Программирование в среде RobotC. Занятие 1

Содержание

Слайд 2

Понятие переменной

Пример. Надо сложить два числа.
Входные данные: два числа.
Выходные данные: их

Понятие переменной Пример. Надо сложить два числа. Входные данные: два числа. Выходные
сумма.
Пока нам не важно, что происходит внутри программы. Важно только, что на вход поступило два числа, на выходе – одно число, их сумма.
Такая модель называется чёрным ящиком.

Слайд 3

Понятие переменной

Но нам надо где-то хранить наши входные данные.
Переменная – это область

Понятие переменной Но нам надо где-то хранить наши входные данные. Переменная –
в памяти компьютера, которую мы называем некоторым именем и используем для хранения данных.
Для интуитивного понимая понятия переменной в языках программирования, можно представлять её себе как некоторую коробочку, в которую можно что-то положить и оно будет там лежать. Конечно данная аналогия не совсем точна. Между переменной и коробочкой имеется ряд важных отличий, о которых мы поговорим позже.
Нетрудно сообразить, что программе сложения двух чисел потребуется три коробочки: две для хранения слагаемых и ещё одна для хранения суммы. Назовём эти коробочки A, B и S.

Слайд 4

Понятие переменной: практика

Подумайте, как можно применить модель чёрного ящика для описания ситуаций,

Понятие переменной: практика Подумайте, как можно применить модель чёрного ящика для описания
с которыми вы обычно встречаетесь в жизни, программ и любых других вещей и явлений, которые вас окружают. Например: Интернет-браузер. На вход поступает адрес сайта, а на выходе имеем страницу этого сайта на экране.
Попробуйте найти в системе управления роботом модель "чёрного ящика”. Какие данные поступаю на вход? Какие данные на выходе?

Слайд 5

Типы данных

Кроме имени и области в памяти, любая переменная имеет такую важную

Типы данных Кроме имени и области в памяти, любая переменная имеет такую
характеристику как тип данных, которые будут храниться в этой переменной.
Как уже говорилось ранее, программы работают с различными данными, а не только с числами. И если для человека записи "x=3", "x=3.0" и "x = три" несут одинаковую смысловую нагрузку, то для компьютера это не так очевидно. Мы понимаем, что в каждой из этих записей говорится, что х равен трём. Компьютер же пока не настолько умен, чтобы это осознать. Ему нужно точно знать, с какими данными он будет работать. И дело даже не в том, число это или слово, ему важно даже то, целое это число или вещественное. Поэтому все переменные имеют дополнительную характеристику -- тип данных.
Наверное, вам известно, что в памяти компьютера все числа хранятся в виде последовательности 0 и 1. Так вот, для того чтобы записать любое число только ноликами и единичками существуют определённые правила. Эти правила довольно сильно отличаются для целых чисел и для вещественных чисел. В памяти компьютера числа «5" и “5.0" будут записаны совершенно по-разному. Кроме того, зачастую компьютеры гораздо быстрее и лучше могут производить различные действия с целыми числами, чем с вещественными.
Возвращаясь к аналогии с ящиками, можем думать, что существуют различные ящики. Одни ящики подходят только для целых чисел, другие - только для вещественных чисел, третьи - только для хранения букв. И нельзя в ящик для букв положить вещественное число. Точнее положить можно, но тогда ваша программа работать не будет. За этим очень важно следить!

Слайд 6

Базовые типы данных в языке Си

Итак, каждая переменная должна иметь конкретный тип

Базовые типы данных в языке Си Итак, каждая переменная должна иметь конкретный
данных. И в эту переменную можно сохранить данные только этого типа.
Укажем некоторые базовые типа данных
целые числа – тип int,
вещественные числа – тип float
символы – тип char.
Есть и другие типы данных, но мы пока о них говорить не будем.Необходимо понимать, что тип данных для переменной нужно выбирать в зависимости от того, что мы собираемся в этой переменной хранить. Например, если бы мы считали количество посещений какой-то страницы на сайте, то для этого мы использовали переменную типа int, а вот для наблюдения за средней температурой окружающей среды целые числа уже бы не подошли.

Слайд 7

Пример 1 Сопоставьте значения из двух списков

float
int
char

‘a’
3.1415926
2020

Пример 1 Сопоставьте значения из двух списков float int char ‘a’ 3.1415926 2020

Слайд 8

Пример 2

Выберите варианты данных, для которых лучше использовать тип int (целые числа).
результат

Пример 2 Выберите варианты данных, для которых лучше использовать тип int (целые
деления одного целого числа на другое;
сумма двух целых чисел;
слово "программирование“;
количество сидячих мест в автобусе;
значения корней квадратного уравнения;
произведение двух целых чисел;
сумма двух чисел;
стоимость товара.

Слайд 9

Пример 3

Выберите варианты данных, для которых лучше использовать тип float (вещественные

Пример 3 Выберите варианты данных, для которых лучше использовать тип float (вещественные
числа).
слово "программирование”;
количество букв в слове;
сумма двух целых чисел;
результат деления одного целого числа на другое;
значения корней квадратного уравнения;
сумма двух произвольных чисел;
количество книг в библиотеке;
стоимость товара.

Слайд 10

Переменные в языке Си Объявление переменной в Си

Процесс создания переменной называют

Переменные в языке Си Объявление переменной в Си Процесс создания переменной называют
объявлением переменной.
Для того чтобы объявить переменную, необходимо указать её тип и записать её имя. И не забыть поставить ";". Общая структура объявления переменной показана на следующем примере.
int z; // переменная z целого типа
char w; // переменная w символьного типа
Для имён переменных есть одно правило, которое надо будет запомнить.
В качестве имени переменной может выступать любая последовательность символов латинского алфавита, цифр и знака нижнего подчеркивания "_", которая начинается с буквы.
На самом деле, на имя переменной есть дополнительные ограничения, но мы пока в такие детали вдаваться не будем.

Слайд 11

Переменные в языке Си

Правильные имена переменных
Peremennaya,
flag,
f3,
var4,
KolichestvoBukv,

Переменные в языке Си Правильные имена переменных Peremennaya, flag, f3, var4, KolichestvoBukv,

fd4s,
FLaG,
key_number
Неправильные имена переменных
2num – начинается с цифры
num flat – содержит пробел в имени
nomer-telefona – содержит дефис

Слайд 12

Переменные в языке Си

И ещё один важный момент. В языке программирования Си

Переменные в языке Си И ещё один важный момент. В языке программирования
регистр букв очень важен. Например, переменные с именами flag, FLAG, FlAg, fLAg – это всё различные переменные. Кроме того, есть ряд слов, которые нельзя использовать для названия переменных. Например, int, void, return и другие. Это специальные ключевые слова, которые зарезервированы для нужд самого языка и нигде в другом месте не могу быть использованы.
Кстати, за одно объявление можно создать сразу несколько переменных одного типа:
int a,c; // объявляем переменные a и c целого типа
float x, y, z; // объявляем сразу три вещественные переменные

Слайд 13

Переменные в языке Си

Пару слов о том, как выглядит объявление переменной

Переменные в языке Си Пару слов о том, как выглядит объявление переменной
с точки зрения компьютера.
Можно считать, что при объявлении мы сообщаем компьютеру, чтобы он выделил под переменную место в памяти и связал это место определенным именем. Количество места, которое будет выделено в памяти для хранения переменной, зависит от типа этой переменной. Проиллюстрируем эту мысль следующим рисунком.

Слайд 14

Переменные в языке Си

На рисунке условно изображена память компьютера как набор

Переменные в языке Си На рисунке условно изображена память компьютера как набор
ячеек, в каждой из которых может что-то храниться. При этом вещественная переменная занимает две ячейки, а целочисленная всего одну. Это соотношение (два к одному) условное. На самом деле, в вашем компьютере переменная вещественного типа может занимать, например, в четыре раза больше места в памяти, чем целочисленная переменная.

Слайд 15

Пример 4

Отметьте правильные имена переменных
name_var
number
имя_переменной
4you
mult2
PRICE
k

Пример 4 Отметьте правильные имена переменных name_var number имя_переменной 4you mult2 PRICE

num-blade
i
IP-4
0char

Слайд 16

Пример 5

Отметьте неправильные имена переменных:
n_count
2mac_address
telephone
mac
Д1
a&b
variable
n

Пример 5 Отметьте неправильные имена переменных: n_count 2mac_address telephone mac Д1 a&b
count
Pere-mennay
flag_й

Слайд 17

Пример 6 Сопоставьте значения из двух списков

int N;
float x,y;
int x,

Пример 6 Сопоставьте значения из двух списков int N; float x,y; int
y;
char symbol;

объявление переменной символьного типа с именем symbol
объявление двух целочисленных переменных с именами x и y
объявление целочисленной переменной с именем N
объявление двух вещественных переменных с именами x и y

Слайд 18

Пример 7

Отметьте объявления с ошибками:
x, y, z int;
INT a;
int

Пример 7 Отметьте объявления с ошибками: x, y, z int; INT a;
x, y z;
int a
float real-number;

Слайд 19

Ответы к примерам

Пример 1. char ‘a’; float 3.1415926; int 2020.
Пример 2. Сумма

Ответы к примерам Пример 1. char ‘a’; float 3.1415926; int 2020. Пример
двух целых чисел; количество сидячих мест в автобусе; произведение двух целых чисел;
Пример 3. Результат деления одного целого числа на другое; значения корней квадратного уравнения; сумма двух произвольных чисел; стоимость товара.
Пример 4. name_var, number, mult2, PRICE, k, i, 0char
Пример 5. 2mac_address, Д1, a&b, n count, Pere-mennay, flag_й.
Пример 6. char symbol; int x, y; int N; float x,y.
Пример 7. x, y, z int; INT a; int a; float real-number;
Имя файла: Программирование-в-среде-RobotC.-Занятие-1.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0