подлинное
(небытие) – материал,
из которого идеями создается весь мир

Мир людей (кажущееся бытие)

Слайд 10

Мир идей – это иерархически организованная система в виде пирамиды

Мир идей:

Благо

Справедливость

Красота

Истина

Государство,
индивид

Мир идей – это иерархически организованная система в виде пирамиды Мир идей:
и т.д.

Души, тела

Научная,
художественная

Конкретная
справедливость

Конкретная красота

Конкретная истина

Слайд 11

Значение удвоения мира в системе Платона

Через иерархию мира идей становится понятным, как

Значение удвоения мира в системе Платона Через иерархию мира идей становится понятным,
происходит переход от практики к теории.
Пирамида Платона показывает, как в реальной жизни глубоко спрятаны от нас подлинные ценности

Слайд 12

Характеристика мира идей

Мир идей
Постоянен (не могут изменить форму, которую имеют).
2. Активен.
3.

Характеристика мира идей Мир идей Постоянен (не могут изменить форму, которую имеют).
Находится в постоянном движении (идеи перемещаются для соприкосновения с материей).
Мир идей первичен, материя вторична.

Слайд 13

Характеристика материи

Постоянные признаки материи:
Хаотична и бесформенна.
2. Инертна (не может сама приходить в

Характеристика материи Постоянные признаки материи: Хаотична и бесформенна. 2. Инертна (не может
движение)
Материя существует только тогда, когда на нее воздействует идея.

Слайд 14

Аристотель о материи

Аристотель вводит в философию понятия «первая материя» «последняя материя»

Стол –

Аристотель о материи Аристотель вводит в философию понятия «первая материя» «последняя материя»
доска – дерево –
семя – начальная
материя
(синтез четырех стихий:
вода, земля, огонь,
воздух – физическое
начало
физического мира)

Конкретные вещи:
стол, ручка и т.д.

Слайд 15

В мире есть два начала – материя и форма

Форма предшествует материи
Материя может

В мире есть два начала – материя и форма Форма предшествует материи
существовать только в какой-то форме.
Форма может существовать без материи.
Вывод: форма является бытием

Слайд 16

Перводвигатель или Бог является формой, предшествующей первой материи

Бог Аристотеля
1.Синоним чистого разума.

Перводвигатель или Бог является формой, предшествующей первой материи Бог Аристотеля 1.Синоним чистого
Бестелесный ум.
2.Внутри мира.
3. Ничего не творит, он причина существования мира, подталкивает мир к развертыванию материи.

Христианский Бог
В образе человека
эмоционален.
2. За пределами мира.
3. Творец и создатель мира.

Слайд 17

Заключение

Проблема бытия в идеалистической философии Древней Греции переносится в сферу разума. Бытие

Заключение Проблема бытия в идеалистической философии Древней Греции переносится в сферу разума.
мира есть бытие человека.
На долгое время идеализм становится господствующим мировоззрением.

Слайд 18

Вопросы для самопроверки

В чем смысл учения Платона об идеях?
Что есть бытие и

Вопросы для самопроверки В чем смысл учения Платона об идеях? Что есть
небытие в онтологии Платона?
Как рождается мир вещей. С точки зрения Платона?
В чем заключается критика илей Платона Аристотелем?
Раскройте сущность концепции бытия в философии Аристотеля.
Как Аристотель решает вопрос о соотношении материи и формы?
Чем отличается Бог Аристотеля от христианского Бога?

Слайд 19

Рекомендуемая литература

Сабиров В.Ш. Основы философии. – Новосибирск: НГАСУ, 2004. – С. 36

Рекомендуемая литература Сабиров В.Ш. Основы философии. – Новосибирск: НГАСУ, 2004. – С.
– 98.
Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, 2004. – С. 37 – 64.
История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1999. – С. 57-71.
Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 45 –82.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Наука, 1976. – С. 23 – 87
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Наука, 1981. С.41 – 96.