Основы программирования на языке Pascal

Содержание

Слайд 2

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза

Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза
Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Немного истории…

Слайд 3

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был опубликован
в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.

Немного истории…

Слайд 4

Элементы экрана

Элементы экрана

Слайд 5

Назначение пунктов меню

Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:
формирование нового

Назначение пунктов меню Меню File предназначено для выбора режима работы с файлами:
файла (New)
открытие старого файла (Open), записанного на диске
сохранение содержимого активной рабочей области в файле с текущим именем (Save) или с другим именем (Save as)
смена текущего каталога (change dir), с которого считываются файлы
завершение работы в интегрированной среде (Exit)

Слайд 6

Меню Edit предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ

Назначение пунктов

Меню Edit предназначено для выбора режима создания и редактирования текста программ Назначение пунктов меню
меню

Слайд 7

В меню Search
собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам

Назначение пунктов

В меню Search собраны режимы, выполняющие поиск объектов программы по заданным параметрам Назначение пунктов меню
меню

Слайд 8

Меню Run предназначено
для выбора режима выполнения программ

Назначение пунктов меню

Меню Run предназначено для выбора режима выполнения программ Назначение пунктов меню

Слайд 9

Меню Compile позволяет
задать способ компиляции и компоновки составных частей программы

Назначение пунктов меню

Меню Compile позволяет задать способ компиляции и компоновки составных частей программы Назначение пунктов меню

Слайд 10

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся

Меню Debug выполняется настройка отладчика, в частности выбор переменных, значения которых выводятся
в окно наблюдения

Назначение пунктов меню

Слайд 11

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику

Назначение пунктов меню

Меню Tools позволяет обращаться к ассемблеру и отладчику Назначение пунктов меню

Слайд 12

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы

Назначение пунктов меню

Меню Options производится установка режимов работы компонентов интегрированной системы Назначение пунктов меню

Слайд 13

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого

Меню Windows производится установка текущей активной рабочей области и способа отображения содержимого
рабочей области (их может быть несколько, то есть одновременно можно открыть несколько программ)

Назначение пунктов меню

Слайд 14

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе

Назначение пунктов меню

Меню Help можно обратиться к встроенной справочной системе Назначение пунктов меню

Слайд 15

Структура программы

Program Имя программы;
Uses Подключаемые библиотеки (модули);
Label Список меток основной программы;
Const

Структура программы Program Имя программы; Uses Подключаемые библиотеки (модули); Label Список меток
Введение констант;
Type Описание новых типов;
Var Описание переменных;
Определение процедур;
Определение функций;
Begin
Тело основной программы;
End.

Слайд 16

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут

Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут
изменяться.

Константы

Константы вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=1E-3/a;
c=’значение неизвестно’;

В общем виде:

имя константы = выражение;

Слайд 17

Переменные

Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
Переменные имеют

Переменные Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
имя, тип и значение.

Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;

В общем виде:

имя переменной: тип переменной;

Слайд 18

Типы переменных

Некоторые простые типы:
1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).
2. Вещественные

Типы переменных Некоторые простые типы: 1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte,
типы (Real, Single, Double, Extended, Comp).
3. Логический (Boolean).
4. Символьный (Char).
5. Строковые типы (String, String [n]).

Слайд 19

Целочисленные типы:

Целочисленные типы:

Слайд 20

Вещественные типы:

Вещественные типы:

Слайд 21

Оператор присваивания:

Общий вид:

переменная := выражение;

Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и

Оператор присваивания: Общий вид: переменная := выражение; Может быть: переменной, элементом массива,
др.
Не может быть: константа, выражение.

Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.

Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.

Слайд 22

Арифметические выражения

Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические

Арифметические выражения Арифметические выражения – это конструкции, содержащие данные, знаки математических операций, математические функции.
функции.

Слайд 23

Операторы ввода и вывода

read (список переменных);

write (‘сообщение’, список переменных);

Оператор ввода:

Оператор вывода:

Отличие операторов

Операторы ввода и вывода read (список переменных); write (‘сообщение’, список переменных); Оператор
read и write от операторов readln и writeln состоит в том, что после выполнения операторов readln и writeln курсор переводится на новую строку.

Слайд 24

Оператор условия

Для реализации ветвления можно использовать условный оператор:

if условие then
begin
оператор; …
end

Оператор условия Для реализации ветвления можно использовать условный оператор: if условие then
else
begin
оператор; …
end;

Где условие – это выражение логического типа.

Если условие выполняется, то выполняется ветвь then, если условие не выполняется – то ветвь else.

Слайд 25

Оператор цикла со счётчиком

for параметр := нач_значение to кон_значение do
begin
оператор; …
end;

Работа

Оператор цикла со счётчиком for параметр := нач_значение to кон_значение do begin
оператора:
1.Вычисляются начальное и конечное значения параметра и фиксируются;
2.Если нач_значение <= кон_значения, то выполняется оператор;
3.Значение параметра цикла возрастает (для целого – на единицу);
4.Если значение параметра ≠ кон_значения, то выполняется оператор, и переходит к п.3
5. Цикл выполняется последний раз, когда параметр = кон_значению, затем управление передается оператору после цикла.

Слайд 26

Оператор цикла с
предусловием

while условие do
begin
оператор; …
end;

Работа оператора:
Сначала проверяется условие, если оно

Оператор цикла с предусловием while условие do begin оператор; … end; Работа
верно, то выполняется оператор, затем опять проверяется условие и т.д., пока условие не перестанет выполняться.

Если условие не верно, то оператор игнорируется и управление передается следующему за циклом оператору.

Слайд 27

Оператор цикла с
постусловием

repeat
оператор; …
until условие;

Работа оператора: Выполнение операторов повторяется, пока условие не

Оператор цикла с постусловием repeat оператор; … until условие; Работа оператора: Выполнение
станет верным.

Слайд 28

Тест

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №6

Вопрос №5

Вопрос №4

Вопрос №7

Завершить тест

Тест Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №6 Вопрос №5 Вопрос

Слайд 29

Вопрос № 1

Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы.

1) c =

Вопрос № 1 Определить значение переменной c после выполнения фрагмента программы. 1)
-11

2) c = 15

3) c = 27

4) c = 33

Слайд 30

Вопрос № 2

Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента

Вопрос № 2 Определить значение целочисленных переменных a и b после выполнения
программы.

1) a = 0, b = 18

2) a = 11, b = 19

3) a = 10, b = 18

4) a = 9, b = 17

Слайд 31

Вопрос № 3

Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.

1) c

Вопрос № 3 Определить значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.
= 20

2) c = 70

3) c = -20

4) c = 180

Слайд 32

Вопрос № 4

Определить значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения

Вопрос № 4 Определить значение целочисленных переменных x, y и z после
фрагмента программы.

1) x = 55, y = 2, z = 5

2) x = 22, y = 2, z = 5

3) x = 25, y = 5, z = 2

4) x = 25, y = 2, z = 5

Слайд 33

Вопрос № 5

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b =

Вопрос № 5 Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1)
65

2) b = 67

3) b = 29

4) b = 17

Слайд 34

Вопрос № 6

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b =

Вопрос № 6 Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1)
16

2) b = 8

3) b = 28

4) b = 17

Слайд 35

Вопрос № 7

Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы.

1) b =

Вопрос № 7 Определить значение переменной b после выполнения фрагмента программы. 1)
-74

2) b = -67

3) b = 47

4) b = -47

Слайд 36

Верно

Список вопросов

Верно Список вопросов

Слайд 37

Не верно

Список вопросов

Не верно Список вопросов
Имя файла: Основы-программирования-на-языке-Pascal.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0