Содержание

Слайд 2

Типы получения

Генераторы случайных чисел по способу получения чисел делятся на:
физические;

Типы получения Генераторы случайных чисел по способу получения чисел делятся на: физические; табличные; алгоритмические.

табличные;
алгоритмические.

Слайд 3

Физические ГСЧ

Физические ГСЧ

Слайд 4

Табличные ГСЧ

Табличные ГСЧ в качестве источника случайных чисел используют специальным образом

Табличные ГСЧ Табличные ГСЧ в качестве источника случайных чисел используют специальным образом
составленные таблицы, содержащие проверенные некоррелированные, то есть никак не зависящие друг от друга, цифры.

Слайд 5

Случайные цифры. Равномерно распределенные от 0 до 1 случайные числа

Обходя таблицу слева

Случайные цифры. Равномерно распределенные от 0 до 1 случайные числа Обходя таблицу
направо сверху вниз, можно получать равномерно распределенные от 0 до 1 случайные числа с нужным числом знаков после запятой (в нашем примере мы используем для каждого числа по три знака). Так как цифры в таблице не зависят друг от друга, то таблицу можно обходить разными способами, например, сверху вниз, или справа налево, или, скажем, можно выбирать цифры, находящиеся на четных позициях.

Слайд 6

Табличные ГСЧ

Достоинство данного метода в том, что он дает действительно случайные

Табличные ГСЧ Достоинство данного метода в том, что он дает действительно случайные
числа, так как таблица содержит проверенные некоррелированные цифры.
Недостатки метода: для хранения большого количества цифр требуется много памяти; большие трудности порождения и проверки такого рода таблиц, повторы при использовании таблицы уже не гарантируют случайности числовой последовательности, а значит, и надежности результата.

Слайд 7

Алгоритмические ГСЧ

Числа, генерируемые с помощью этих ГСЧ, всегда являются псевдослучайными (или

Алгоритмические ГСЧ Числа, генерируемые с помощью этих ГСЧ, всегда являются псевдослучайными (или
квазислучайными), то есть каждое последующее сгенерированное число зависит от предыдущего:
r[i + 1] = f(r[i]).
Последовательности, составленные из таких чисел, образуют петли, то есть обязательно существует цикл, повторяющийся бесконечное число раз. Повторяющиеся циклы называются периодами.

Слайд 8

Алгоритмические ГСЧ

Достоинством данных ГСЧ является быстродействие; генераторы практически не требуют ресурсов

Алгоритмические ГСЧ Достоинством данных ГСЧ является быстродействие; генераторы практически не требуют ресурсов
памяти, компактны.
Недостатки: числа нельзя в полной мере назвать случайными, поскольку между ними имеется зависимость, а также наличие периодов в последовательности квазислучайных чисел.

Слайд 9

Алгоритмические ГСЧ. Метод серединных квадратов

Имеется некоторое четырехзначное число R0. Это число

Алгоритмические ГСЧ. Метод серединных квадратов Имеется некоторое четырехзначное число R0. Это число
возводится в квадрат и заносится в R1. Далее из R1 берется середина (четыре средних цифры) — новое случайное число — и записывается в R0. Затем процедура повторяется.

Слайд 10

Недостатки метода:
1) если на некоторой итерации число R0 станет равным нулю,

Недостатки метода: 1) если на некоторой итерации число R0 станет равным нулю,
то генератор вырождается, поэтому важен правильный выбор начального значения R0;
2) генератор будет повторять последовательность через Mn шагов (в лучшем случае), где n — разрядность числа R0, M — основание системы счисления.

Алгоритмические ГСЧ. Метод серединных квадратов

Слайд 11

Метод серединных произведений

Число R0 умножается на R1, из полученного результата R2

Метод серединных произведений Число R0 умножается на R1, из полученного результата R2
извлекается середина R2* (это очередное случайное число) и умножается на R1.

Слайд 12

Современные ГСЧ (криптографические)

Современные ГСЧ (криптографические)

Слайд 13

Криптография и случайность имеют тесную связь

Совершенная секретность может быть достигнута,

Криптография и случайность имеют тесную связь Совершенная секретность может быть достигнута, если
если ключ алгоритма шифровки - действительно случайное число.
Есть два подхода к получению длинного потока случайных битов.

Слайд 14

Подходы к получению

Использование естественного случайного процесса, такого как многоразовое бросание монеты и

Подходы к получению Использование естественного случайного процесса, такого как многоразовое бросание монеты
интерпретация результата "орел" или "решка", как значения битов 0 или 1 .
Использование детерминированного процесса с информацией обратной связи.

Слайд 15

Подходы к получению

1. Истинный генератор случайных чисел (TRNG - True

Подходы к получению 1. Истинный генератор случайных чисел (TRNG - True Random
Random Number Generator).
2. Псевдослучайный генератор числа (PRNG - Pseudorandom Number Generator)

Слайд 16

Истинный генератор случайных чисел (TRNG)

При бросании правильной монеты непрерывно возникает

Истинный генератор случайных чисел (TRNG) При бросании правильной монеты непрерывно возникает совершенный
совершенный случайный поток битов, но это неприменимо на практике.
Естественные источники, которые могут произвести истинные случайные числа:
тепловой шум в электрическом резисторе
время ответа механического или электрического процесса после передачи команды.
Эти природные ресурсы использовались в прошлом, и некоторые из них были внедрены в коммерческую деятельность.
«-» Процесс обычно медленный
Один и тот же случайный поток не может быть повторен.

Слайд 17

Генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

Случайный поток битов может быть получен с

Генератор псевдослучайных чисел (PRNG) Случайный поток битов может быть получен с использованием
использованием детерминированного процесса при введении короткого случайного потока (начального числа).
(Сгенерированное число не случайно, потому что процесс, который его создает, детерминирован).
Генераторы псевдослучайных чисел могут быть разделены на две широких категории:
конгруэнтные генераторы
генераторы, использующие криптографические шифры.

Слайд 18

Конгруэнтные генераторы (К1)

Самая общая методика для того, чтобы производить псевдослучайные

Конгруэнтные генераторы (К1) Самая общая методика для того, чтобы производить псевдослучайные числа,
числа, - линейный конгруэнтный метод (рекурсивный), введенный Лехмером.
X0 – начальное число (между 0 и n-1, n – модуль соотношения).
Последовательность периодическая (период зависит от a и b)

Слайд 19

Пример K.1

Предположим a = 4, b = 5, n =

Пример K.1 Предположим a = 4, b = 5, n = 17
17 и xi_0 = 7.
16, 1, 9, 7, 16, 1, 9, 7..., псевдослучайная последовательность с периодом 4.
Критерии. Для приемлемого генератора псевдослучайных чисел ( PRNG ) в течение прошлых нескольких десятилетий были разработаны несколько критериев.

Слайд 20

Критерии

Период должен быть равен n (модулю). Это означает, что прежде чем целые

Критерии Период должен быть равен n (модулю). Это означает, что прежде чем
числа в последовательности начинают повторяться, должны быть сгенерированы все целые числа между 0 и n - 1 .
Последовательность в каждый период должна быть случайна.
Процесс генерации должен быть удобен для реализации на компьютере. Большинство компьютеров сегодня эффективно, когда применяется арифметика, использующая слова по 32 бита.

Слайд 21

Рекомендации

Рекомендуется выбрать коэффициенты конгруэнтного уравнения и значения модуля исходя из следующих

Рекомендации Рекомендуется выбрать коэффициенты конгруэнтного уравнения и значения модуля исходя из следующих
соображений.
Оптимальный выбор модуля, n , - это наибольшее простое число, близкое к размеру слова, используемого в компьютере. Рекомендуется использовать тридцать первое простое число Мерсенны, как модуль:
n = M[31] = 2^31 - 1 .

Слайд 22

Рекомендации

Чтобы создавать период, равный значению модуля, значение первого коэффициента a, должно быть

Рекомендации Чтобы создавать период, равный значению модуля, значение первого коэффициента a, должно
первообразным корнем главного модуля (остаток от деления степени a). Хотя целое число 7 - первообразный корень M[31], рекомендуют использовать 7k, где k - целое число, взаимно-простое с ( M[31] - 1).
(Некоторые рекомендованные значения для k- это 5 и 13. (a = 7^5) или (a = 7^13)).
3. Для эффективного использования компьютера значение второго коэффициента b должно быть нулевым

Слайд 23

Пример К1.

Линейный конгруэнтный генератор:
x[i+1] = ax[i] mod n, где n = 2^31

Пример К1. Линейный конгруэнтный генератор: x[i+1] = ax[i] mod n, где n
- 1
и a = 7^5 или a = 7^13

Слайд 24

Безопасность

Последовательность, сгенерированная линейным конгруэнтным уравнением, показывает приемлемую случайность (если следовать предыдущим рекомендациям).

Безопасность Последовательность, сгенерированная линейным конгруэнтным уравнением, показывает приемлемую случайность (если следовать предыдущим

Последовательность полезна в некоторых приложениях, где требуется только случайность (таких как моделирование);
Последовательность бесполезна в криптографии, где желательны и случайность, и безопасность.

Слайд 25

Безопасность

Поскольку число n общедоступно, последовательность может быть атакована с использованием одной

Безопасность Поскольку число n общедоступно, последовательность может быть атакована с использованием одной
из двух стратегий:
Если известно значение начального числа (x0) и коэффициент a;
Если не известно значение x0 и a, то можно перехватить первые два целых числа и использовать следующие два уравнения, чтобы найти x0 и a:
x[1] = ax[0] mod n
x[2] = ax[1] mod n

Слайд 26

Генератор квадратичных вычетов

Чтобы получить менее предсказуемую псевдослучайную последовательность, был введен

Генератор квадратичных вычетов Чтобы получить менее предсказуемую псевдослучайную последовательность, был введен генератор
генератор квадратичных вычетов,
x[i+1] = x[i]^2 mod n,
где x[0] называют начальным числом, число между 0 и n -1.

Слайд 27

Генератор Blum Blum Shub


Простой, но эффективный метод создания генератора

Генератор Blum Blum Shub Простой, но эффективный метод создания генератора псевдослучайных чисел
псевдослучайных чисел назван Blum Blum Shub (BBS) по имени его трех изобретателей.
BBS использует уравнение квадратичного вычета, но это - псевдослучайный генератор бит вместо генератора псевдослучайных чисел; он генерирует последовательность битов (0 или 1).

Слайд 28

Генератор Blum Blum Shub. Шаги генерации

Найдите два больших простых числа p и

Генератор Blum Blum Shub. Шаги генерации Найдите два больших простых числа p
q в форме 4k + 3, где k - целое число ( p и q являются конгруэнтными 3 mod 4) .
Выберите модуль n = p × q .
Выберите случайное целое число r, которое является взаимно-простым с n.
Вычислите начальное число как x[0] = r^2 mod n .
Генерировать последовательность x[i+1[ = x[i]^2 mod n .
Взять самый младший бит сгенерированного случайного целого числа (LSB - Least Significant Bit) как случайный бит.

Слайд 29

Безопасность

Может быть доказано, что если p и q известны, i -тый

Безопасность Может быть доказано, что если p и q известны, i -тый
бит в последовательности может быть найден как самый младший бит:
X[i] = x[0]^(2^ i mod [(p-1)(q-1)])
Это означает, что если известно значение p и q, можно найти значение i-того бита, пробуя все возможные значения n (значение n обычно общедоступно). Тем самым сложность у этого генератора - та же самая, как у разложения на множители n .
Если n является достаточно большим, последовательность безопасна (непредсказуема). Было доказано, что при очень большом n невозможно предсказать значение следующего бита в последовательности, даже если знать значения всех предыдущих битов. Вероятность каждого принятия значений для каждого бита, 0 или 1, - очень близка к 50 процентам.
Безопасность BBS зависит от трудности разложения на множители n

Слайд 30

Генераторы на основе криптографической системы

Криптографические системы, такие как шифр для

Генераторы на основе криптографической системы Криптографические системы, такие как шифр для процесса
процесса шифрования или хэш-функция, могут также быть использованы для генерации случайного потока битов. Можно выделить основные 2 системы, которые применяют алгоритмы шифрования.

Слайд 31

ANSI X9.17 генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

ANSI X9.17 определяет криптографически сильный

ANSI X9.17 генератор псевдослучайных чисел (PRNG) ANSI X9.17 определяет криптографически сильный генератор
генератор псевдослучайных чисел, использующий тройной 3DES с двумя ключами (шифрация - дешифрация - шифрация).
Первое псевдослучайное число это 64-битовое начальное число, используемое как инициирующий вектор (IV);
остальная часть псевдослучайных чисел использует начальное число, показанное как следующие IV.
Тот же самый ключ засекречивания на 112 битов (K1 и K2 в 3DES) применяется для всех трех 3DES-шифров.

Слайд 32

ANSI X9.17 генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

ANSI X9.17 генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

Слайд 33

Безопасность

Строгость X9.17 определяется следующими фактами:
Ключ - 112 (2 56) бит.
Ввод

Безопасность Строгость X9.17 определяется следующими фактами: Ключ - 112 (2 56) бит.
даты и времени на 64 бита обеспечивает хорошую метку времени, предотвращающую атаку воспроизведения.
Система обеспечивает превосходный эффект рассеивания и перемешивания с помощью шести шифрований и трех дешифрований.

Слайд 34

PGP генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

PGP генератор псевдослучайных чисел (PRNG)

Слайд 35

Оператор RAND

i=rand(); - символьная константа, определенная в “stdlib.h”
0<=i<=MAX_RAND;
MAX_RAND>=32767.
Каждое число в этом диапазоне

Оператор RAND i=rand(); - символьная константа, определенная в “stdlib.h” 0 MAX_RAND>=32767. Каждое
имеет «равные» шансы

Слайд 36

Оператор RAND

Часто, диапазон необходимых значений не совпадает с диапазоном оператора (
подбрасывание

Оператор RAND Часто, диапазон необходимых значений не совпадает с диапазоном оператора (
монеты,
выбор значение на игральной кости)

Слайд 37

Оператор RAND

Масштабирование случайной величины – сочетание с операцией rand операции «взятия

Оператор RAND Масштабирование случайной величины – сочетание с операцией rand операции «взятия
по модулю»:
rand()%6;
Число 6 – коэффициент масштабирования.

Слайд 38

Пример: бросание игральной кости

Моделируем процесс бросания игральной кости - 6000 раз.

Пример: бросание игральной кости Моделируем процесс бросания игральной кости - 6000 раз.
Тогда вероятность «выпадания» одного значения 1/6 при генерации случайной величины (события равновероятностны и равновозможны!).
1 значение – 1000 раз!

Слайд 39

Пример: бросание игральной кости

Пример: бросание игральной кости

Слайд 40

«Крепс»

«Крепс»
Имя файла: 958092.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0