Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Содержание

Слайд 2

Тема 1. Указатели

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 1. Указатели © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 3

Статические данные

переменная (массив) имеет имя, по которому к ней можно обращаться
размер

Статические данные переменная (массив) имеет имя, по которому к ней можно обращаться
заранее известен (задается при написании программы)
память выделяется при объявлении
размер нельзя увеличить во время работы программы

var x, y: integer;
z: real;
A: array[1..10] of real;
str: string;

Слайд 4

Динамические данные

размер заранее неизвестен, определяется во время работы программы
память выделяется во время

Динамические данные размер заранее неизвестен, определяется во время работы программы память выделяется
работы программы
нет имени?

Проблема:
как обращаться к данным, если нет имени?
Решение:
использовать адрес в памяти
Следующая проблема:
в каких переменных могут храниться адреса?
как работать с адресами?

Слайд 5

Указатели

Указатель – это переменная, в которую можно записывать адрес другой переменной (или

Указатели Указатель – это переменная, в которую можно записывать адрес другой переменной
блока памяти).
Объявление:
Как записать адрес:

var pC: ^char; // адрес символа
pI: ^integer; // адрес целой переменной
pR: ^real; // адрес вещ. переменной

var m: integer; // целая переменная
pI: ^integer; // указатель
A: array[1..2] of integer; // массив
...
pI:= @ m; // адрес переменной m
pI:= @ A[1]; // адрес элемента массива A[1]
pI:= nil; // нулевой адрес

@

^

nil

указатель

адрес ячейки

Слайд 6

Обращение к данным через указатель

program qq;
var m, n: integer;
pI: ^integer;
begin
m

Обращение к данным через указатель program qq; var m, n: integer; pI:
:= 4;
pI := @m;
writeln('Адрес m = ', pI); // вывод адреса
writeln('m = ', pI^); // вывод значения
n := 4*(7 - pI^); // n = 4*(7 - 4) = 12
pI^ := 4*(n - m); // m = 4*(12 – 4) = 32
end.

^

«вытащить» значение по адресу

Слайд 7

Обращение к данным (массивы)

program qq;
var i: integer;
A: array[1..4] of integer;
pI:

Обращение к данным (массивы) program qq; var i: integer; A: array[1..4] of
^integer;
begin
for i:=1 to 4 do A[i] := i;
pI := @A[1]; // адрес A[1]
while ( pI^ <= 4 ) do // while( A[i] <= 4 )
begin
pI^ := pI^ * 2; // A[i] := A[i]*2;
pI := pI + 1; // к следующему элементу
end;
for i:=1 to 4 do writeln(A[i]);
end.

переместиться к следующему элементу = изменить адрес на sizeof(integer)

Слайд 8

Что надо знать об указателях

указатель – это переменная, в которой можно хранить

Что надо знать об указателях указатель – это переменная, в которой можно
адрес другой переменной;
при объявлении указателя надо указать тип переменных, на которых он будет указывать, а перед типом поставить знак ^ ;
знак @ перед именем переменной обозначает ее адрес;
запись p^ обозначает значение ячейки, на которую указывает указатель p;
nil – это нулевой указатель, он никуда не указывает
при изменении значения указателя на n он в самом деле сдвигается к n-ому следующему числу данного типа (для указателей на целые числа – на n*sizeof(integer) байт).

Слайд 9

Тема 2. Динамические массивы

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 2. Динамические массивы © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 10

Где нужны динамические массивы?

Задача. Ввести размер массива, затем – элементы массива. Отсортировать

Где нужны динамические массивы? Задача. Ввести размер массива, затем – элементы массива.
массив и вывести на экран.
Проблема:
размер массива заранее неизвестен.
Пути решения:
выделить память «с запасом»;
выделять память тогда, когда размер стал известен.
Алгоритм:
ввести размер массива;
выделить память ;
ввести элементы массива;
отсортировать и вывести на экран;
удалить массив.

выделить память

удалить массив

Слайд 11

Использование указателей (Delphi)

program qq;
type intArray = array[1..1] of integer;
var A: ^intArray;
i,

Использование указателей (Delphi) program qq; type intArray = array[1..1] of integer; var
N: integer;
begin
writeln('Размер массива>');
readln(N);
GetMem(pointer(A), N*sizeof(integer));
for i := 1 to N do
readln(A^[i]);
... { сортировка }
for i := 1 to N do
writeln(A^[i]);
FreeMem(pointer(A));
end.

выделить память

освободить память

работаем так же, как с обычным массивом!

какой-то массив целых чисел

Слайд 12

Использование указателей

для выделения памяти используют процедуру GetMem
GetMem( указатель, размер в байтах

Использование указателей для выделения памяти используют процедуру GetMem GetMem( указатель, размер в
);
указатель должен быть приведен к типу pointer –указатель без типа, просто адрес какого-то байта в памяти;
с динамическим массивом можно работать так же, как и с обычным (статическим);
для освобождения блока памяти нужно применить процедуру FreeMem:
FreeMem ( указатель );

Слайд 13

Ошибки при работе с памятью

Запись в «чужую» область памяти:
память не была выделена,

Ошибки при работе с памятью Запись в «чужую» область памяти: память не
а массив используется.
Что делать: так не делать.
Выход за границы массива:
обращение к элементу массива с неправильным номером, при
записи портятся данные в «чужой» памяти.
Что делать: если позволяет транслятор, включать проверку выхода за границы массива.
Указатель удаляется второй раз:
структура памяти нарушена, может быть все, что угодно.
Что делать : в удаленный указатель лучше записывать nil, ошибка выявится быстрее.
Утечка памяти:
ненужная память не освобождается.
Что делать : убирайте «мусор» (в среде .NET есть сборщик мусора!)

Слайд 14

Динамические массивы(Delphi)

program qq;
var A: array of integer;
i, N: integer;
begin
writeln('Размер массива>');

Динамические массивы(Delphi) program qq; var A: array of integer; i, N: integer;
readln(N);
SetLength ( A, N );
for i := 0 to N-1 do
readln(A[i]);
... { сортировка }
for i := 0 to N-1 do
writeln(A[i]);
SetLength( A, 0 );
end.

выделить память

освободить память

какой-то массив целых чисел

нумерация с НУЛЯ!

Слайд 15

Динамические массивы (Delphi)

при объявлении массива указывают только его тип, память не выделяется:

Динамические массивы (Delphi) при объявлении массива указывают только его тип, память не
var A: array of integer;
для выделения памяти используют процедуру SetLength (установить длину)
SetLength ( массив, размер );
номера элементов начинаются с НУЛЯ!
для освобождения блока памяти нужно установить нулевую длину через процедуру SetLength:
SetLength ( массив, 0 );

Слайд 16

Динамические матрицы (Delphi)

Задача. Ввести размеры матрицы и выделить для нее место в

Динамические матрицы (Delphi) Задача. Ввести размеры матрицы и выделить для нее место
памяти во время работы программы.
Проблема:
размеры матрицы заранее неизвестны
Решение:

var A: array of array of integer;
N, M: integer;
begin
writeln('Число строк и столбцов>');
readln(N, M);
SetLength ( A, N, M );
... // работаем, как с обычной матрицей
SetLength( A, 0, 0 );
end.

Слайд 17

Тема 3. Структуры (записи)

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 3. Структуры (записи) © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 18

Структуры (в Паскале – записи)

Структура (запись) – это тип данных, который может

Структуры (в Паскале – записи) Структура (запись) – это тип данных, который
включать в себя несколько полей – элементов разных типов (в том числе и другие структуры).

Свойства:
автор (строка)
название (строка)
год издания (целое число)
количество страниц (целое число)

Задача: объединить эти данные в единое целое

Размещение в памяти

Слайд 19

Одна запись

readln(Book.author); // ввод
readln(Book.title);
Book.year := 1998; // присваивание
if Book.pages > 200 then

Одна запись readln(Book.author); // ввод readln(Book.title); Book.year := 1998; // присваивание if
// сравнение
writeln(Book.author, '.', Book.title); // вывод

Объявление (выделение памяти):

var Book: record
author: string[40]; // автор, строка
title: string[80]; // название, строка
year: integer; // год издания, целое
pages: integer; // кол-во страниц, целое
end;

название

запись

поля

Обращение к полям:

Слайд 20

Массив записей

Объявление (выделение памяти):

const N = 10;
var aBooks: array[1..N] of record

Массив записей Объявление (выделение памяти): const N = 10; var aBooks: array[1..N]
author: string[40];
title: string[80];
year: integer;
pages: integer;
end;

aBooks[1] ... aBooks[10]

Слайд 21

Массив записей

for i:=1 to N do begin
readln(aBooks[i].author);
readln(aBooks[i].title);
...
end;
for

Массив записей for i:=1 to N do begin readln(aBooks[i].author); readln(aBooks[i].title); ... end;
i:=1 to N do
if aBooks[i].pages > 200 then
writeln(aBooks[i].author, '.',
aBooks[i].title);

Обращение к полям:

Слайд 22

Новый тип данных – запись

const N = 10;
var Book: TBook; // одна

Новый тип данных – запись const N = 10; var Book: TBook;
запись
aBooks: array[1..N] of TBook; // массив

Объявление типа:

type TBook = record
author: string[40]; // автор, строка
title: string[80]; // название, строка
year: integer; // год издания, целое
pages : integer; // кол-во страниц, целое
end;

Объявление переменных и массивов:

TBook – Type Book («тип книга») – удобно!

Слайд 23

Записи в процедурах и функциях

Book.author := 'А.С. Пушкин';
ShowAuthor ( Book );
Book.year :=

Записи в процедурах и функциях Book.author := 'А.С. Пушкин'; ShowAuthor ( Book
1800;
writeln( IsOld(Book) );

Процедура:

procedure ShowAuthor ( b: TBook );
begin
writeln ( b.author );
end;

Основная программа:

function IsOld( b: TBook ): boolean;
begin
IsOld := b.year < 1900;
end;

Функция:

Слайд 24

Файлы записей

Объявление файловой переменной:

var F: file of TBook;

Assign(F, 'books.dat'); { связать с

Файлы записей Объявление файловой переменной: var F: file of TBook; Assign(F, 'books.dat');
указателем }
Rewrite(F); { открыть файл для запись }
write(F, Book); { запись }
for i:=1 to 5 do
write(F, aBook[i]); { запись }
Close(F); { закрыть файл }

Запись в файл:

Слайд 25

Чтение из файла

Известное число записей:

Assign(F, 'books.dat'); { связать с указателем }
Reset(F); {

Чтение из файла Известное число записей: Assign(F, 'books.dat'); { связать с указателем
открыть для чтения }
Read(F, Book); { чтение }
for i:=1 to 5 do
Read(F, aBook[i]); { чтение }
Close(F); { закрыть файл }

«Пока не кончатся»:

count := 0;
while not eof(F) do begin
count := count + 1; { счетчик }
Read(F, aBook[count]); { чтение }
end;

пока не дошли до конца файла F
EOF = end of file

Слайд 26

Пример программы

Задача: в файле books.dat записаны данные о книгах в виде массива

Пример программы Задача: в файле books.dat записаны данные о книгах в виде
структур типа TBook (не более 100). Установить для всех 2008 год издания и записать обратно в тот же файл.

type Tbook … ;
const MAX = 100;
var aBooks: array[1..MAX] of TBook;
i, N: integer;
F: file of TBook;
begin
{ прочитать записи из файла, N - количество }
for i:=1 to N do
aBooks[i].year := 2008;
{ сохранить в файле }
end.

type TBook … ;

полное описание структуры

Слайд 27

Пример программы

Чтение «пока не кончатся»:

Assign(F, 'books.dat');
Reset(F);
N := 0;
while

Пример программы Чтение «пока не кончатся»: Assign(F, 'books.dat'); Reset(F); N := 0;
not eof(F) and (N < MAX) do begin
N := N + 1;
read(F, aBooks[N]);
end;
Сlose(F);

Assign(F, 'books.dat'); { можно без этого }
Rewrite(F);
for i:=1 to N do write(F, aBooks[i]);
Close(F);

Сохранение:

чтобы не выйти за пределы массива

Слайд 28

Выделение памяти под запись

var pB: ^TBook;
begin
New(pB);
pB^.author := 'А.С. Пушкин';
pB^.title

Выделение памяти под запись var pB: ^TBook; begin New(pB); pB^.author := 'А.С.
:= 'Полтава';
pB^.year := 1990;
pB^.pages := 129;
Dispose(pB);
end.

New(pB);

выделить память под запись, записать адрес в pB

pB^

Dispose(pB);

освободить память

pB: ^TBook;

переменная-указатель на TBook

Слайд 29

Сортировка массива записей

Ключ (ключевое поле) – это поле записи (или комбинация полей),

Сортировка массива записей Ключ (ключевое поле) – это поле записи (или комбинация
по которому выполняется сортировка.

const N = 100;
var aBooks: array[1..N] of TBook;
i, j, N: integer;
temp: TBook; { для обмена }
begin
{ заполнить массив aBooks }
{ отсортировать = переставить }
for i:=1 to N do
writeln(aBooks[i].title,
aBooks[i].year:5);
end.

Слайд 30

Сортировка массива записей

for i:=1 to N-1 do
for j:=N-1 downto i do

Сортировка массива записей for i:=1 to N-1 do for j:=N-1 downto i
if aBooks[j].year > aBooks[j+1].year
then begin
temp := aBooks[j];
aBooks[j] := aBooks[j+1];
aBooks[j+1] := temp;
end;

Слайд 31

Сортировка массива записей

Проблема: как избежать копирования записи при сортировке?
Решение: использовать вспомогательный массив

Сортировка массива записей Проблема: как избежать копирования записи при сортировке? Решение: использовать
указателей, при сортировке переставлять указатели.

До
сортировки:

После
сортировки:

Вывод результата:

for i:=1 to N do
writeln(p[i]^.title, p[i]^.year:5);

p[i]^

p[i]^

Слайд 32

Реализация в программе

type PBook = ^TBook; { новый тип данных }
var p:

Реализация в программе type PBook = ^TBook; { новый тип данных }
array[1..N] of PBook;
begin
{ заполнение массива записей}
for i:=1 to N do
p[i] := @aBooks[i];
for i:=1 to N do
writeln(p[i]^.title, p[i]^.year:5);
end.

for i:=1 to N-1 do
for j:=N-1 downto i do
if p[j]^.year > p[j+1]^.year then begin
temp := p[j];
p[j] := p[j+1];
p[j+1] := temp;
end;

вспомогательные указатели

меняем только указатели, записи остаются на местах

начальная расстановка

Слайд 33

Тема 4. Списки

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 4. Списки © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 34

Динамические структуры данных

Строение: набор узлов, объединенных с помощью ссылок.
Как устроен узел:

Типы структур:

списки

деревья

графы

односвязный

двунаправленный

Динамические структуры данных Строение: набор узлов, объединенных с помощью ссылок. Как устроен
(двусвязный)

циклические списки (кольца)

Слайд 35

Когда нужны списки?

Задача (алфавитно-частотный словарь). В файле записан текст. Нужно записать в

Когда нужны списки? Задача (алфавитно-частотный словарь). В файле записан текст. Нужно записать
другой файл в столбик все слова, встречающиеся в тексте, в алфавитном порядке, и количество повторений для каждого слова.
Проблемы:
количество слов заранее неизвестно (статический массив);
количество слов определяется только в конце работы (динамический массив).
Решение – список.
Алгоритм:
создать список;
если слова в файле закончились, то стоп.
прочитать слово и искать его в списке;
если слово найдено – увеличить счетчик повторений, иначе добавить слово в список;
перейти к шагу 2.

Слайд 36

Что такое список:
пустая структура – это список;
список – это начальный узел (голова)

Что такое список: пустая структура – это список; список – это начальный
и связанный с ним список.

Списки: новые типы данных

type PNode = ^Node; { указатель на узел }
Node = record { структура узла }
word: string[40]; { слово }
count: integer; { счетчик повторений }
next: PNode; { ссылка на следующий }
end;

Новые типы данных:

Адрес начала списка:

var Head: PNode;
...
Head := nil;

Слайд 37

Что нужно уметь делать со списком?

Создать новый узел.
Добавить узел:
а) в начало списка;
б)

Что нужно уметь делать со списком? Создать новый узел. Добавить узел: а)
в конец списка;
в) после заданного узла;
г) до заданного узла.
Искать нужный узел в списке.
Удалить узел.

Слайд 38

Создание узла

function CreateNode(NewWord: string): PNode;
var NewNode: PNode;
begin
New(NewNode);
NewNode^.word := NewWord;
NewNode^.count

Создание узла function CreateNode(NewWord: string): PNode; var NewNode: PNode; begin New(NewNode); NewNode^.word
:= 1;
NewNode^.next := nil;
CreateNode := NewNode;
end;

Функция CreateNode (создать узел):
вход: новое слово, прочитанное из файла;
выход: адрес нового узла, созданного в памяти.

возвращает адрес созданного узла

новое слово

Слайд 39

Добавление узла в начало списка

1) Установить ссылку нового узла на голову списка:

NewNode^.next

Добавление узла в начало списка 1) Установить ссылку нового узла на голову
:= Head;

2) Установить новый узел как голову списка:

Head := NewNode;

procedure AddFirst ( var Head: PNode; NewNode: PNode );
begin
NewNode^.next := Head;
Head := NewNode;
end;

var

адрес головы меняется

Слайд 40

Добавление узла после заданного

1) Установить ссылку нового узла на узел, следующий за

Добавление узла после заданного 1) Установить ссылку нового узла на узел, следующий
p:

NewNode^.next = p^.next;

2) Установить ссылку узла p на новый узел:

p^.next = NewNode;

procedure AddAfter ( p, NewNode: PNode );
begin
NewNode^.next := p^.next;
p^.next := NewNode;
end;

Слайд 41

Задача:
сделать что-нибудь хорошее с каждым элементом списка.
Алгоритм:
установить вспомогательный указатель q на

Задача: сделать что-нибудь хорошее с каждым элементом списка. Алгоритм: установить вспомогательный указатель
голову списка;
если указатель q равен nil (дошли до конца списка), то стоп;
выполнить действие над узлом с адресом q ;
перейти к следующему узлу, q^.next.

Проход по списку

var q: PNode;
...
q := Head; // начали с головы
while q <> nil do begin // пока не дошли до конца
... // делаем что-то хорошее с q
q := q^.next; // переходим к следующему
end;

Слайд 42

Добавление узла в конец списка

Задача: добавить новый узел в конец списка.
Алгоритм:
найти последний

Добавление узла в конец списка Задача: добавить новый узел в конец списка.
узел q, такой что q^.next равен nil;
добавить узел после узла с адресом q (процедура AddAfter).
Особый случай: добавление в пустой список.

procedure AddLast ( var Head: PNode; NewNode: PNode );
var q: PNode;
begin
if Head = nil then
AddFirst ( Head, NewNode )
else begin
q := Head;
while q^.next <> nil do
q := q^.next;
AddAfter ( q, NewNode );
end;
end;

особый случай – добавление в пустой список

ищем последний узел

добавить узел после узла q

Слайд 43

Проблема: нужно знать адрес предыдущего узла, а идти назад нельзя!
Решение: найти предыдущий

Проблема: нужно знать адрес предыдущего узла, а идти назад нельзя! Решение: найти
узел q (проход с начала списка).

Добавление узла перед заданным

procedure AddBefore(var Head: PNode; p, NewNode: PNode);
var q: PNode;
begin
q := Head;
if p = Head then
AddFirst ( Head, NewNode )
else begin
while (q <> nil) and (q^.next <> p) do
q := q^.next;
if q <> nil then AddAfter ( q, NewNode );
end;
end;

в начало списка

ищем узел, следующий за которым – узел p

добавить узел после узла q

Слайд 44

Добавление узла перед заданным (II)

Задача: вставить узел перед заданным без поиска предыдущего.
Алгоритм:
поменять

Добавление узла перед заданным (II) Задача: вставить узел перед заданным без поиска
местами данные нового узла и узла p;
установить ссылку узла p на NewNode.

procedure AddBefore2 ( p, NewNode: PNode );
var temp: Node;
begin
temp := p^; p^ := NewNode^;
NewNode^ := temp;
p^.next := NewNode;
end;

Слайд 45

Поиск слова в списке

Задача: найти в списке заданное слово или определить, что

Поиск слова в списке Задача: найти в списке заданное слово или определить,
его нет.
Функция Find:
вход: слово (символьная строка);
выход: адрес узла, содержащего это слово или nil.
Алгоритм: проход по списку.

function Find(Head: PNode; NewWord: string): PNode;
var q: PNode;
begin
q := Head;
while (q <> nil) and (NewWord <> q^.word) do
q := q^.next;
Result := q;
end;

ищем это слово

результат – адрес узла или nil (нет такого)

while (q <> nil) and (NewWord <> q^.word) do
q := q^.next;

пока не дошли до конца списка и слово не равно заданному

Слайд 46

Куда вставить новое слово?

Задача: найти узел, перед которым нужно вставить, заданное слово,

Куда вставить новое слово? Задача: найти узел, перед которым нужно вставить, заданное
так чтобы в списке сохранился алфавитный порядок слов.
Функция FindPlace:
вход: слово (символьная строка);
выход: адрес узла, перед которым нужно вставить это слово или nil, если слово нужно вставить в конец списка.

function FindPlace(Head: PNode; NewWord: string): PNode;
var q: PNode;
begin
q := Head;
while (q <> nil) and (NewWord > q^.word) do
q := q^.next;
Result := q;
end;

>

слово NewWord стоит по алфавиту перед q^.word

Слайд 47

Удаление узла

procedure DeleteNode ( var Head: PNode; p: PNode );
var q: PNode;
begin

Удаление узла procedure DeleteNode ( var Head: PNode; p: PNode ); var
if Head = p then
Head := p^.next
else begin
q := Head;
while (q <> nil) and (q^.next <> p) do
q := q^.next;
if q <> nil then q^.next := p^.next;
end;
Dispose(p);
end;

while (q <> nil) and (q^.next <> p) do
q := q^.next;

if Head = p then
Head := p^.next

Проблема: нужно знать адрес предыдущего узла q.

особый случай: удаляем первый узел

ищем узел, такой что q^.next = p

Dispose(p);

освобождение памяти

Слайд 48

Алфавитно-частотный словарь

Алгоритм:
открыть файл на чтение;
прочитать очередное слово (как?)
если файл закончился, то перейти

Алфавитно-частотный словарь Алгоритм: открыть файл на чтение; прочитать очередное слово (как?) если
к шагу 7;
если слово найдено, увеличить счетчик (поле count);
если слова нет в списке, то
создать новый узел, заполнить поля (CreateNode);
найти узел, перед которым нужно вставить слово (FindPlace);
добавить узел (AddBefore);
перейти к шагу 2;
закрыть файл
вывести список слов, используя проход по списку.

var F: Text;
...
Assign(F, 'input.dat');
Reset ( F );

Close ( F );

Слайд 49

Как прочитать одно слово из файла?

function GetWord ( F: Text ) :

Как прочитать одно слово из файла? function GetWord ( F: Text )
string;
var c: char;
begin
Result := ''; { пустая строка }
c := ' '; { пробел – чтобы войти в цикл }
{ пропускаем спецсимволы и пробелы }
while not eof(f) and (c <= ' ') do
read(F, c);
{ читаем слово }
while not eof(f) and (c > ' ') do begin
Result := Result + c;
read(F, c);
end;
end;

Алгоритм:
пропускаем все спецсимволы и пробелы (с кодами <= 32)
читаем все символы до первого пробела или спецсимвола

Слайд 50

Полная программа

type PNode = ^Node;
Node = record ... end; { новые

Полная программа type PNode = ^Node; Node = record ... end; {
типы данных }
var Head: PNode; { адрес головы списка }
NewNode, q: PNode; { вспомогательные указатели }
w: string; { слово из файла }
F: text; { файловая переменная }
count: integer; { счетчик разных слов }
{ процедуры и функции }
begin
Head := nil;
Assign ( F, 'input.txt' );
Reset ( F );
{ читаем слова из файла, строим список }
Close ( F );
{ выводим список в другой файл }
end.

Слайд 51

Полная программа (II)

{ читаем слова из файла, строим список }
while True do

Полная программа (II) { читаем слова из файла, строим список } while
begin { бесконечный цикл }
w := GetWord ( F ); { читаем слово }
if w = '' then break; { слова закончились, выход }
q := Find ( Head, w ); { ищем слово в списке }
if q <> nil then { нашли, увеличить счетчик }
q^.count := q^.count + 1
else begin { не нашли, добавить в список }
NewNode := CreateNode ( w );
q := FindPlace ( Head, w );
AddBefore ( Head, q, NewNode );
end;
end;

Слайд 52

Полная программа (III)

{ выводим список в другой файл }
q := Head; {

Полная программа (III) { выводим список в другой файл } q :=
проход с начала списка }
count := 0; { обнулили счетчик слов }
Assign(F, 'output.txt');
Rewrite(F);
while q <> nil do begin { пока не конец списка }
count := count + 1; { еще одно слово }
writeln ( F, q^.word, ': ', q^.count );
q := q^.next; { перейти к следующему }
end;
writeln ( F, 'Найдено ',
count, ' разных слов.' );
Close(F);

Слайд 53

type PNode = ^Node; { указатель на узел }
Node =

type PNode = ^Node; { указатель на узел } Node = record
record { структура узла }
word: string[40]; { слово }
count: integer; { счетчик повторений }
next: PNode; { ссылка на следующий }
prev: PNode; { ссылка на предыдущий }
end;

Двусвязные списки

Структура узла:

Адреса «головы» и «хвоста»:

var Head, Tail: PNode;
...
Head := nil; Tail := nil;

Слайд 54

Задания

«4»: «Собрать» из этих функций программу для построения алфавитно-частотного словаря. В конце

Задания «4»: «Собрать» из этих функций программу для построения алфавитно-частотного словаря. В
файла вывести общее количество разных слов (количество элементов списка).
«5»: То же самое, но использовать двусвязные списки.
«6»: То же самое, что и на «5», но вывести список слов в порядке убывания частоты, то есть, сначала те слова, которые встречаются чаще всего.

Слайд 55

Тема 5. Стеки, очереди, деки

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 5. Стеки, очереди, деки © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 56

Стек

Стек – это линейная структура данных, в которой добавление и удаление элементов

Стек Стек – это линейная структура данных, в которой добавление и удаление
возможно только с одного конца (вершины стека). Stack = кипа, куча, стопка (англ.)
LIFO = Last In – First Out
«Кто последним вошел, тот первым вышел».
Операции со стеком:
добавить элемент на вершину (Push = втолкнуть);
снять элемент с вершины (Pop = вылететь со звуком).

Слайд 57

Пример задачи

Задача: вводится символьная строка, в которой записано выражение со скобками трех

Пример задачи Задача: вводится символьная строка, в которой записано выражение со скобками
типов: [], {} и (). Определить, верно ли расставлены скобки (не обращая внимания на остальные символы). Примеры:
[()]{} ][ [({)]}
Упрощенная задача: то же самое, но с одним видом скобок.
Решение: счетчик вложенности скобок. Последовательность правильная, если в конце счетчик равен нулю и при проходе не разу не становился отрицательным.

Слайд 58

Решение задачи со скобками

Алгоритм:
в начале стек пуст;
в цикле просматриваем все символы строки

Решение задачи со скобками Алгоритм: в начале стек пуст; в цикле просматриваем
по порядку;
если очередной символ – открывающая скобка, заносим ее на вершину стека;
если символ – закрывающая скобка, проверяем вершину стека: там должна быть соответствующая открывающая скобка (если это не так, то ошибка);
если в конце стек не пуст, выражение неправильное.

[ ( ( ) ) ] { }

Слайд 59

Реализация стека (массив)

Структура-стек:

const MAXSIZE = 100;
type Stack = record { стек на

Реализация стека (массив) Структура-стек: const MAXSIZE = 100; type Stack = record
100 символов }
data: array[1..MAXSIZE] of char;
size: integer; { число элементов }
end;

Добавление элемента:

procedure Push( var S: Stack; x: char);
begin
if S.size = MAXSIZE then Exit;
S.size := S.size + 1;
S.data[S.size] := x;
end;

ошибка: переполнение стека

добавить элемент

Слайд 60

Реализация стека (массив)

function Pop ( var S:Stack ): char;
begin
if S.size =

Реализация стека (массив) function Pop ( var S:Stack ): char; begin if
0 then begin
Result := char(255);
Exit;
end;
Result := S.data[S.size];
S.size := S.size - 1;
end;

Снятие элемента с вершины:

Пустой или нет?

function isEmpty ( S: Stack ): Boolean;
begin
Result := (S.size = 0);
end;

ошибка: стек пуст

Слайд 61

Программа

var br1, br2, expr: string;
i, k: integer;
upper: char; { то,

Программа var br1, br2, expr: string; i, k: integer; upper: char; {
что сняли со стека }
error: Boolean; { признак ошибки }
S: Stack;
begin
br1 := '([{'; br2 := ')]}';
S.size := 0;
error := False;
writeln('Введите выражение со скобками');
readln(expr);
... { здесь будет основной цикл обработки }
if not error and isEmpty(S) then
writeln('Выражение правильное.')
else writeln('Выражение неправильное.')
end.

открывающие скобки

закрывающие скобки

Слайд 62

Обработка строки (основной цикл)

for i:=1 to length(expr)
do begin
for

Обработка строки (основной цикл) for i:=1 to length(expr) do begin for k:=1
k:=1 to 3 do begin
if expr[i] = br1[k] then begin { откр. скобка }
Push(S, expr[i]); { втолкнуть в стек}
break;
end;
if expr[i] = br2[k] then begin { закр. скобка }
upper := Pop(S); { снять символ со стека }
error := upper <> br1[k];
break;
end;
end;
if error then break;
end;

цикл по всем символам строки expr

цикл по всем видам скобок

ошибка: стек пуст или не та скобка

была ошибка: дальше нет смысла проверять

Слайд 63

Реализация стека (список)

Добавление элемента:

Структура узла:

type PNode = ^Node; { указатель на узел

Реализация стека (список) Добавление элемента: Структура узла: type PNode = ^Node; {
}
Node = record
data: char; { данные }
next: PNode; { указатель на след. элемент }
end;

procedure Push( var Head: PNode; x: char);
var NewNode: PNode;
begin
New(NewNode); { выделить память }
NewNode^.data := x; { записать символ }
NewNode^.next := Head; { сделать первым узлом }
Head := NewNode;
end;

Слайд 64

Реализация стека (список)

Снятие элемента с вершины:

function Pop ( var Head: PNode ):

Реализация стека (список) Снятие элемента с вершины: function Pop ( var Head:
char;
var q: PNode;
begin
if Head = nil then begin { стек пуст }
Result := char(255); { неиспользуемый символ }
Exit;
end;
Result := Head^.data; { взять верхний символ }
q := Head; { запомнить вершину }
Head := Head^.next; { удалить вершину из стека }
Dispose(q); { удалить из памяти }
end;

q := Head;
Head := Head^.next;
Dispose(q);

Слайд 65

Реализация стека (список)

Изменения в основной программе:

var S: Stack;
...
S.size := 0;

var S: PNode;

S

Реализация стека (список) Изменения в основной программе: var S: Stack; ... S.size
:= nil;

Пустой или нет?

function isEmpty ( S: Stack ): Boolean;
begin
Result := (S = nil);
end;

Слайд 66

Вычисление арифметических выражений

a b + c d + 1 - /

Как вычислять

Вычисление арифметических выражений a b + c d + 1 - /
автоматически:

Инфиксная запись
(знак операции между операндами)

(a + b) / (c + d – 1)

необходимы скобки!

Постфиксная запись (знак операции после операндов)

польская нотация,
Jan Łukasiewicz (1920)

скобки не нужны, можно однозначно вычислить!

Префиксная запись (знак операции до операндов)

/ + a b - + c d 1

обратная польская нотация,
F. L. BauerF. L. Bauer and E. W. Dijkstra

a + b

a + b

c + d

c + d

c + d - 1

c + d - 1

Слайд 67

Запишите в постфиксной форме

(32*6-5)*(2*3+4)/(3+7*2)

(2*4+3*5)*(2*3+18/3*2)*(12-3)

(4-2*3)*(3-12/3/4)*(24-3*12)

Запишите в постфиксной форме (32*6-5)*(2*3+4)/(3+7*2) (2*4+3*5)*(2*3+18/3*2)*(12-3) (4-2*3)*(3-12/3/4)*(24-3*12)

Слайд 68

Вычисление выражений

Постфиксная форма:

a b + c d + 1 - /

Алгоритм:
взять

Вычисление выражений Постфиксная форма: a b + c d + 1 -
очередной элемент;
если это не знак операции, добавить его в стек;
если это знак операции, то
взять из стека два операнда;
выполнить операцию и записать результат в стек;
перейти к шагу 1.

X =

Слайд 69

Системный стек (Windows – 1 Мб)

Используется для
размещения локальных переменных;
хранения адресов возврата

Системный стек (Windows – 1 Мб) Используется для размещения локальных переменных; хранения
(по которым переходит программа после выполнения функции или процедуры);
передачи параметров в функции и процедуры;
временного хранения данных (в программах на языке Ассмеблер).

Переполнение стека (stack overflow):
слишком много локальных переменных (выход – использовать динамические массивы);
очень много рекурсивных вызовов функций и процедур (выход – переделать алгоритм так, чтобы уменьшить глубину рекурсии или отказаться от нее вообще).

Слайд 70

Очередь

Очередь – это линейная структура данных, в которой добавление элементов возможно только

Очередь Очередь – это линейная структура данных, в которой добавление элементов возможно
с одного конца (конца очереди), а удаление элементов – только с другого конца (начала очереди).
FIFO = First In – First Out
«Кто первым вошел, тот первым вышел».
Операции с очередью:
добавить элемент в конец очереди (PushTail = втолкнуть в конец);
удалить элемент с начала очереди (Pop).

Слайд 71

Реализация очереди (массив)

самый простой способ

нужно заранее выделить массив;
при выборке из очереди нужно

Реализация очереди (массив) самый простой способ нужно заранее выделить массив; при выборке
сдвигать все элементы.

Слайд 72

Реализация очереди (кольцевой массив)

Реализация очереди (кольцевой массив)

Слайд 73

Реализация очереди (кольцевой массив)

В очереди 1 элемент:

Очередь пуста:

Очередь полна:

Head = Tail +

Реализация очереди (кольцевой массив) В очереди 1 элемент: Очередь пуста: Очередь полна:
1

размер массива

Head = Tail + 2

Head = Tail

Слайд 74

Реализация очереди (кольцевой массив)

type Queue = record
data: array[1..MAXSIZE] of integer;
head,

Реализация очереди (кольцевой массив) type Queue = record data: array[1..MAXSIZE] of integer;
tail: integer;
end;

Структура данных:

Добавление в очередь:

procedure PushTail( var Q: Queue; x: integer);
begin
if Q.head = (Q.tail+1) mod MAXSIZE + 1 then Exit; { очередь полна, не добавить }
Q.tail := Q.tail mod MAXSIZE + 1;
Q.data[Q.tail] := x;
end;

замкнуть в кольцо

mod MAXSIZE

Слайд 75

Реализация очереди (кольцевой массив)

Выборка из очереди:

function Pop ( var S: Queue ):

Реализация очереди (кольцевой массив) Выборка из очереди: function Pop ( var S:
integer;
begin
if Q.head = Q.tail mod MAXSIZE + 1 then begin
Result := MaxInt;
Exit;
end;
Result := Q.data[Q.head];
Q.head := Q.head mod MAXSIZE + 1;
end;

очередь пуста

взять первый элемент

удалить его из очереди

максимальное целое число

Слайд 76

Реализация очереди (списки)

type PNode = ^Node;
Node = record
data: integer;
next:

Реализация очереди (списки) type PNode = ^Node; Node = record data: integer;
PNode;
end;

type Queue = record
head, tail: PNode;
end;

Структура узла:

Тип данных «очередь»:

Слайд 77

Реализация очереди (списки)

procedure PushTail( var Q: Queue; x: integer );
var NewNode: PNode;
begin

Реализация очереди (списки) procedure PushTail( var Q: Queue; x: integer ); var
New(NewNode);
NewNode^.data := x;
NewNode^.next := nil;
if Q.tail <> nil then
Q.tail^.next := NewNode;
Q.tail := NewNode; { новый узел – в конец}
if Q.head = nil then Q.head := Q.tail;
end;

Добавление элемента:

создаем новый узел

если в списке уже что-то было, добавляем в конец

если в списке ничего не было, …

Слайд 78

Реализация очереди (списки)

function Pop ( var S: Queue ): integer;
var top: PNode;
begin

Реализация очереди (списки) function Pop ( var S: Queue ): integer; var
if Q.head = nil then begin
Result := MaxInt;
Exit;
end;
top := Q.head;
Result := top^.data;
Q.head := top^.next;
if Q.head = nil then Q.tail := nil;
Dispose(top);
end;

Выборка элемента:

если список пуст, …

запомнили первый элемент

если в списке ничего не осталось, …

освободить память

Слайд 79

Дек

Дек (deque = double ended queue, очередь с двумя концами) – это

Дек Дек (deque = double ended queue, очередь с двумя концами) –
линейная структура данных, в которой добавление и удаление элементов возможно с обоих концов.

Операции с деком:
добавление элемента в начало (Push);
удаление элемента с начала (Pop);
добавление элемента в конец (PushTail);
удаление элемента с конца (PopTail).

Реализация:
кольцевой массив;
двусвязный список.

Слайд 80

Задания

«4»: В файле input.dat находится список чисел (или слов). Переписать его в

Задания «4»: В файле input.dat находится список чисел (или слов). Переписать его
файл output.dat в обратном порядке.
«5»: Составить программу, которая вычисляет значение арифметического выражения, записанного в постфиксной форме, с помощью стека. Выражение правильное, допускаются только однозначные числа и знаки +, -, *, /.
«6»: То же самое, что и на «5», но допускаются многозначные числа.

Слайд 81

Тема 6. Деревья

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 6. Деревья © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 82

Деревья

Деревья

Слайд 83

Деревья

Дерево – это структура данных, состоящая из узлов и соединяющих их направленных

Деревья Дерево – это структура данных, состоящая из узлов и соединяющих их
ребер (дуг), причем в каждый узел (кроме корневого) ведет ровно одна дуга.
Корень – это начальный узел дерева.
Лист – это узел, из которого не выходит ни одной дуги.

корень

Какие структуры – не деревья?

Слайд 84

Деревья

Предок узла x – это узел, из которого существует путь по стрелкам

Деревья Предок узла x – это узел, из которого существует путь по
в узел x.
Потомок узла x – это узел, в который существует путь по стрелкам из узла x.
Родитель узла x – это узел, из которого существует дуга непосредственно в узел x.

Сын узла x – это узел, в который существует дуга непосредственно из узла x.
Брат узла x (sibling) – это узел, у которого тот же родитель, что и у узла x.
Высота дерева – это наибольшее расстояние от корня до листа (количество дуг).

Слайд 85

Дерево – рекурсивная структура данных

Рекурсивное определение:
Пустая структура – это дерево.
Дерево – это

Дерево – рекурсивная структура данных Рекурсивное определение: Пустая структура – это дерево.
корень и несколько связанных с ним деревьев.

Двоичное (бинарное) дерево – это дерево, в котором каждый узел имеет не более двух сыновей.

Пустая структура – это двоичное дерево.
Двоичное дерево – это корень и два связанных с ним двоичных дерева (левое и правое поддеревья).

Слайд 86

Двоичные деревья

Структура узла:

type PNode = ^Node; { указатель на узел }

Двоичные деревья Структура узла: type PNode = ^Node; { указатель на узел
Node = record
data: integer; { полезные данные }
left, right: PNode; { ссылки на левого и правого сыновей }
end;

Применение:
поиск данных в специально построенных деревьях (базы данных);
сортировка данных;
вычисление арифметических выражений;
кодирование (метод Хаффмана).

Слайд 87

Двоичные деревья поиска

Слева от каждого узла находятся узлы с меньшими ключами, а

Двоичные деревья поиска Слева от каждого узла находятся узлы с меньшими ключами,
справа – с бóльшими.

Ключ – это характеристика узла, по которой выполняется поиск (чаще всего – одно из полей структуры).

Как искать ключ, равный x:
если дерево пустое, ключ не найден;
если ключ узла равен x, то стоп.
если ключ узла меньше x, то искать x в левом поддереве;
если ключ узла больше x, то искать x в правом поддереве.

Слайд 88

Двоичные деревья поиска

Поиск в массиве (N элементов):

При каждом сравнении отбрасывается 1 элемент.
Число

Двоичные деревья поиска Поиск в массиве (N элементов): При каждом сравнении отбрасывается
сравнений – N.

Поиск по дереву (N элементов):

При каждом сравнении отбрасывается половина оставшихся элементов.
Число сравнений ~ log2N.

быстрый поиск

нужно заранее построить дерево;
желательно, чтобы дерево было минимальной высоты.

Слайд 89

Реализация алгоритма поиска

{ Функция Search – поиск по дереву
Вход: Tree -

Реализация алгоритма поиска { Функция Search – поиск по дереву Вход: Tree
адрес корня,
x - что ищем
Выход: адрес узла или nil (не нашли) }
function Search(Tree: PNode; x: integer): PNode;
begin
if Tree = nil then begin
Result := nil;
Exit;
end;
if x = Tree^.data then
Result := Tree
else
if x < Tree^.data then
Result := Search(Tree^.left, x)
else Result := Search(Tree^.right, x);
end;

дерево пустое: ключ не нашли…

нашли, возвращаем адрес корня

искать в левом поддереве

искать в правом поддереве

Слайд 90

Как построить дерево поиска?

{ Процедура AddToTree – добавить элемент
Вход: Tree -

Как построить дерево поиска? { Процедура AddToTree – добавить элемент Вход: Tree
адрес корня,
x - что добавляем }
procedure AddToTree( var Tree: PNode; x: integer );
begin
if Tree = nil then begin
New(Tree);
Tree^.data := x;
Tree^.left := nil;
Tree^.right := nil;
Exit;
end;
if x < Tree^.data then
AddToTree(Tree^.left, x)
else AddToTree(Tree^.right, x);
end;

дерево пустое: создаем новый узел (корень)

адрес корня может измениться

добавляем к левому или правому поддереву

Слайд 91

Обход дерева

Обход дерева – это перечисление всех узлов в определенном порядке.

Обход ЛКП

Обход дерева Обход дерева – это перечисление всех узлов в определенном порядке.
(«левый – корень – правый»):

125

98

76

45

59

30

16

Обход ПКЛ («правый – корень – левый»):

Обход КЛП («корень – левый – правый»):

Обход ЛПК («левый – правый – корень»):

Слайд 92

Обход дерева – реализация

{ Процедура LKP – обход дерева в порядке ЛКП

Обход дерева – реализация { Процедура LKP – обход дерева в порядке
(левый – корень – правый)
Вход: Tree - адрес корня }
procedure LKP(Tree: PNode);
begin
if Tree = nil then Exit;
LKP(Tree^.left);
write(' ', Tree^.data);
LKP(Tree^.right);
end;

обход этой ветки закончен

обход левого поддерева

вывод данных корня

обход правого поддерева

Слайд 93

Разбор арифметических выражений

a b + c d + 1 - /

Как вычислять

Разбор арифметических выражений a b + c d + 1 - /
автоматически:

Инфиксная запись, обход ЛКП
(знак операции между операндами)

(a + b) / (c + d – 1)

необходимы скобки!

Постфиксная запись, ЛПК (знак операции после операндов)

a + b / c + d – 1

польская нотация,
Jan Łukasiewicz (1920)

скобки не нужны, можно однозначно вычислить!

Префиксная запись, КЛП (знак операции до операндов)

/ + a b - + c d 1

обратная польская нотация,
F. L. BauerF. L. Bauer and E. W. Dijkstra

Слайд 94

Вычисление выражений

Постфиксная форма:

a b + c d + 1 - /

Алгоритм:
взять

Вычисление выражений Постфиксная форма: a b + c d + 1 -
очередной элемент;
если это не знак операции, добавить его в стек;
если это знак операции, то
взять из стека два операнда;
выполнить операцию и записать результат в стек;
перейти к шагу 1.

X =

Слайд 95

Вычисление выражений

Задача: в символьной строке записано правильное арифметическое выражение, которое может содержать

Вычисление выражений Задача: в символьной строке записано правильное арифметическое выражение, которое может
только однозначные числа и знаки операций +-*\. Вычислить это выражение.

Алгоритм:
ввести строку;
построить дерево;
вычислить выражение по дереву.

Ограничения:
ошибки не обрабатываем;
многозначные числа не разрешены;
дробные числа не разрешены;
скобки не разрешены.

Слайд 96

Построение дерева

Алгоритм:
если first=last (остался один символ – число), то создать новый узел

Построение дерева Алгоритм: если first=last (остался один символ – число), то создать
и записать в него этот элемент; иначе...
среди элементов от first до last включительно найти последнюю операцию (элемент с номером k);
создать новый узел (корень) и записать в него знак операции;
рекурсивно применить этот алгоритм два раза:
построить левое поддерево, разобрав выражение из элементов массива с номерами от first до k-1;
построить правое поддерево, разобрав выражение из элементов массива с номерами от k+1 до last.

first

last

k

k+1

k-1

Слайд 97

Как найти последнюю операцию?

Порядок выполнения операций
умножение и деление;
сложение и вычитание.

Приоритет (старшинство) –

Как найти последнюю операцию? Порядок выполнения операций умножение и деление; сложение и
число, определяющее последовательность выполнения операций: раньше выполняются операции с большим приоритетом:
умножение и деление (приоритет 2);
сложение и вычитание (приоритет 1).

Слайд 98

Приоритет операции

{ Функция Priority – приоритет операции
Вход: символ операции
Выход: приоритет

Приоритет операции { Функция Priority – приоритет операции Вход: символ операции Выход:
или 100, если не операция }
function Priority ( c: char ): integer;
begin
case ( c ) of
'+', '-': Result := 1;
'*', '/': Result := 2;
else Result := 100;
end;
end;

сложение и вычитание: приоритет 1

умножение и деление: приоритет 2

это вообще не операция

Слайд 99

Номер последней операции

{ Функция LastOperation – номер последней операции
Вход: строка, номера

Номер последней операции { Функция LastOperation – номер последней операции Вход: строка,
первого и последнего символов рассматриваемой части
Выход: номер символа - последней операции }
function LastOperation ( Expr: string;
first, last: integer): integer;
var MinPrt, i, k, prt: integer;
begin
MinPrt := 100;
for i:=first to last do begin
prt := Priority ( Expr[i] );
if prt <= MinPrt then begin
MinPrt := prt;
k := i;
end;
end;
Result := k;
end;

проверяем все символы

вернуть номер символа

нашли операцию с минимальным приоритетом

Слайд 100

Построение дерева

Структура узла

type PNode = ^Node;
Node = record
data: char;
left,

Построение дерева Структура узла type PNode = ^Node; Node = record data:
right: PNode;
end;

Создание узла для числа (без потомков)

function NumberNode(c: char): PNode;
begin
New(Result);
Result^.data := c;
Result^.left := nil;
Result^.right := nil;
end;

возвращает адрес созданного узла

один символ, число

Слайд 101

Построение дерева

{ Функция MakeTree – построение дерева
Вход: строка, номера первого и

Построение дерева { Функция MakeTree – построение дерева Вход: строка, номера первого
последнего символов рассматриваемой части
Выход: адрес построенного дерева }
function MakeTree ( Expr: string;
first, last: integer): PNode;
var k: integer;
begin
if first = last then begin
Result := NumberNode ( Expr[first] );
Exit;
end;
k := LastOperation ( Expr, first, last );
New(Result);
Result^.data := Expr[k];
Result^.left := MakeTree ( Expr, first, k-1 );
Result^.right := MakeTree ( Expr, k+1, last );
end;

осталось только число

новый узел: операция

Слайд 102

Вычисление выражения по дереву

{ Функция CalcTree – вычисление по дереву
Вход: адрес

Вычисление выражения по дереву { Функция CalcTree – вычисление по дереву Вход:
дерева
Выход: значение выражения }
function CalcTree(Tree: PNode): integer;
var num1, num2: integer;
begin
if Tree^.left = nil then begin
Result := Ord(Tree^.data) - Ord('0');
Exit;
end;
num1 := CalcTree(Tree^.left);
num2 := CalcTree(Tree^.right);
case Tree^.data of
'+': Result := num1+num2;
'-': Result := num1-num2;
'*': Result := num1*num2;
'/': Result := num1 div num2;
else Result := MaxInt;
end;
end;

вернуть число, если это лист

вычисляем операнды (поддеревья)

выполняем операцию

некорректная операция

Слайд 103

Основная программа

{ Ввод и вычисление выражения с помощью дерева }
program qq;
var Tree:

Основная программа { Ввод и вычисление выражения с помощью дерева } program
PNode;
Expr: string;
{ процедуры и функции }
begin
write('Введите выражение > ');
readln( Expr );
Tree := MakeTree( Expr, 1, Length(Expr) );
writeln(' = ', CalcTree(Tree) );
end.

Слайд 104

Дерево игры

Задача. Перед двумя игроками лежат две кучки камней, в первой из

Дерево игры Задача. Перед двумя игроками лежат две кучки камней, в первой
которых 3, а во второй – 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней.
Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 1 камень в какую-то кучу.
Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 16.
Кто выигрывает при безошибочной игре – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Как должен ходить выигрывающий игрок?

Слайд 105

Дерево игры

3, 2

игрок 1

3, 6

27, 2

3, 18

3, 3

4, 2

12, 2

4, 6

5, 2

4,

Дерево игры 3, 2 игрок 1 3, 6 27, 2 3, 18
3

9, 3

4, 3

36, 2

4, 18

15, 2

27, 3

игрок 1

игрок 2

игрок 2

9, 2

4, 3

4, 3

ключевой ход

выиграл игрок 1

Слайд 106

Задания

«4»: «Собрать» программу для вычисления правильного арифметического выражения, включающего только однозначные числа

Задания «4»: «Собрать» программу для вычисления правильного арифметического выражения, включающего только однозначные
и знаки операций +, -, * , /.
«5»: То же самое, но допускаются также многозначные числа и скобки.
«6»: То же самое, что и на «5», но с обработкой ошибок (должно выводиться сообщение).

Слайд 107

Тема 7. Графы

© К.Ю. Поляков, 2008-2010

Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Тема 7. Графы © К.Ю. Поляков, 2008-2010 Динамические структуры данных (язык Паскаль)

Слайд 108

Определения

Граф – это набор вершин (узлов) и соединяющих их ребер (дуг).
Направленный граф

Определения Граф – это набор вершин (узлов) и соединяющих их ребер (дуг).
(ориентированный, орграф) – это граф, в котором все дуги имеют направления.
Цепь – это последовательность ребер, соединяющих две вершины (в орграфе – путь).
Цикл – это цепь из какой-то вершины в нее саму.
Взвешенный граф (сеть) – это граф, в котором каждому ребру приписывается вес (длина).

Да, без циклов!

Слайд 109

Определения

Связный граф – это граф, в котором существует цепь между каждой парой

Определения Связный граф – это граф, в котором существует цепь между каждой
вершин.
k-cвязный граф – это граф, который можно разбить на k связных частей.
Полный граф – это граф, в котором проведены все возможные ребра (n вершин → n(n-1)/2 ребер).

Слайд 110

Описание графа

Матрица смежности – это матрица, элемент M[i][j] которой равен 1, если

Описание графа Матрица смежности – это матрица, элемент M[i][j] которой равен 1,
существует ребро из вершины i в вершину j, и равен 0, если такого ребра нет.

Список смежности

Слайд 111

Матрица и список смежности

Матрица и список смежности

Слайд 112

Построения графа по матрице смежности

Построения графа по матрице смежности

Слайд 113

Как обнаружить цепи и циклы?

Задача: определить, существует ли цепь длины k из

Как обнаружить цепи и циклы? Задача: определить, существует ли цепь длины k
вершины i в вершину j (или цикл длиной k из вершины i в нее саму).

M2[i][j]=1, если M[i][1]=1 и M[1][j]=1

или

M[i][2]=1 и M[2][j]=1

или

M[i][3]=1 и M[3][j]=1

строка i

логическое умножение

столбец j

логическое сложение

M =

или

M[i][4]=1 и M[4][j]=1

Слайд 114

Как обнаружить цепи и циклы?

M2 = M ⊗ M

Логическое умножение матрицы на

Как обнаружить цепи и циклы? M2 = M ⊗ M Логическое умножение
себя:

матрица путей длины 2

M2 =


=

M2[3][1] = 0·0 + 1·1 + 0·0 + 1·1 = 1

маршрут 3-2-1

маршрут 3-4-1

Слайд 115

Как обнаружить цепи и циклы?

M3 = M2 ⊗ M

Матрица путей длины 3:

M3

Как обнаружить цепи и циклы? M3 = M2 ⊗ M Матрица путей
=


=

на главной диагонали – циклы!

M4 =


=

Слайд 116

Весовая матрица

Весовая матрица – это матрица, элемент W[i,j] которой равен весу ребра

Весовая матрица Весовая матрица – это матрица, элемент W[i,j] которой равен весу
из вершины i в вершину j (если оно есть), или равен ∞, если такого ребра нет.

Слайд 117

Задача Прима-Краскала

Задача: соединить N городов телефонной сетью так, чтобы длина телефонных линий

Задача Прима-Краскала Задача: соединить N городов телефонной сетью так, чтобы длина телефонных
была минимальная.

Та же задача: дан связный граф с N вершинами, веса ребер заданы весовой матрицей W. Нужно найти набор ребер, соединяющий все вершины графа (остовное дерево) и имеющий наименьший вес.

Слайд 118

Жадный алгоритм

Жадный алгоритм – это многошаговый алгоритм, в котором на каждом шаге

Жадный алгоритм Жадный алгоритм – это многошаговый алгоритм, в котором на каждом
принимается решение, лучшее в данный момент.

Шаг в задаче Прима-Краскала – это выбор еще невыбранного ребра и добавление его к решению.

Слайд 119

Реализация алгоритма Прима-Краскала

Проблема: как проверить, что 1) ребро не выбрано, и 2)

Реализация алгоритма Прима-Краскала Проблема: как проверить, что 1) ребро не выбрано, и
ребро не образует цикла с выбранными ребрами.
Решение: присвоить каждой вершине свой цвет и перекрашивать вершины при добавлении ребра.

3

2

4

5

Алгоритм:
покрасить все вершины в разные цвета;
сделать N-1 раз в цикле:
выбрать ребро (i,j) минимальной длины из всех ребер, соединяющих вершины разного цвета;
перекрасить все вершины, имеющие цвет j, в цвет i.
вывести найденные ребра.

4

Слайд 120

Реализация алгоритма Прима-Краскала

Структура «ребро»:

type rebro = record
i, j: integer; { номера

Реализация алгоритма Прима-Краскала Структура «ребро»: type rebro = record i, j: integer;
вершин }
end;

const N = 5;
var W: array[1..N,1..N] of integer;
Color: array[1..N] of integer;
i, j, k, min, col_i, col_j: integer;
Reb: array[1..N-1] of rebro;
begin
... { здесь надо ввести матрицу W }
for i:=1 to N do { раскрасить в разные цвета }
Color[i] := i;
... { основной алгоритм – заполнение массива Reb }
... { вывести найденные ребра (массив Reb)}
end.

Основная программа:

весовая матрица

цвета вершин

Слайд 121

Реализация алгоритма Прима-Краскала

for k:=1 to N-1 do begin
min := MaxInt;
for

Реализация алгоритма Прима-Краскала for k:=1 to N-1 do begin min := MaxInt;
i:=1 to N do
for j:=i+1 to N do
if (Color[i] <> Color[j]) and
(W[i,j] < min) then begin
min := W[i,j];
Reb[k].i := i;
Reb[k].j := j;
col_i := Color[i];
col_j := Color[j];
end;
for i:=1 to N do
if Color[i] = col_j then
Color[i] := col_i;
end;

Основной алгоритм:

нужно выбрать всего N-1 ребер

цикл по всем парам вершин

учитываем только пары с разным цветом вершин

запоминаем ребро и цвета вершин

перекрашиваем вершины цвета col_j

Слайд 122

Сложность алгоритма

Основной цикл:

O(N3)

for k:=1 to N-1 do begin
...
for i:=1

Сложность алгоритма Основной цикл: O(N3) for k:=1 to N-1 do begin ...
to N do
for j:=i+1 to N do
...
end;

три вложенных цикла, в каждом число шагов <=N

растет не быстрее, чем N3

Требуемая память:

var W: array[1..N,1..N] of integer;
Color: array[1..N] of integer;
Reb: array[1..N-1] of rebro;

O(N2)

Количество операций:

Слайд 123

Кратчайшие пути (алгоритм Дейкстры)

Задача: задана сеть дорог между городами, часть которых могут

Кратчайшие пути (алгоритм Дейкстры) Задача: задана сеть дорог между городами, часть которых
иметь одностороннее движение. Найти кратчайшие расстояния от заданного города до всех остальных городов.

Та же задача: дан связный граф с N вершинами, веса ребер заданы матрицей W. Найти кратчайшие расстояния от заданной вершины до всех остальных.

присвоить всем вершинам метку ∞;
среди нерассмотренных вершин найти вершину j с наименьшей меткой;
для каждой необработанной вершины i: если путь к вершине i через вершину j меньше существующей метки, заменить метку на новое расстояние;
если остались необработанны вершины, перейти к шагу 2;
метка = минимальное расстояние.

Алгоритм Дейкстры (E.W. Dijkstra, 1959)

Слайд 124

Алгоритм Дейкстры

Алгоритм Дейкстры

Слайд 125

Реализация алгоритма Дейкстры

Массивы:
массив a, такой что a[i]=1, если вершина уже рассмотрена, и

Реализация алгоритма Дейкстры Массивы: массив a, такой что a[i]=1, если вершина уже
a[i]=0, если нет.
массив b, такой что b[i] – длина текущего кратчайшего пути из заданной вершины x в вершину i;
массив c, такой что c[i] – номер вершины, из которой нужно идти в вершину i в текущем кратчайшем пути.
Инициализация:
заполнить массив a нулями (вершины не обработаны);
записать в b[i] значение W[x][i];
заполнить массив c значением x;
записать a[x]=1.

Слайд 126

Реализация алгоритма Дейкстры

Основной цикл:
если все вершины рассмотрены, то стоп.
среди всех нерассмотренных вершин

Реализация алгоритма Дейкстры Основной цикл: если все вершины рассмотрены, то стоп. среди
(a[i]=0) найти вершину j, для которой b[i] – минимальное;
записать a[j]:=1;
для всех вершин k: если путь в вершину k через вершину j короче, чем найденный ранее кратчайший путь, запомнить его: записать b[k]:=b[j]+W[j,k] и c[k]=j.

Шаг 1:

Слайд 127

Реализация алгоритма Дейкстры

Шаг 2:

Шаг 3:

Реализация алгоритма Дейкстры Шаг 2: Шаг 3:

Слайд 128

Как вывести маршрут?

Результат работа алгоритма Дейкстры:

длины путей

Маршрут из вершины 0 в вершину

Как вывести маршрут? Результат работа алгоритма Дейкстры: длины путей Маршрут из вершины
4:

4

5

2

0

Сложность алгоритма Дейкстры:

O(N2)

два вложенных цикла по N шагов

Вывод маршрута в вершину i (использование массива c):
установить z:=i;
пока c[i]<>x присвоить z:=c[z] и вывести z.

Слайд 129

Алгоритм Флойда-Уоршелла

Задача: задана сеть дорог между городами, часть которых могут иметь одностороннее

Алгоритм Флойда-Уоршелла Задача: задана сеть дорог между городами, часть которых могут иметь
движение. Найти все кратчайшие расстояния, от каждого города до всех остальных городов.

for k: =1 to N
for i: = 1 to N
for j: = 1 to N
if W[i,j] > W[i,k] + W[k,j] then
W[i,j] := W[i,k] + W[k,j];

Если из вершины i в вершину j короче ехать через вершину k, мы едем через вершину k!

Слайд 130

Алгоритм Флойда-Уоршелла

Версия с запоминанием маршрута:

for i:= 1 to N
for j :=

Алгоритм Флойда-Уоршелла Версия с запоминанием маршрута: for i:= 1 to N for
1 to N
c[i,j] := i;
...
for k: =1 to N
for i: = 1 to N
for j: = 1 to N
if W[i,j] > W[i,k] + W[k,j] then begin
W[i,j] := W[i,k] + W[k,j];
c[i,j] := c[k,j];
end;

i–ая строка строится так же, как массив c в алгоритме Дейкстры

в конце цикла c[i,j] – предпоследняя вершина в кратчайшем маршруте из вершины i в вершину j

c[i,j] := c[k,j];

O(N3)

Слайд 131

Задача коммивояжера

Задача коммивояжера. Коммивояжер (бродячий торговец) должен выйти из первого города и,

Задача коммивояжера Задача коммивояжера. Коммивояжер (бродячий торговец) должен выйти из первого города
посетив по разу в неизвестном порядке города 2,3,...N, вернуться обратно в первый город. В каком порядке надо обходить города, чтобы замкнутый путь (тур) коммивояжера был кратчайшим?

Точные методы:
простой перебор;
метод ветвей и границ;
метод Литтла;

Приближенные методы:
метод случайных перестановок (Matlab);
генетические алгоритмы;
метод муравьиных колоний;

большое время счета для больших N

O(N!)

не гарантируется оптимальное решение

Слайд 132

Другие классические задачи

Задача на минимум суммы. Имеется N населенных пунктов, в каждом

Другие классические задачи Задача на минимум суммы. Имеется N населенных пунктов, в
из которых живет pi школьников (i=1,...,N). Надо разместить школу в одном из них так, чтобы общее расстояние, проходимое всеми учениками по дороге в школу, было минимальным.
Задача о наибольшем потоке. Есть система труб, которые имеют соединения в N узлах. Один узел S является источником, еще один – стоком T. Известны пропускные способности каждой трубы. Надо найти наибольший поток от источника к стоку.
Задача о наибольшем паросочетании. Есть M мужчин и N женщин. Каждый мужчина указывает несколько (от 0 до N) женщин, на которых он согласен жениться. Каждая женщина указывает несколько мужчин (от 0 до M), за которых она согласна выйти замуж. Требуется заключить наибольшее количество моногамных браков.
Имя файла: Динамические-структуры-данных-(язык-Паскаль).pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 0