Программирование (C++)

Содержание

Слайд 2

Что такое программирование?

Программирование — это создание программ для компьютеров. Этим занимаются программисты.

Чем

Что такое программирование? Программирование — это создание программ для компьютеров. Этим занимаются программисты. Чем занимаются программисты:
занимаются программисты:

Слайд 3

Направления в программировании

Направления в программировании

Слайд 4

Языки программирования

К машинным языкам относится ассемблер
К языкам высокого уровня: Паскаль, Бейсик, Си.
К

Языки программирования К машинным языкам относится ассемблер К языкам высокого уровня: Паскаль,
языкам визуального программирования : Делфи, Визуал Бейсик, С++, Питон.
Все языки программирования подразделяются на интерпретаторы и компиляторы.
Интерпретатор(работает медленно)проверяет на ошибки и выполняет программу построчно.(например Питон)
Компилятор сначала проверяет всю программу на ошибки, а затем выполняет ее.
Турбо С++ является компилятором.

Слайд 5

sourceforge.net/projects/orwelldevcpp/ — бесплатная среда DevC++ для программирования на C++ в Windows;
https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs/community — бесплатная среда Visual Studio Community для

sourceforge.net/projects/orwelldevcpp/ — бесплатная среда DevC++ для программирования на C++ в Windows; https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs/community
программирования на C++ в Windows и macOS;

Слайд 6

Простейшая программа на C++

int main()
{
// это основная программа
/* здесь

Простейшая программа на C++ int main() { // это основная программа /*
записывают
операторы */
}

комментарии внутри /* */ не обрабатываются

название программы
main – главный

комментарии после // не обрабатываются

результат – целое число (integer)

Слайд 7

Вывод на экран

#include
using namespace std;
int main() {
cout << "Привет!"; //

Вывод на экран #include using namespace std; int main() { cout cin.get();
вывод текста
cin.get(); // ждать Enter
}

подключить библиотеку iostream

cout — поток для вывода символов
(character output stream)
cin — поток для ввода символов
(character input stream)

использовать пространство имён std

input-output streams – потоки ввода и вывода

Слайд 8

Вывод на экран

Оператор — это команда языка программирования.

cout << "Привет!";

оператор вывода

cout

Вывод на экран Оператор — это команда языка программирования. cout оператор вывода
<< "Привет!";
cout << "Вася!";

cout << "Привет, " << Вася!;

cout << "Привет!" << "Вася!";

или так:

"Вася!";

Слайд 9

Переход на новую строку

cout << "Привет, Вася!";
cout << "Привет, Петя!";

ожидание:

реальность:

Привет, Вася!
Привет, Петя!

Привет,

Переход на новую строку cout cout ожидание: реальность: Привет, Вася! Привет, Петя!
Вася!Привет, Петя!

Решение:

cout << "Привет, Вася!" << endl;
cout << "Привет, Петя!" << endl;

перейти на новую строку

endl

end of line

Слайд 10

Пример задачи

Задача. Ввести два числа и вычислить их сумму.

int main()
{
//

Пример задачи Задача. Ввести два числа и вычислить их сумму. int main()
ввести два числа
// вычислить их сумму
// вывести сумму на экран
}

Псевдокод – алгоритм на русском языке с элементами языка программирования.

Слайд 11

Зачем нужны переменные?

int main()
{
// ввести два числа
// вычислить

Зачем нужны переменные? int main() { // ввести два числа // вычислить
их сумму
// вывести сумму на экран
}

Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение. Значение переменной может изменяться во время выполнения программы.

int a, b, c;

объявление переменных

ячейки памяти

Слайд 12

Имена переменных

Идентификатор — это имя программы или переменной.

int a, b, c;

МОЖНО использовать
латинские

Имена переменных Идентификатор — это имя программы или переменной. int a, b,
буквы (A-Z, a-z)
цифры
знак подчеркивания _

НЕЛЬЗЯ использовать скобки, знаки ", &, |, *, +, =, !, ? и др.

Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

Слайд 13

Типы переменных

int – целые

int a = 1, b, c =

Типы переменных int – целые int a = 1, b, c =
0;

float – вещественные (могут иметь дробную часть)

float x = 1.234, y = 3.0, z = 0.576;

char – один символ (в апострофах)

char c = 'ю';

string – символьная строка (в кавычках)

string s = "молоко", q = "я";

double – вещественное с двойной точностью

Слайд 14

Работа с переменными

Присваивание (запись значения)

a = 5;

=

оператор присваивания

a = 5;
a = 18;

Вывод

Работа с переменными Присваивание (запись значения) a = 5; = оператор присваивания
на экран

cout << a;

с = 14;
cout << с;

с = 14;
cout << "с";

14

c

a ← 5

В переменной a будет храниться последнее значение 18

Слайд 15

Работа с переменными

Изменение значения

i = i + 1;

увеличить на 1

a =

Работа с переменными Изменение значения i = i + 1; увеличить на
4;
b = 7;
a = a + 1;
b = b + 1;
a = a + b;
b = b + a;
a = a + 2;
b = b + a;

4

7

5

8

13

21

15

36

i ← i + 1

Слайд 16

Ввод с клавиатуры

Цель – изменить исходные данные, не меняя программу.

cin >> a;

5

a

Ввод с клавиатуры Цель – изменить исходные данные, не меняя программу. cin >> a; 5 a

Слайд 17

Ввод с клавиатуры

через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

cin >> a >>

Ввод с клавиатуры через пробел: 25 30 через Enter: 25 30 cin >> a >> b;
b;

Слайд 18

Программа сложения чисел

int main()
{
int a, b, c;
cin >> a

Программа сложения чисел int main() { int a, b, c; cin >>
>> b; // ввести два числа
c = a + b; // вычислить их сумму
cout << c; // вывести сумму на экран
}

ожидание:

реальность:

Введите два числа: 5 7
5+7=12

5 7
12

Слайд 19

cout <<данных с текстом

5+7=12

значение a

значение с

значение b

cout << a;
cout << "+";
cout <<

cout 5+7=12 значение a значение с значение b cout cout cout cout cout cout
b;
cout << "=";
cout << c;

cout << a << "+"
<< b << "=" << c;

Слайд 20

Программа сложения чисел

int main()
{
int a, b, c;
cout << "Введите

Программа сложения чисел int main() { int a, b, c; cout cin
два числа: ";
cin >> a >> b;
c = a + b;
cout << a << "+" << b << "=" << c;
}

Слайд 21

Арифметические выражения

Линейная запись (в одну строку):

a = (c+b-1)/2*d;

Операции:

+ – * – умножение

Арифметические выражения Линейная запись (в одну строку): a = (c+b-1)/2*d; Операции: +
/ – деление

действия в скобках
умножение и деление, слева направо
сложение и вычитание, слева направо

a = c + (1 – 2 * b) / 2 * d;

1

2

3

4

5

6

Порядок выполнения операций:

Слайд 22

Сокращённая запись операций

Полная запись:

a = a + b;
a = a + 1;
a

Сокращённая запись операций Полная запись: a = a + b; a =
= a - b;
a = a - 1;
a = a * b;
a = a / b;

Сокращённая запись:

a += b;
a += 1;
a -= b;
a -= 1;
a *= b;
a /= b;

a++;

a--;

Слайд 23

Особенность деления

int a = 7, b = 8;
float x = a

Особенность деления int a = 7, b = 8; float x =
/ b;

int a = 3, b = 4;
float x;
x = a / b; // 0
x = 10 / b; // 2
x = a / 2; // 1
x = 10. / b; // 2.5
x = a / 2.; // 1.5
x = float(a) / b; // 0.75

Слайд 24

Частное и остаток при делении целых

/ – деление нацело (остаток отбрасывается)
% –

Частное и остаток при делении целых / – деление нацело (остаток отбрасывается)
остаток от деления

int t, m, s;
t = 175;
m = t / 60; // 2
s = t % 60; // 55

175 сек = 2 мин 55 сек

Слайд 25

Частное и остаток при делении целых

n = 123
d = n / 10;

Частное и остаток при делении целых n = 123 d = n
// 12
k = n % 10; // 3

При делении на 10 нацело отбрасывается последняя цифра числа.

Остаток от деления на 10 – это последняя цифра числа.

Слайд 26

Форматирование вывода

int a = 1, b = 2, c = 3; cout

Форматирование вывода int a = 1, b = 2, c = 3;
<< a << b << c;

123

cout << a << " "
<< b << " " << c;

1 2 3

#include
...
cout << a
<< setw(3) << b
<< setw(5) << c;

1 2 3

3

5

Слайд 27

Форматный вывод

float x = 12.34567891;
cout << x;

12.3457

6 значащих цифр

по умолчанию

cout << fixed

Форматный вывод float x = 12.34567891; cout 12.3457 6 значащих цифр по
<< setw(10)
<< setprecision(3) << x;

12.346

10

всего на число

в дробной части

вариант:

#include

Слайд 28

Форматный вывод

float x = 12.34567891;
cout << fixed;

cout << setw(8) << setprecision(2)

Форматный вывод float x = 12.34567891; cout cout 12.34 cout 12.34 cout минимально возможное 12.3
<< x;

12.34

cout << setw(2) << setprecision(2)
<< x;

12.34

cout << setw(0) << setprecision(1)
<< x;

минимально возможное

12.3

Слайд 29

Научный формат чисел

float x = 123456789;
cout << x;

1.23457e+08

1,23457 ⋅108

float x = 0.0000123456789;
cout

Научный формат чисел float x = 123456789; cout 1.23457e+08 1,23457 ⋅108 float
<< x;

1.23457e-005

1,23457 ⋅10–5

float x = 0.0000123456789;
cout << scientific
<< setw(10) << setprecision(3)
<< x;

1.235e-05

10

Слайд 30

Операции с вещественными числами

float x = 1.6;
cout << int(x);

int – целая часть

Операции с вещественными числами float x = 1.6; cout int – целая
числа (дробная часть отбрасывается)
round – округление к ближайшему целому
ceil – округление «вверх»

1

2

cout << round(x);

cout << ceil(x);

2

#include

Слайд 31

Операции с вещественными числами

1/3 = 0,33333…

бесконечно много знаков

float x, y, z;
x

Операции с вещественными числами 1/3 = 0,33333… бесконечно много знаков float x,
= 1./2;
y = 1./3;
z = 5./6; // 5/6=1/2+1/3
cout << x+y-z;

5.96046e-08

Имя файла: Программирование-(C++).pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0