Основные понятия компьютерной графики

Содержание

Слайд 2

область информатики,
изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью
программно-аппаратных средств.

Компьютерная

область информатики, изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств.
графика -

Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения изображения

Виды компьютерной графики отличаются принципами формирования изображения

Слайд 3

Компьютерная графика – это «система методов, алгоритмов и программ для ввода, обработки

Компьютерная графика – это «система методов, алгоритмов и программ для ввода, обработки
и отображения информации на графических устройствах ЭВМ».
Компьютерную графику образует целый набор различных средств – математических, алгоритмических, программных, технических.

Слайд 4

Научная графика
Деловая графика
Конструкторская графика
Иллюстративная графика
Художественная и рекламная

Научная графика Деловая графика Конструкторская графика Иллюстративная графика Художественная и рекламная графика
графика
- трехмерные реалистические изображения
- компьютерная анимация (мультфильмы)
- мультимедиа

1. Основные области применения компьютерной графики

Слайд 5


Научная графика
Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных

Научная графика Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач.
задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций.

Слайд 6

Деловая графика
Область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы

Деловая графика Область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы
учреждений (плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки). Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Слайд 7

Конструкторская графика
Используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид

Конструкторская графика Используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид
компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования).

Слайд 8

Иллюстративная графика
Это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной

Иллюстративная графика Это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной
графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения.

Слайд 9

Художественная и рекламная графика
С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные

Художественная и рекламная графика С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные
игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти.

Слайд 10

2. История развития компьютерной графики

XVIII – н.XX века

Механические «рисовальщики»
Механизация ткачества
Телетайпные рисунки

2. История развития компьютерной графики XVIII – н.XX века Механические «рисовальщики» Механизация ткачества Телетайпные рисунки

Слайд 11

1. Псевдографическая печать на знаковом печатном устройстве в виде мозаики из символов

1950-1955

1. Псевдографическая печать на знаковом печатном устройстве в виде мозаики из символов 1950-1955 годы
годы

Слайд 12

Ок. 1950 г. изображение танцующего шотландского выведено горца на осциллографе компьютера «Эдсак».

Ок. 1950 г. изображение танцующего шотландского выведено горца на осциллографе компьютера «Эдсак».

Слайд 13

интерактивная вычислительная система Whirlwind ("Вихрь")
Айвен Сазерленд создал графическую систему «Блокнот» (Sketchpad)

1956-1960 годы

интерактивная вычислительная система Whirlwind ("Вихрь") Айвен Сазерленд создал графическую систему «Блокнот» (Sketchpad) 1956-1960 годы

Слайд 14

дешевые системы растровой графики
1972 г. спутник «Маринер-9» передал космоснимки Марса
видеоигры
таблицы выбора цветов

1976-1980

дешевые системы растровой графики 1972 г. спутник «Маринер-9» передал космоснимки Марса видеоигры
годы

Слайд 15

ПК с графическими возможностями
WYSIWYG (What You See Is What You Get –

ПК с графическими возможностями WYSIWYG (What You See Is What You Get
что ты видишь, то ты и получишь)

1980-1985 годы

Слайд 16

2. Вывод графических изображений (графиков, диаграмм, чертежей) на бумагу с помощью плоттера

2. Вывод графических изображений (графиков, диаграмм, чертежей) на бумагу с помощью плоттера

Слайд 17

3. Использование графических дисплеев, графической печати на цветных принтерах

3. Использование графических дисплеев, графической печати на цветных принтерах

Слайд 18

производство фильмов с использованием КГ
1985 в Канаде основана исследовательская лаборатория Коупленда (Corel)
1988

производство фильмов с использованием КГ 1985 в Канаде основана исследовательская лаборатория Коупленда
первая версия Adobe Photoshop Томаса и Джона Нолла

1986-1990 годы

Слайд 19


4. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с

4. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.
наглядным представлением их результатов.

Слайд 20

2. Видеосистема персонального компьютера

Центральный
процессор
ЦП

Оперативная
память
ОЗУ

Информационная магистраль

Видеопамять

Дисплейный процессор

Видеоконтроллер
(графический адаптер, видеокарта)

Графический
монитор

2. Видеосистема персонального компьютера Центральный процессор ЦП Оперативная память ОЗУ Информационная магистраль

Слайд 21

Технические средства компьютерной графики

Технические средства компьютерной графики

Слайд 22

Графический монитор

N

M

пиксель

Разрешающая
способность экрана
Размер M x N
640x200,
640x480,
1024x768,
1280x1024

Графический монитор N M пиксель Разрешающая способность экрана Размер M x N 640x200, 640x480, 1024x768, 1280x1024

Слайд 23

Мониторы:

Электронно-лучевые
Жидкокристаллические
Газоплазменные

Мониторы: Электронно-лучевые Жидкокристаллические Газоплазменные

Слайд 25

Электронно-лучевой монитор

Электронно-лучевой монитор

Слайд 26

Жидкокристаллические мониторы

Жидкокристаллические мониторы

Слайд 27

Газоплазменные мониторы

Газоплазменные мониторы

Слайд 28

Видеокарта(видеоадаптер)

Видеокарта(видеоадаптер)

Слайд 29

растровая

векторная

фрактальная

точка

линия

треугольник

3D графика

плоскость

3. Виды компьютерной графики

Наименьший элемент

отличаются принципами формирования изображения

растровая векторная фрактальная точка линия треугольник 3D графика плоскость 3. Виды компьютерной

Слайд 30

3.1 Растровая графика

Применяется при разработке электронных и полиграфических изданий
Большинство редакторов ориентированы не

3.1 Растровая графика Применяется при разработке электронных и полиграфических изданий Большинство редакторов
столько на создание изображений, сколько на их обработку
В Интернете применяются только растровые иллюстрации

Слайд 31

Растр -
(от англ. raster) – представление изображения в виде двумерного массива

Растр - (от англ. raster) – представление изображения в виде двумерного массива
точек (пикселов), упорядоченных в ряды и столбцы.

Слайд 32

Характеристики растрового изображения :
разрешение,
цветовая глубина,
физический размер
применяемая цветовая модель.

Характеристики растрового изображения : разрешение, цветовая глубина, физический размер применяемая цветовая модель.

Слайд 33

Основной элемент растрового изображения -точка

Разрешение изображения выражает количество точек в единице длины,

Основной элемент растрового изображения -точка Разрешение изображения выражает количество точек в единице
т.е. плотность точек (dpi – количество точек на дюйм) (dots per inch, dpi).
При низком разрешении возникает так называемый эффект пикселизации.
Если изображение экранное, то эта точка называется пикселем

Слайд 34

ПИКСЕЛЬ (pixel — picture element) — черно-белые или цветные точки, на которые

ПИКСЕЛЬ (pixel — picture element) — черно-белые или цветные точки, на которые
разделен экран монитора.
Управляя их яркостью свечения, можно рисовать, чертить, строить графики.


Слайд 35

Следует различать:
Разрешение изображения (плотность точек)
Разрешение дисплея – количество точек (1280*1024)
Разрешение камеры (общее

Следует различать: Разрешение изображения (плотность точек) Разрешение дисплея – количество точек (1280*1024)
количество точек матрицы 8Мега пикселей)

Слайд 36

ГЛУБИНА ЦВЕТА

(качество цветопередачи, битность изображения) —объём памяти в количестве бит, используемых для

ГЛУБИНА ЦВЕТА (качество цветопередачи, битность изображения) —объём памяти в количестве бит, используемых
хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики.

Слайд 37

Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета (4, 8, 16, 24).
Каждый

Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета (4, 8, 16, 24). Каждый
цвет можно рассматривать как возможные состояния точки, и тогда по формуле N=2I может быть вычислено количество цветов, отображаемых на экране монитора.

Слайд 38

Для растровых изображений существуют два отдельных понятия: пиксельный размер и размер отпечатка.

Для растровых изображений существуют два отдельных понятия: пиксельный размер и размер отпечатка.

Размер отпечатка может задаваться произвольно и зависит от возможностей вашего оборудования.
Если умножить длину или ширину отпечатка в дюймах на разрешение, то поучим пиксельный размер изображения:
Ширина, дюймов * разрешение, dpi = пикселов по горизонтали ❶
Высота, дюймов * разрешение, dpi = пикселов по вертикали

Слайд 39

Пример 1.
Пусть с цифрового фотоаппарата получена фотография размером 2272*1704 пиксела.
C

Пример 1. Пусть с цифрового фотоаппарата получена фотография размером 2272*1704 пиксела. C
каким качеством можно напечатать такую фотографию на листе формата А4 (210*297мм или 8.2*11.6 дюйма)?

Из (1) имеем следующие уравнения:
8.2 * X = 1704
11.6 * Y = 2272
Длинная сторона снимка в 2272 пиксела должна располагаться по длинной стороне листа.
Получаем X ≈ 207, Y ≈195.
Таким образом, на листе формата А4 можно получить отпечаток с разрешением примерно 200dpi – вполне приемлемо для такого формата.

Слайд 40

Пример 2
Решим обратную задачу.
Мы хотим получить отпечаток 10*15см (4*6 дюйма) с

Пример 2 Решим обратную задачу. Мы хотим получить отпечаток 10*15см (4*6 дюйма)
разрешением 300dpi.
Какой пиксельный размер изображения для этого понадобится?
Получаем следующие уравнения:
6 * 300 = X
4 * 300 = Y
Отсюда X = 1800, Y = 1200.
Всего в картинке должно быть 1800*1200=2160000 пикселов или 2,16MPx. Следовательно, для получения отпечатка желаемого качества нужен цифровой фотоаппарат с матрицей более 2MPx

Слайд 41

Растровые изображения, особенно высокого разрешения и с большой цветовой глубиной, занимают значительные

Растровые изображения, особенно высокого разрешения и с большой цветовой глубиной, занимают значительные
объемы памяти.
Пример 3
Подсчитать, сколько места в памяти займет цветная картинка формата А4 (8.2*11.6 дюйма), если ее отсканировать с разрешением 300dpi и цветовой глубиной 24 бита.
Подсчитаем размер изображения в пикселах:
X=11.6*300=3480
Y= 8.2*300=2460
Таким образом, всего картинка состоит из 3480*2460=8560800 точек.
На каждую точку отводится 24 бита или 3 байта.
Тогда общий объем памяти для хранения изображения будет равен 8560800*3=25682400 байт или 24.5 Мб.

Слайд 42

Графический режим вывода изображения на экран определяется разрешающей способностью экрана и глубиной

Графический режим вывода изображения на экран определяется разрешающей способностью экрана и глубиной
(интенсивностью) цвета.
Полная информация обо всех точках изображения, хранящаяся в видеопамяти, называется битовой картой изображения.

Слайд 43

Размер файла зависит от:
глубины цвета точек;
размера изображения (в большем размере вмещается больше

Размер файла зависит от: глубины цвета точек; размера изображения (в большем размере
точек);
разрешения изображения (при большем разрешении на единицу площади изображения приходится больше точек).

Слайд 44

Основные проблемы при работе с растровой графикой

Большие объемы данных
Для обработки растровых

Основные проблемы при работе с растровой графикой Большие объемы данных Для обработки
изображений требуются высокопроизводительные компьютеры
Увеличение изображения приводит к эффекту пикселизации, иллюстрация искажается

Слайд 46

Антиалайзинг

Суть метода - в местах, где образуется такая “лесенка”, соседние пиксели подкрашиваются

Антиалайзинг Суть метода - в местах, где образуется такая “лесенка”, соседние пиксели
в промежуточный цвет.
Так, с одной стороны, размывается контур изображения, но с другой – глаз не замечает неровности края.

Слайд 47

ретуширование, реставрирование фотографий;
создание и обработка фотомонтажа;
оцифровка фотоматериалов при помощи сканирования (изображения получаются

ретуширование, реставрирование фотографий; создание и обработка фотомонтажа; оцифровка фотоматериалов при помощи сканирования
в растровом виде).

Применение растровой графики

Слайд 48

Paint
Adobe PhotoShop
GIMP
Corel PhotoPaint
Photostyler
Picture Publisher
Painter
Fauve Matisse
Corel Paint Shop Pro Скриншот

Программы для

Paint Adobe PhotoShop GIMP Corel PhotoPaint Photostyler Picture Publisher Painter Fauve Matisse
работы с растровой графикой

Слайд 49

это метод представления изображения в виде совокупности отрезков и дуг и

это метод представления изображения в виде совокупности отрезков и дуг и т.д.
т.д.
Вектор - это набор данных, характеризующих какой-либо объект.

3.2 Векторная графика

Слайд 50

Сложные объекты векторной графики при увеличении можно рассматривать более подробно

Сложные объекты векторной графики при увеличении можно рассматривать более подробно

Слайд 51

Прямые линии;
Ломаные линии;
Многоугольники;
Окружности и эллипсы;
Кривые Безье.

Примитивы векторной графики

Прямые линии; Ломаные линии; Многоугольники; Окружности и эллипсы; Кривые Безье. Примитивы векторной графики

Слайд 52

Объекты векторной графики

Объекты векторной графики

Слайд 53

Сегменты векторных изображений состоят из базовых геометрических элементов двух видов: отрезков и

Сегменты векторных изображений состоят из базовых геометрических элементов двух видов: отрезков и
дуг.
Отрезок задается четырьмя числами (координатами начала x1,y1 и конца x2,y2),
дуга – шестью: координатами центра x1,y1, начальным α и конечным β углами и начальным R1 и конечным R2 радиусами.

Слайд 55

Графические редакторы: CorelDraw, Adobe Illustrator.
Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских

Графические редакторы: CorelDraw, Adobe Illustrator. Такие средства широко используют в рекламных агентствах,
бюро, редакциях и издательствах. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики много проще.
,

Слайд 56

Объем информации, содержащейся в векторном представлении, не зависит от физических размеров изображения.

Объем информации, содержащейся в векторном представлении, не зависит от физических размеров изображения.

Например, на одной картинке представлен отрезок от точки (0,0) до точки (10,10), а на другой – от точки (1000,1000) до точки (10000,10000). Обе картинки займут одинаковое место в памяти, поскольку для хранения одной координаты зарезервирован один и тот же объем памяти - скажем, 6 байт. Тогда описание отрезка любой длины всегда будет занимать ровно 6*4=24 байта.
Это важное свойство векторных изображений, позволяющее в масштабе 1:1 работать с чертежами целых зданий, мостов, самолетов и других крупных объектов.

Слайд 58


,

Сравнение растровой и векторной графики

, Сравнение растровой и векторной графики

Слайд 61

Если у вас имеется чертеж, выполненный на бумаге, его можно отсканировать, но

Если у вас имеется чертеж, выполненный на бумаге, его можно отсканировать, но
в результате получится растровое представление, качественно перевести которое в векторное практически невозможно.
Это еще одно фундаментальное свойство двух рассматриваемых представлений: векторное изображение легко перевести в растровое, а вот растровое в векторное – крайне сложно.

Слайд 62

как и векторная - вычисляемая, но отличается от неё тем, что

как и векторная - вычисляемая, но отличается от неё тем, что никакие
никакие объекты в памяти компьютера не хранятся.
Изображение строится по уравнению (или по системе уравнений), поэтому хранятся только формулы.
Изменив коэффициенты в уравнении, можно получить другую картину. .

3.3 Фрактальная графика

Слайд 63

Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при

Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при
уменьшении масштаба.
Термин был предложен Бенуа Мандельбротом в 1975 году в его книге «Фрактальная геометрия природы».

Слайд 64

Способность фрактальной графики моделировать образы живой природы вычислительным путем часто используют для

Способность фрактальной графики моделировать образы живой природы вычислительным путем часто используют для
автоматической генерации необычных иллюстраций.
Создание фрактальной художественной композиции состоит не в рисовании или оформлении, в программировании.
,

Слайд 65

3.4 Шрифты

Шрифт – это упорядоченный набор изображений, в котором есть определенные места

3.4 Шрифты Шрифт – это упорядоченный набор изображений, в котором есть определенные
для каждого символа.
Текст представляет собой ссылки на рисунки, которые хранятся в файле шрифта.

Слайд 66

Шрифт может содержать как растровые, так и векторные символы (большинство).

Возможность

Шрифт может содержать как растровые, так и векторные символы (большинство). Возможность представления
представления символа в любом размере

Возможность вывода текста на устройствах с низким разрешением

Слайд 67

Форматы шрифтов:
TrueType (Windows) используются кривые Безье 2-го порядка;
PostScript (Macintosh) используются

Форматы шрифтов: TrueType (Windows) используются кривые Безье 2-го порядка; PostScript (Macintosh) используются
кривые Безье 3-го порядка;
OpenType - поддерживает Unicode-кодировку. Обладает бо́льшими (по сравнению с TrueType) возможностями допечатной подготовки и меньшим размером файла при одинаковом количестве содержимых литер.

Слайд 68

4. Форматы графических файлов

4. Форматы графических файлов

Слайд 69

Красным цветом выделены смешанные

Красным цветом выделены смешанные

Слайд 70

Форматы растровой графики

Форматы растровой графики

Слайд 71

Форматы файлов растровой графики

Форматы файлов растровой графики

Слайд 72

Форматы файлов векторной графики

Форматы файлов векторной графики

Слайд 78

Решение задач

Решение задач

Слайд 79

Число цветов, воспроизводимых на экране монитора (K), и число бит, отводимых в

Число цветов, воспроизводимых на экране монитора (K), и число бит, отводимых в
видеопамяти под каждый пиксель (N), можно найти по формуле K=2N.
Объем памяти на все изображение вычисляется по формуле V=Q*N, Q – общее количество пикселей.

Слайд 80

Цвет на web – страницах кодируется в RGB и записывается в шестнадцатеричной

Цвет на web – страницах кодируется в RGB и записывается в шестнадцатеричной
системе: #RRGGBB, - где RR, GG и BB – яркости красного, зеленого и синего, записанные в виде двух шестнадцатеричных цифр; это позволяет закодировать 256 значений от 0 (0016) до 255 (FF16) для каждой составляющей.

Слайд 81

Задание 1

Разрешение экрана монитора – 1024*768 точек, глубина цвета – 16 бит.

Задание 1 Разрешение экрана монитора – 1024*768 точек, глубина цвета – 16

Каков необходимый объем видеопамяти для данного графического режима?

Слайд 82

Задание 2

Для хранения растрового изображения размером 320*400 пикселей потребовалось 125 Кбайт памяти.

Задание 2 Для хранения растрового изображения размером 320*400 пикселей потребовалось 125 Кбайт

Определите количество цветов в палитре.

Слайд 83

Задание 3

Цвет пикселя монитора определяется тремя составляющими: зеленой, синей и красной. Под

Задание 3 Цвет пикселя монитора определяется тремя составляющими: зеленой, синей и красной.
красную и синюю составляющие одного пикселя отвели по 5 бит.
Сколько бит отвели под зеленую составляющую одного пикселя, если растровое изображение размером 8*8 пикселей занимает 128 байт памяти?

Слайд 84

Следующие задания на кодирование цвета. Для их решения необходимо знать:
если все

Следующие задания на кодирование цвета. Для их решения необходимо знать: если все
три пары байтов XX XX XX, кодирующих основные цвета RGB, равны или мало отличаются друг от друга, то это код серого цвета той или иной насыщенности;
если старший байт в коде данного цвета меньше 4, то можно считать, что данный цвет отсутствует;
если же старший байт 7 или больше, то влияние этого цвета весьма существенно.

Слайд 85

Задание 4

Задание 6

Задание 5

К какому цвету будет близок цвет страницы, заданной тегом

Задание 4 Задание 6 Задание 5 К какому цвету будет близок цвет

1. Белый 3. Серый
2. Черный 4. Синий

К какому цвету будет близок цвет страницы, заданной тегом
1. Белый 3. Серый
2. Черный 4. Синий

К какому цвету будет близок цвет страницы, заданной тегом
1. Белый 3. Желтый
2. Черный 4. Синий

Слайд 86

Задание 7

Какой цвет в режиме CMYK кодируется последовательностью (255,0,255,0)?

Задание 8

Какой цвет в

Задание 7 Какой цвет в режиме CMYK кодируется последовательностью (255,0,255,0)? Задание 8
режиме RGB кодируется последовательностью (255,128,0)?

Слайд 90

Форматы файлов растровой графики

Форматы файлов растровой графики

Слайд 91

Форматы файлов растровой графики

Форматы файлов растровой графики