Слайд 2Типографика
(от греч. τύπος — «отпечаток» и γραφή — «пишу») — это
художественное оформление шрифта посредством набора и верстки.
Слайд 14В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславцев и Иван Федоров.
Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для изучения духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне. "Апостол" – это не просто книга, а своеобразная "Азбука" для церковно-приходских школ царских времен.
Слайд 15Выдающиеся деятели типографики
Иоганн Гутенберг - немецкий первопечатник, первый типограф Европы. В 1450
году создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.
Слайд 16Выдающиеся деятели типографики
Ива́н Фёдоров — один из первых русских книгопечатников. По традиции,
часто называется «первым русским книгопечатником», основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.
Слайд 17Выдающиеся деятели типографики
Книга Петра Коломнина, вышедшая в самом конце XIX века, до
сих пор остается практически единственным примером оригинального русского издания, полностью посвященного набору, верстке и типографике.
До середины XX века почти все книги по типографскому делу, издававшиеся в СССР, заимствовали тексты и иллюстрации из Коломнина.
О самом авторе нам ничего не известно, мы даже не знаем, как он выглядел (на суперобложке портрет Гутенберга). Значительная часть книги посвящена ручному набору, тем не менее издание от начала и до конца можно рекомендовать в качестве справочного и познавательного чтения любому современному дизайнеру, шрифтовику, типографу и редактору.
Слайд 18Выдающиеся деятели типографики
Альд Ману́ций — итальянский гуманист, издатель и книгопечатник, работавший в
Венеции. Основатель издательского дома Альда, просуществовавшего около ста лет. Мануций особенно известен изданием древнегреческих авторов.
В 1484 году Альд Мануций, как человек родовитый и высокообразованный, стал воспитателем принцев княжеского рода Карпи. Принцев! Сейчас Карпи — небольшой городок неподалеку от Модены. В те же времена он был, ни много ни мало, столицей хоть и небольшого, но гордого княжества. Один из принцев Карпи, Альберто III Пио, впоследствии спонсировал создание Мануцием первой типографии. Эту типографию он основал в 1494 году в Венеции.
Слайд 19Выдающиеся деятели типографики
Клод Гарамо́н — парижский печатник, одна из важнейших фигур французского Ренессанса.
Впервые известность
к Гарамону пришла в 1540-х годах, когда он вырезал три греческих курсива для издания классиков, поддержанного королём. Позже Гарамон вырезал и прямой шрифт, который спустя 60 лет после смерти Гарамона повторил Жан Жаннон , однако в формах более близких к барокко, чем к Ренессансу. Именно этот шрифт, утерянный и забытый, был вновь найден в первой половине XIX века и ошибочно приписан Клоду Гарамону. Ошибка обнаружилась в 1927 году, однако за 5 лет до этого фирма Monotype уже выпустила новую версию шрифта Жаннона под названием Garamond Roman.
Слайд 20Выдающиеся деятели типографики
Фирме́н Дидо́ (1764-1836) — французский типограф, печатник и драматург, один
из самых известных представителей семьи типографов и бумажных фабрикантов Дидо.
На протяжении 1798-1805 гг. были выпущены сочинения Вергилия, Горация, Жана Батиста Расина и Жана де Лафонтена.
Он усовершенствовал форму отцовского шрифта, которая в будущем получила название «новой антиквы».
Создал также усовершенствованный металлический печатный станок. Доработал систему измерения шрифта, которая сейчас называется системой Дидо. За это изобретение современники Дидо прозвали его «Дидо Миллиметровым».
Слайд 21Выдающиеся деятели типографики
Джамбатти́ста Бодо́ни (1740 —1813) — итальянский издатель, типограф, художник-шрифтовик и гравёр.
Слайд 22Выдающиеся деятели типографики
Герман Цапф (1918-2015) — немецкий типограф, каллиграф, автор и преподаватель.
Слайд 23Выдающиеся деятели типографики
Адриан Иоганн Фрутигер (1928-2015) был швейцарским дизайнером шрифтов, который повлиял
на направление дизайна шрифтов во второй половине 20-го века. Его карьера охватила эпоху горячего металла, фотонабора и цифровой верстки.
Слайд 24Выдающиеся деятели типографики
Ян Чихольд – известный европейский типограф, дизайнер, преподаватель и писатель.
Получил международное
признание как консультант по типографике и самобытный дизайнер.
Руками Яна Чихольда было сделано много английских и швейцарских книг. Его педагогическая деятельность и созданные им книги оказали сильное влияние на современников и будущих художников и полиграфистов Европы и Америки. Он написал более пятидесяти книг, посвящённых шрифту и его истории, типографскому искусству и китайской графике.
В 1965 году Ян Чихольд был возведён в ранг Почётного королевского дизайнера.
Умер 11 августа 1974 г. в г. Локарно (Швейцария).
Слайд 25Выдающиеся деятели типографики
Аркадий Эммануилович Мильчин — советский и российский книговед и редактор.
Кандидат филологических наук. Участник Великой Отечественной войны. Составитель основных актуальных словарей и справочников в помощь читателям, авторам и редакторам. Автор многих справочников и пособий по редакционно-издательскому делу.
Слайд 26Ксилография в Европе:
а – ксилографический типографский станок, гравюра и з книги Vittorio
Zonca «Novo teatro di machine», 1607 г.;
б – рисовальщик игральных карт
В Западной Европе ксилография появилась около 1400 г.Ксилографическим способом печатали народные картинки (почти исключительно религиозного содержания), а также игральные карты, производство которых было сильно развито в первой половине XV в.
Слайд 28Графема
— это общий скелет буквы. Букву можно нарисовать или сложить из чего
угодно, но благодаря единой графеме вы сможете отличить А от Б.
Слайд 29Основные понятия
Символ
Слово
Строка
Абзац
Страница
Журнал, газета, книга…
Слайд 30Гарнитура шрифта —
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый
стиль и оформление, называется гарнитурой
Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», но шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.
Слайд 33Насыщенность
определяется толщиной линий. Чем толще линии, тем выше насыщенность.
Слайд 34Контраст
определяется разницей толщины штрихов. Чем больше разница между тонкими и толстыми линиями,
тем выше контрастность.
Слайд 36Характеристики шрифта:
кегль — высота строчных букв (включая верхние и нижние выносные элементы);
апрош — межбуквенный пробел;
интерлиньяж — расстояние от
базовой линии (воображаемая линия на который стоят знаки) одной строки до базовой линии следующей;
Слайд 38Характеристики шрифта:
кернинг — увеличение или уменьшение интервала между буквами для их удобочитаемости.
трекинг — то же самое,
что и кернинг, только с другой конечной целью.
Кернинг делается ради одного слова,
а трекинг - ради строки, предложения, абзаца.
https://type.method.ac/
Слайд 42Электронные шрифты
TrueType, Type 1 и OpenType.
TrueType. Этот формат, разработанный совместно фирмами Apple
и Microsoft, является базовым форматом как для платформы Macintosh, так и для Windows. Никаких дополнительных программных средств для установки и отображения этих шрифтов не требуется.
Слайд 43Электронные шрифты
PostScipt Type 1 традиционно используются профессионалами графического дизайна и типографики.
Шрифт PostScript
состоит из нескольких файлов:
.PFB (Print Font Binary) - информация о контурах;
.AFM (Adobe Font Metrics) - о ширинах символов и кернинге;
.INF – информация для инсталляции
Слайд 44Электронные шрифты
OpenType
Существует две разновидности данного формата:
OpenType/TT - базируется на языке TrueType,
OpenType/PS
- на языке PostScript
Общая структура форматов идентична.
Шрифты, содержащие данные PostScript имеют расширение OTF, а шрифты на основе TrueType — расширение TTF.
Слайд 45Кириллические шрифты можно купить:
◆ в веб-магазине крупнейшей российской студии «ПараТайп» (http://www.paratype.
ru/store/);
◆ в веб-магазине второй по величине российское студии LetterHead (http://www. letterhead.ru/);
◆ в магазине Студии Артемия Лебедева (http://www.artlebedev.ru/everything/type/), которая предлагает не самый большой выбор шрифтов, однако они очень высокого качества, и как правило, оригинальны в своем начертании.
Слайд 46Англоязычный сегмент Интернета:
. Имейте в виду, что далеко не все доступные
в них шрифты поддерживают кириллицу.
Крупнейшие производители шрифтов:
◆ компания Adobe (http://www.adobe.com/ type/) предлагает более двух тысяч шрифтов, в том числе — многоязыковых;
◆ компания Linotype (http://www.linotype. com/), один из старейших разработчиков шрифтов;
◆ студия шрифтового дизайна The Font Bureau (http://www.fontbureau.com/).
Стоит отметить, что некоторые другие студии, в том числе довольно известные, в настоящий момент не продают шрифты напрямую, а только через большие веб-магазины.
Слайд 47Популярные веб-магазины шрифтов:
◆ Сайт MyFonts.com (http://www.myfonts. com/) называет себя крупнейшим магазином
по продаже шрифтов и содержит более ста тысяч гарнитур от более чем тысячи разных дизайнеров и студий.
◆ Сайт Fonts.com (http://www.fonts.com/), также очень известный веб-магазин, также переваливший за магическую цифру «100 000 шрифтов».
◆ Сайт FontHaus.com (http://www.fonthaus. com/) предлагает более 75 тысяч разных гарнитур.
◆ Сайт Type.Co.Uk (http://www.type.co.uk/)