Слайд 2ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
Просветительство – мировоззрение, философия, исторический этап, который прошли все народы.
Истоки просветительства
в гуманистические идеи Возрождения.
эпоха Просвещения утверждала культ разума, науки, реализм; была безграничная вера в прогресс, свободу личности.
Возникновение Просвещения в Казахстане было предопределено политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа, на долгие годы вперед предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него свое заметное влияние.
Слайд 3ЧОКАН ВАЛИХАНОВ (1835-1865)
ученый-востоковед -этнограф, географ этнограф, лингвист, искусствовед.
Ч. Валиханов внимательно изучал
особенности шаманских верований в условиях Казахстана
Отношение человека к природе породили шаманство— обожание Вселенной или природы.
Природа и человек! Скажите, что может быть чудеснее и таинственнее природы и человека. Человек был приведен к почитанию солнца, луны, звезд и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природою или Вселенной.
Слайд 4«...Человек,— пишет Ч. Валиханов,— как животный организм во многом зависит от природы»
«Влияние
природы в этой жизни на человека, слишком деятельно,— пишет Валиханов,— и он должен был создать правила, которыми он руководствовался в отношении к таинственной природе, что делать и чего не делать. Вот происхождение тех обычаев и обрядов, которые мы называем теперь шаманским суеверием».
Слайд 5 КАШГАРИЯ
Чокан Валиханов в течении шести месяцев собирал уникальный материал не утративший
ценности и сегодня.
“О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан -Лу”является по сути дела, первым научным исследованием, посвященный истории, географии, социальному строю народов Восточного Туркестана.
Слайд 6ПРОИЗВЕДЕНИЯ
"Следы шаманства у киргизов»
“О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции
Нан -Лу”( Малой Бухарии)
“ Записки о судебной реформе”.
"О мусульманстве в степи»
"Очерки Джунгарии"
"Предания и легенды Большой Киргиз-кайсацкой орды"
Слайд 7ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН (1841-1889
первый казахский педагог,
просветитель, общественный деятель, литератор.
занимался педагогической деятельностью, открывал школы-интернаты
(открыл первую в Казахстане женскую гимназию), был инспектором школ по Тургайской области.
"Киргизская хрестоматия", “Шараитли Ислам”
Слайд 8ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН
Верил в Бога, как в первопричину мира и только.
Сотворив мир,
Бог не вмешивается в дела людей - стоял на позициях деизма,
отстаивал материалистические взгляды, признавал познаваемость мира.
полагал, что в основе прогресса всех сторон общественной жизни лежит именно просвещение.
При этом он считал, что под просвещением следует понимать такие знания, которые основаны на науке и могут служить делу исторического прогресса.
Слайд 9АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904
выдающийся казахский просветитель, поэт, мыслитель, философ, композитор, основоположник современной казахской
письменной литературы
. Абай впитал в себя восточную и арабскую культуру: «Тысяча и одна ночь»,
был знаком с творчеством
Фирдоуси, Низами, Саади, Навои,
изучал труды: Спинозы и Спенсера.
поэзию Пушкина, Лермонтова, Гёте, Байрона, Шиллера
Платона и Аристотеля, Канта, Гегеля, Фейербаха.
Слайд 10АБАЙ
Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности
зрелой личности.
Зрелой личностью человека делают три качества:
разум, сердце , воля.
Слайд 11АБАЙ КУНАНБАЕВ
Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.
Безвреден
кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо.
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.
Слайд 12КАРА- СОЗ»– ЭТО КАК БЫ И ВЫВОД, И ИТОГ ЖИЗНИ:
« «Хорошо
ли я прожил до сегодняшнего дня, но пройдено немало: но вот когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни».
«Хоть и существую я, но поистине мёртв. Не могу разобраться, в чём причина: то ли в бессильной досаде на сородичей, то ли в отверженности от самого себя, то ли ещё в чём-то.
По внешнему виду я вполне здоров, изнутри же мёртв. Смеюсь ли, не чувствую радости. Что бы ни делал, говорю ли, смеюсь ли – всё это как совсем не моё, а кого-то иного».
Слайд 13ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слова назидания”
Поэмы:
“Искандер,”
“Сказание об Азиме”
“Масгуд”.
Слайд 14ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ
Период его жизни совпал с февральской 1905-1907 гг
февральская октябрьской революциями1917
в России
Первая мировая война 1914-1918 гг
Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане
Установление советской власти в Казахстане
голод 1920-1921 и 1930-1931 годов
коллективизация
массовая конфискация в 1928 году
В июле 1917 года в Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, на котором была создана национальная казахская политическая партия "Алаш", принята её программа.
Он участвовал в национально-освободительном движении "Алаш".
Слайд 15Ш. КУДАЙБЕРДИЕВ
Шакарим познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз,
Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого, переписывался с Л. Толстым,
работал в библиотеках Парижа и Стамбула.
В 1906 году совершил паломничество в Мекку и Медину. Посетил Мысыр (совр. Египет),
Хотя он и стал "кажы" после поездки в Мекку, он не был ни религиозным фанатиком, ни аскетом или нигилистом.
В 1903 г. он был принят членом Императорского русского географического общества.
Слайд 16ШАКАРИМ КУДАЙБЕРДИЕВ
Его наследие многогранно: им написаны трактаты по философии, этике, истории, религии,
был талантливы композитором, поэтом.
По своему мировоззрению Ш.К. – ярко выраженный демократ, просветитель западной и восточной культуры.
Слайд 17ШАКАРИМ
Знание мировой культуры и философии побудило Шакарима к осмыслению личности и
общества, осмыслить состояние казахского общества, его перспективы и возможности.
Его основной труд «Родословная летопись» он пытался описать этническую историю образования казахского народа и тюрков в целом.
На его глазах мир традиционных кочевых ценностей рушился, в историю уходили караваны древности с привычным укладом жизни, наступал XX век !!!
Слайд 18В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие
те, которыми задавался в свое время И.Кант:
« Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?".