- Главная
- Информатика
- Табличные информационные модели. Моделирование и формализация
Содержание
- 2. Ключевые слова таблица таблица «объект – свойство» таблица «объект – объект»
- 3. Представление информации в табличной форме Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Регионы Российской
- 4. Задача о перекладывании камней Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней,
- 5. Задача о перекладывании камней 1-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой
- 6. Таблицы и графы Таблица «Схема дорог» Взвешенный граф Если между парой населённых пунктов существует дорога, то
- 7. Задача о коктейлях Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные молочные коктейли в
- 8. Задача о коктейлях 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
- 9. Самое главное Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица типа «объект - свойство»
- 10. Вопросы и задания Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.
- 12. Скачать презентацию
Слайд 3Представление информации
в табличной форме
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко
Представление информации
в табличной форме
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко

Регионы Российской Федерации
ОБЪЕКТЫ
СВОЙСТВА
Сведения о пропусках уроков
ОБЪЕКТЫ
СВОЙСТВА
ОБЪЕКТЫ
Расстояние между городами (км)
ОБЪЕКТЫ
СВОЙСТВА
ОБЪЕКТЫ
Граница Российской Федерации
В таблице фиксируются качественные свойства (наличие/отсутствие связи между объектами).
ОБЪЕКТЫ
СВОЙСТВА
ОБЪЕКТЫ
Слайд 4Задача о перекладывании камней
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат
Задача о перекладывании камней
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат

Кто выигрывает при безошибочной игре - игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
Слайд 5Задача о перекладывании камней
1-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число
Задача о перекладывании камней
1-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число

9, 2, 11
27, 2, 29٧
3, 6, 9
12, 4, 16٧
3, 18, 21٧
4, 4, 8
4, 2, 6
12, 2, 14
4, 6, 10
5, 2, 7
4, 3, 7
3, 3, 6
9, 3, 12
4, 3, 7
12, 3, 15
4, 9, 13
5, 3, 8
27, 3, 30٧
36, 2, 38٧
12, 6, 18٧
15, 2, 17٧
36, 3, 39٧
12, 9, 21٧
15, 3, 18٧
1-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней во второй куче.
1-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней во второй куче и выигрывает.
1-й ход: 1-й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
1-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней во второй куче.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 2-й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 2-й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче.
2-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней во второй куче.
2-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
2-й ход: 1-й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
2-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
2-й ход: 1-й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
2-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 1-й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
1-й ход: 2-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче.
2-й ход: 1-й игрок увеличивает в три раза число камней в первой куче и выигрывает.
1-й ход: 2-й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
Получили повторный вариант, рассматривать не будем.
Слайд 6Таблицы и графы
Таблица «Схема дорог»
Взвешенный граф
Если между парой населённых пунктов существует дорога,
Таблицы и графы
Таблица «Схема дорог»
Взвешенный граф
Если между парой населённых пунктов существует дорога,

Граф «Схема дорог»
Одной и той же таблице могут соответствовать графы, внешне не похожие друг на друга
Таблица «Схема дорог»
Слайд 7Задача о коктейлях
Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные
Задача о коктейлях
Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные

Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.
Слайд 8Задача о коктейлях
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света -
Задача о коктейлях
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света -

У Ани не белый стаканчик, а у Светы не голубой.
Создадим две таблицы:
В белом стаканчике не банановый коктейль.
В голубом стаканчике налит ванильный коктейль.
Значит в голубом стаканчике не банановый и не клубничный коктейль.
Ванильный коктейль не белом стаканчике и не в зелёном.
Следовательно в зелёном стаканчике налит банановый коктейль, а в белом – клубничный.
Света не любит клубничный коктейль, значит у неё не белый стаканчик, а зелёный.
Значит у Насти белый стаканчик, а у Ани – голубой.
Слайд 9Самое главное
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Таблица типа «объект
Самое главное
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Таблица типа «объект

Таблица типа «объект - объект» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Слайд 10Вопросы и задания
Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными
Вопросы и задания
Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными

Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы имеете дело:
а) на уроках в школе;
б) в повседневной жизни.
К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
Узнайте, в каких случаях в ячейку таблицы ставится знак «×».
Почему мы использовали этот знак в таблице?
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 1 камень, а во второй - 2 камня.
У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 2 камня в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 17.
Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков - игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход?
Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, означают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями.
Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между соседними станциями. Перевозки между населёнными пунктами A, B, C, D, F осуществляют три компании,представившие стоимость своих услуг в табличной форме. Какая компания обеспечивает минимальную стоимость проезда из А в B?
1)
2)
3)
Соревнования по плаванию были в самом разгаре, когда стало ясно, что первые четыре места займут мальчики из пятёрки лидеров. Их имена: Валерий, Николай, Михаил, Игорь, Эдуард, фамилии: Симаков, Чигрин, Зимин, Копылов, Блинов (имена и фамилии названы в произвольном порядке).
Нашлись знатоки, которые предсказали, что первое место займёт Копылов, второе - Валерий, третье - Чигрин, четвёртое - Эдуард.
Но ни один из ребят не занял того места, какое ему предсказывали.
На самом деле первое место завоевал Михаил, второе - Симаков, третье - Николай, четвёртое - Блинов, а Чигрин не попал в четвёрку сильнейших.
Назовите имя и фамилию каждого из лидеров.
В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары (в каждом городе - одна пара).
Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина.
Антон живёт в Норильске, Борис и Ольга - супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живёт в Москве, Светлана - в Ростове.
В каком городе проживает каждая из супружеских пар?
Постройте граф, отражающий разновидности информационных моделей.