Язык программирования Паскаль

Содержание

Слайд 2

Языки программирования
Алгоритм на естественном языке компьютеру анализировать очень сложно, т. к. они

Языки программирования Алгоритм на естественном языке компьютеру анализировать очень сложно, т. к.
являются недостаточно строгими. Одно и то же слово может обозначать разные понятия. Поэтому для создания программ (инструкций компьютеру) используются специально разработанные языки программирования (или алгоритмические языки).
Уровни языков программирования
Языки низкого уровня (ЯНУ) – машинный язык, ассемблер, - предназначены для обращения к процессору и др. устройствам. Для человека неудобны. Переносимости на другие аппаратные платформы нет. По быстродействию и экономности использования ресурсов ЯНУ являются наиболее эффективными.

Слайд 3

Языки программирования
Языки высокого уровня (ЯВУ) – ближе к человеку. Используют термины решаемых

Языки программирования Языки высокого уровня (ЯВУ) – ближе к человеку. Используют термины
задач и не требуют знания устройства компьютера. Одна команда ЯВУ выполняет множество команд ЯНУ. Есть переносимость на другие аппаратные и программные платформы. К ЯВУ относятся: Pascal, Delphi, Basic, Fortran, Prolog, Lisp, …
Языки среднего уровня (ЯСУ) – сочетают возможности ЯВУ и ЯНУ. Более эффективные, чем ЯВУ, для программиста проще, чем ЯНУ, но сложнее, чем ЯВУ. К ЯСУ относятся: C, C++, Forth…

Слайд 4

Трансляторы
Трансляторы – программы, переводящие исходный текст программы с символьных языков (команды которых

Трансляторы Трансляторы – программы, переводящие исходный текст программы с символьных языков (команды
записываются словами) на машинный язык. Различают такие виды трансляторов:
Интерпретаторы – После запуска анализируют исходный текст построчно. Выделив отдельную команду, сразу выполняют её или сообщают об ошибке. Позволяют выполнить отдельную команду, не связывая её с другими. Удобны при отладке программы, но неэффективны при работе с готовой программой, так как тратят время на перевод.

Слайд 5

Трансляторы
Компиляторы – После запуска анализируют весь исходный текст и записывают на диск

Трансляторы Компиляторы – После запуска анализируют весь исходный текст и записывают на
готовый перевод в машинных кодах (независимую от с/п исполняемую программу), либо сообщают обо всех обнаруженных ошибках. Полученная исполняемая программа работает эффективно, но для отладки такой транслятор менее удобен.

Слайд 6

Из истории

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль.

Из истории Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык
Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Языки программирования, имитирующие естественные языки, называются языками «высокого уровня». Насчитывается несколько сотен языков.
Одним из первых языков высокого уровня был Фортран. Используется для инженерных и научных расчетов.
В 1958 г. появилась первая версия языка АЛГОЛ. По сути, является родоначальником всех языков.
Наиболее известный язык BASIC, созданный в 1965 г. с появлением персональных компьютеров.
В начале 70 –х был разработан язык Паскаль. Важное достоинство – это структурный язык программирования ( в ПАСКАЛЕ предусмотрены управляющие структуры – последовательность, выбор, итерация и структуры данных – массивы, записи, файлы, наборы и классы).
Разработан в одно время с ПАСКАЛЕМ и язык СИ.
Язык АДА.
Наибольшая популярность у языка СИ ++ и Java – непосредственного наследника.

Слайд 7

Основные средства языка

Любой естественный язык состоит из нескольких основных элементов: символов, слов,

Основные средства языка Любой естественный язык состоит из нескольких основных элементов: символов,
словосочетаний и предложений. В любом языке программирования имеются аналогичные структурные элементы: символы, слова, выражения (словосочетания) и операторы (предложения).
Символы языка – это элементарные знаки, используемые при составлении любых текстов. Набор таких символов называют алфавитом языка.

Слайд 8

Алфавит языка Паскаль

Все латинские прописные и строчные буквы (A-Z, a-z);
Арабские цифры (0,1,

Алфавит языка Паскаль Все латинские прописные и строчные буквы (A-Z, a-z); Арабские
2, … 9);
Буквы русского алфавита (в сообщениях, комментариях);
Знаки арифметических действий + - * / ;
Знаки отношений = > <;
Знак присваиваивания := ;
Скобки ( ) { } [ ] ;
Разделители . , : ; ‘ пробел;
Специальные символы ! ? % $ # _ @
Cлужебное слово – слово, имеющее определенное смысловое значение. Например, PROGRAM, Begin, End, Var

Слайд 9

Составные части программы

заголовок программы
рrogram имя программы;
раздел описаний;
begin
раздел операторов;
end.

Составные части программы заголовок программы рrogram имя программы; раздел описаний; begin раздел операторов; end.

Слайд 10

Идентификаторы

Состоят из букв, цифр и знака подчёркивания.
Русские буквы не допустимы.
Начинаются с буквы

Идентификаторы Состоят из букв, цифр и знака подчёркивания. Русские буквы не допустимы.
или знака подчёркивания.
Не различают прописные и строчные буквы.

Слайд 11

Составные части программы

Разделы программы отделяются друг от друга ;
Заголовок программы задает её

Составные части программы Разделы программы отделяются друг от друга ; Заголовок программы
имя, состоит из служебного слова Program, имени программы, образованного по правилам использования идентификаторов Паскаля, и точки с запятой.
НАПРИМЕР: program my_prog01;

Слайд 12

Составные части программы

В разделе описаний объявляются все данные, встречающиеся в программе и

Составные части программы В разделе описаний объявляются все данные, встречающиеся в программе
их параметры: имя, тип, возможные значения.
Раздел команд. В нём описывается алгоритм решения задачи. Этот раздел заключён между словами begin и end. Операторы всегда должны отделятся друг от друга точкой с запятой независимо от того, располагаются они в одной строке текста программы или в разных. После end, последнего в программе, обязательно ставится точка.

Слайд 13

Program имя;
label; - раздел меток
const; - раздел констант
type; -

Program имя; label; - раздел меток const; - раздел констант type; -
раздел типов
var ; - раздел переменных
procedure; - раздел процедур
function; - раздел функций
Begin оператор 1;
оператор 2;
- - - - - - - - -
оператор n;
End.

Структура программы на Паскале

Слайд 14

Структура программы

В языке Паскаль должны быть описаны все константы, типы, переменные, которые

Структура программы В языке Паскаль должны быть описаны все константы, типы, переменные,
будут использоваться программой. Как правило придерживаются строгого порядка следования описаний.
Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы языка, реализующие решение задачи.
Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки (в этом случае их также необходимо разделять точкой с запятой). Заканчивается тело программы словом end.
Рекомендуют операторы размещать по одному в строке.

Слайд 15

Структура программы

НАПРИМЕР:
Program имя программы;
const раздел констант;
type раздел типов;
var раздел

Структура программы НАПРИМЕР: Program имя программы; const раздел констант; type раздел типов;
переменных;
Begin оператор 1;
оператор 2;
- - - - - - - - -
оператор n;
End.

Слайд 16

Структура программы

В тексте программы могут быть комментарии в фигурных скобках или в

Структура программы В тексте программы могут быть комментарии в фигурных скобках или
круглых скобках в сопровождении символа *. Комментарии не выполняются программой, а служат для пояснения её отдельных частей.
НАПРИМЕР:
program one;
Const a=7;
Var b, c: real;
Begin
C:=a+2;
B:=c-a*sin(a)
end.

Слайд 17

Стандартные типы данных

Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений, принадлежащих

Стандартные типы данных Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений,
к этому типу, форму представления в ПК и операции, которые могут выполняться над ними.

Слайд 18

Стандартные типы данных

Стандартные типы данных

Слайд 19

Типы данных делятся на

Скалярные ( простые )
Стандартные – предлагаются разработчиками ТР.
Пользовательские –

Типы данных делятся на Скалярные ( простые ) Стандартные – предлагаются разработчиками
перечисляемые и интервальные.
Структурированные ( составные )
Строки
Массивы
Множества
Записи
файлы

Слайд 20

Данные целого типа (integer)

1. Константа целого типа – любое десятичное число, записанное

Данные целого типа (integer) 1. Константа целого типа – любое десятичное число,
без точки («+» или «-»).
Диапазон от -32768 до +32767
2. Переменные целого типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений константы целого типа.
3. Над данными целого типа можно выполнять арифметические операции, которые дают целый результат: а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление с отбрасыванием дробной части – DIV; (например, 5 div 3 = 1) д) получение целого остатка при делении целого данного на целое – MOD (например, 5 mod 3 = 2).

Слайд 21

Данные действительного типа (real)

1. Константы действительного типа могут быть представлены в двух

Данные действительного типа (real) 1. Константы действительного типа могут быть представлены в
видах: с фиксированной точкой и плавающей точкой. Константа с фиксированной точкой может изображаться десятичным числом с дробной частью. Дробная часть отделяется от целой точкой. В математике для изображения очень больших и малых чисел используется запись числа с десятичным порядком. В Паскале они имеют следующий вид: mEp, где m – мантисса, E – признак записи числа с десятичным порядком, р – порядок числа. Например, 4Е-5, 0.547Е+3, 5.47Е+1, 54.7Е+1
2. Переменные действительного типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений числа с фиксированной точкой или плавающей.
3. Арифметические операции: а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление.

Слайд 22

Данные логического типа (boolean)

1. Логические константы – TRUE (истина), FALSE (ложь).
2. Переменные

Данные логического типа (boolean) 1. Логические константы – TRUE (истина), FALSE (ложь).
логического типа принимают одно из этих значений.
3. Для сравнения: >,<,=,<>,>=,<= Операции: а) OR - логическое сложение (или); б) AND - логическое умножение (и); г) NOT – логическое отрицание (не).

Слайд 23

Данные символьного типа (char)

Данные символьного типа позволяют представлять в программах тексты и

Данные символьного типа (char) Данные символьного типа позволяют представлять в программах тексты
производить над ними некоторые редакционные операции.
Символьная или литерная константа – это любой символ языка, заключенный в апострофы.
Символьная переменная - это переменная, принимающая значение символьной константы.
Операции : >,<,=,<>,>=,<=

Слайд 24

Стандартные функции:

Стандартные функции: