Слайд 2Датой рождения МКК принято считать 1954 г., когда вышла в свет книга
Э. Холла и Б. Трагера «Culture as Communication: A Model and Analysis», в которой впервые предложили для широкого употребления был предложен термин «межкультурная коммуникация».
Слайд 3В 1959 г. основные положения и идеи МКК были более обстоятельно развиты
в широко известной работе Э. Холла «The Silent Language», где автор показал тесную связь между культурой и коммуникацией.
Слайд 4Межкультурная коммуникация осуществляется:
в межгосударственных отношениях,
в предпринимательской, научной, образовательной деятельности,
на уровне
межличностного общения.
Слайд 5Субъектами МКК выступают:
мировые регионы,
этнические и национальные культуры,
этнические и социальные
группы,
отдельные индивиды.
Слайд 6«общение» и «коммуникация»
Общими для них являются:
соотнесенность с процессами обмена и передачи
информации и связь с языком как средством передачи информации.
Отличительные признаки:
Коммуникация понимается как процесс обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации.
Общение – это процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.
Слайд 7Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств
речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
Слайд 8Структура общения:
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит
в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Слайд 9Отношения являются межкультурными, если участники процесса коммуникации не только прибегают к собственным
традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, но и одновременно знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения.
При этом в данном процессе выявляются и характерные, и незнакомые свойства других культур: тождество и инакомыслие, привычное и новое в отношениях, представления и чувства, возникающие у партнеров по коммуникации.
Слайд 10Культура – это
это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни
одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;
это продукт совместной жизнедеятельности людей;
культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью изучения;
Слайд 11Культура:
способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения
интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.
Слайд 12Понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:
нездешний, иностранный, находящийся за границами родной
культуры;
странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
зловещий, несущий угрозу для жизни.
Слайд 13Отношение к природе:
1) природа воспринимается как контролируемая человеком;
2) природа воспринимается как находящаяся
с ним в гармонии;
3) природа воспринимается как ограничивающая его.
Слайд 14Отношение ко времени:
Каждая культура имеет собственный язык времени, который необходимо выучить, прежде
чем на нем общаться.
Так, западная культура измеряет время четко и опоздание в ней рассматривается как провинность.
В арабских же странах, в Латинской Америке и в некоторых государствах Азии опоздание никого не удивит.
Слайд 15Отношение к пространству:
Культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит:
1) общественному
пространству;
2) личному пространству.
Для первого типа характерно небольшое расстояние между индивидами в процессе общения, частые прикосновения друг к другу, совместное проживание в одной комнате, отсутствие личных офисов на рабочих местах и т.д.
Для второго типа культур прикосновения допустимы преимущественно между близкими или носят сугубо ритуальный характер.
Слайд 16Нормы приближения человека к партнеру по общению
интимное расстояние (0-45 см);
персональное расстояние
(45-120 см),
социальное расстояние (120-400 см);
публичное расстояние (400-750 см).
Слайд 17Отношение к личной свободе:
Культуры разделяются на индивидуалистские и коллективистские.
Для индивидуалистских характерен
акцент на «личном Я» и на «личности» как основной единице и ценности общества.
Индивид независим от других в рамках культурных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки.
В таких культурах высоко ценятся личная инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, преследуются личные цели, распространено стремление во всем полагаться только на себя, положительно оценивается конкуренция с другими индивидами.
Слайд 18Отношение к личной свободе:
В коллективистских культурах главным является понятие «мы».
Достижения каждого индивида
ассоциируются с совместной, групповой деятельностью.
Групповые цели, взгляды, потребности доминируют над личными.
Личность зависит во всем от коллектива и делит с ним ответственность за все происходящее.
Наиболее ценными признаются такие качества человека, как сотрудничество, совместная деятельность, скромность.
В этих условиях считается неприличным подчеркивать собственные достоинства и достижения.
Для коллективистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими.
Слайд 19Контекст:
Выделяют высоко- и низкоконтекстуальные культуры
Высококонтекстуальные культуры отличает следующее:
невыраженная, скрытая манера речи,
многозначительные и многочисленные паузы;
серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;
излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;
отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения.