Курс аналитика - Блок 9 (Нотации бизнес-процессов)

Содержание

Слайд 2


IDEF0 (Function Modeling) – нотация функционального моделирования процессов. Использует очень простой

IDEF0 (Function Modeling) – нотация функционального моделирования процессов. Использует очень простой набор
набор символов: прямоугольники процессов и стрелки, изображающие входы, выходы, управление и механизмы. Методологию IDEF0 можно считать следующим этапом развития хорошо известного графического языка описания функциональных систем SADT (Structured Analysis and Design Technique).

IDEF0

Слайд 4


Основные правила
Контекстная диаграмма (A-0) – начальная диаграмма, на которой объект моделирования

Основные правила Контекстная диаграмма (A-0) – начальная диаграмма, на которой объект моделирования
представлен единственным блоком с граничными стрелками. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу
Декомпозиция процесса до требуемого уровня детализации. Дочерняя диаграмма, создаваемая при декомпозиции, охватывает ту же область, что и родительский процесс, но описывает ее более подробно. Стрелки родительского процесса переносятся на дочернюю диаграмму в виде граничных стрелок
Доминирование. Блоки располагаются по диагонали в порядке присвоенных номеров. "Доминирование" - влияние, которое блок оказывает на другие блоки.
4 типа стрелок. "Вход", "Выход", "Механизм", "Управление"

IDEF0

Слайд 5


Элементы

IDEF0

Элементы IDEF0

Слайд 6


Элементы

IDEF0

Элементы IDEF0

Слайд 7


FlowChart («блок-схема») – простейшая нотация, часто применяемая в учебных целях для

FlowChart («блок-схема») – простейшая нотация, часто применяемая в учебных целях для отображения
отображения алгоритма выполнения задачи. Может применяться для построения бизнес-процессов (используются дополнительные элементы - ответственность и ресурсы).
Преимущества:
Простота
Широко используется
Недостатки:
Предназначена прежде всего для алгоритмизации
Ограниченная функциональность

Flowchart

Слайд 8


Нотации "Процесс" (Basic Flowchart в Microsoft Visio) и "Процедура" (Cross-Functional Flowchart

Нотации "Процесс" (Basic Flowchart в Microsoft Visio) и "Процедура" (Cross-Functional Flowchart в
в Microsoft Visio) -используются для представления алгоритма (сценария) выполнения процесса и позволяют задать причинно-следственные связи и временную последовательность выполнения действий процесса.
Нотации поддерживают декомпозицию на подпроцессы
Различие - в нотации "Процедура" используются дорожки (Swim Lanes), для обозначения исполнителей.
Нотации "Процесс" и "Процедура" можно применять для моделирования отдельных процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес-процессов, созданной в нотации IDEF0.

Flowchart

Слайд 9


Элементы

Flowchart

Элементы Flowchart

Слайд 10


Элементы

Flowchart

Элементы Flowchart

Слайд 11


Элементы

Flowchart

Элементы Flowchart

Слайд 12


EPC (Event-driven Process Chain) (Событийная цепочка процессов) — нотация, используемая для

EPC (Event-driven Process Chain) (Событийная цепочка процессов) — нотация, используемая для бизнес-моделирования,
бизнес-моделирования, и процессного моделирования.
Входит в методологию ARIS.
Модель процесса в нотации EPC представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций.
Для каждой функции могут быть определены
начальные и конечные события
участники
исполнители
материальные и документальные потоки
Слияние и ветвление потоков управления осуществляется с использованием операторов

Нотация EPC

Слайд 13


Элементы

EPC

Элементы EPC

Слайд 14


Элементы

EPC

Элементы EPC

Слайд 15


Элементы

EPC

Элементы EPC

Слайд 16


Элементы

EPC

Элементы EPC

Слайд 17


Элементы

EPC

Элементы EPC

Слайд 18


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 19


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 20


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 21


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 22


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 23


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 24


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 25


EPC. Связи элементов

EPC. Связи элементов

Слайд 26


1. Диаграмма функции EPC должна начинаться как минимум одним стартовым событием

1. Диаграмма функции EPC должна начинаться как минимум одним стартовым событием (стартовое
(стартовое событие может следовать за интерфейсом процесса) и завершаться как минимум одним конечным событием (конечное событие может предшествовать интерфейсу процесса).
2. События и функции по ходу выполнения процесса должны чередоваться. Решения о дальнейшем ходе выполнения процесса принимаются функциями.
3. Рекомендуемое количество функций на диаграмме - не более 20. Если количество функций диаграммы значительно превышает 20, то существует вероятность, что неправильно выделены процессы на верхнем уровне и необходимо произвести корректировку модели.
4. События и функции должны содержать строго по одной входящей и одной исходящей связи, отражающей ход выполнения процесса.
5. События и операторы, окружавшие функцию на вышележащей диаграмме, должны быть начальными/результирующими событиями и операторами на диаграмме декомпозиции функции
6. На диаграмме не должны присутствовать объекты без единой связи.
7. Каждый оператор слияния должен обладать хотя бы двумя входящими связями и только одной исходящей, оператор ветвления - только одной входящей связью и хотя бы двумя исходящими. Операторы не могут обладать одновременно несколькими входящими и исходящими связями.
8. Если оператор обладает входящей связью от элемента "событие", то он должен обладать исходящей связью к элементу "функция" и наоборот.
9. За одиночным событием не должны следовать операторы "OR (ИЛИ)" или "XOR (Исключающее ИЛИ)".
10. Операторы могут объединять или разветвлять только функции или только события. Одновременное объединение/ветвление функции и события невозможно.
11. Оператор, разветвляющий ветки, и оператор, объединяющий эти ветки, должны совпадать. Допускается также ситуация, когда оператор ветвления "И", оператор объединения - "ИЛИ".

EPC - правила

Слайд 27


Нотация EPC

Нотация EPC

Слайд 28


Нотация BPMN (Business Process Model and Notation - модель бизнес-процессов и

Нотация BPMN (Business Process Model and Notation - модель бизнес-процессов и нотация)
нотация) - используется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации BPMN представляет собой алгоритм выполнения процесса. На диаграмме могут быть определены события, исполнители, материальные и документальные потоки, сопровождающие выполнение процесса. Каждый процесс может быть декомпозирован на более низкие уровни.

Нотация BPMN

Слайд 29


BPMN - действия

BPMN - действия

Слайд 30


BPMN - действия

BPMN - действия

Слайд 31


BPMN - действия

BPMN - действия

Слайд 32


BPMN – маркеры действий

BPMN – маркеры действий

Слайд 33


Действие может иметь любое количество входящих и исходящих потоков управления
Множественные входы

Действие может иметь любое количество входящих и исходящих потоков управления Множественные входы
- активация любого из входов приведет к выполнению действия.
Множественные выходы - после выполнения действия одновременно активируются все исходящие потоки управления (аналог параллельного шлюза)
Действие, не имеющее ни одного входящего потока управления может быть изображено на диаграмме в виде подпроцесса. Такой подход часто используют при моделировании процессного ландшафта верхнеуровневой карты бизнес-процессов.
Действие, после которого не предполагается выполнение каких-либо дополнительных действий в процессе, является завершающим. После него обычно идет конечное событие
Если на диаграмме используются пулы и / или дорожки, то каждое из имеющихся на диаграмме действий должно лежать в пределах какого-либо пула и / или дорожки. Нельзя размещать действия на ограничивающих линиях или вне пулов и дорожек

BPMN - действия

Слайд 34


BPMN – пулы и дорожки

BPMN – пулы и дорожки

Слайд 35


Связи между пулами отображаются потоками сообщений но не потоками управления
Дорожки не

Связи между пулами отображаются потоками сообщений но не потоками управления Дорожки не
обязательно использовать (например, если есть только один исполнитель)
Дорожки можно декомпозировать. Любая дорожка может включать в себя дочерние дорожки.
Дорожки важны только для операций и указывают на исполнителей операций. Остальные элементы нотации – события, шлюзы, объекты и т.д. – могут быть помещены на любую дорожку.
Дорожки могут быть вертикальными и горизонтальными, но рекомендуется горизонтальное расположение
Наименование исполнителя внутри дорожки может располагаться в любом месте и иметь любое направление текста
Оркестровка  – это последовательность выполнения действий в рамках одного управляющего центра (пула). Оркестровка подразумевает, что процесс завершится только после выполнения всех его потоков управления

BPMN - действия

Слайд 36


BPMN – стрелки

BPMN – стрелки

Слайд 37


Стрелки на диаграмме могут быть только горизонтальными, вертикальными, ломаными, но не

Стрелки на диаграмме могут быть только горизонтальными, вертикальными, ломаными, но не наклонными
наклонными
Стрелки нельзя объединять или разветвлять.
Пересечение стрелок рекомендуется обозначать дугой.
Рекомендуется избегать большого количества пересечений стрелок
Правильный дизайн действий
Убирать сложные цепочки действий в подпроцессы
Объединять объекты данных в комплекты объектов
 Неуправляемое ветвление процесса управления означает одновременный запуск двух параллельных задач (лучше использовать параллельный шлюз)
Неуправляемое слияние процессов управления означает, что последующее действие будет выполняться, когда выполнится любое из предшествующих действий (опасность дублирования) (лучше использовать эксклюзивный шлюз)
Условные потоки управления можно использовать как замену эксклюзивного шлюза (уменьшение кол-ва элементов на диаграмме)
Поток управления по умолчанию может дополнять условные потоки или эксклюзивный шлюз в том случае, если сложно указать все условия ветвления.
Потоки сообщений – между пулами. Стрелки ассоциаций – внутри пула
Неконтролируемый поток управления – это поток управления, не связанный со шлюзом или событием

BPMN - стрелки

Слайд 38


BPMN – подпроцесс

BPMN – подпроцесс

Слайд 39


BPMN – подпроцесс

BPMN – подпроцесс

Слайд 40


Типовой подпроцесс предполагает передачу управление в него и возврат управления в

Типовой подпроцесс предполагает передачу управление в него и возврат управления в родительский
родительский процесс по завершении
Из подпроцесса возможно несколько альтернативных выходов при использовании граничных событий
Глобальные подпроцессы в отличие от обычных:
Могут иметь свой пул и своих ответственных
Могут дублироваться в рамках одного пула
Требуют спецификации информации, передаваемой в подпроцесс
Спонтанный подпроцесс следует применять:
Если задача является творческой.
Если последовательность выполнения действий неважна
Если нужно отразить фактическое состояние процесса
В спонтанном подпроцессе обязательно должны быть действия
В спонтанном подпроцессе запрещены
Начальное событие
Конечное событие
Действия хореографии

BPMN - подпроцесс

Слайд 41


Событийный подпроцесс содержит минимум одно стартовое событие следующего типа
Сообщение
Ошибка
Эскалация
Компенсация
Условие
Сигнал
Составное
Событийный подпроцесс может

Событийный подпроцесс содержит минимум одно стартовое событие следующего типа Сообщение Ошибка Эскалация
влиять на родительский процесс следующим образом:
Прерывать родительский процесс (использовано прерывающее стартовое событие)
Не прерывать родительский процесс (использовано непрерывающее стартовое событие). Родительский процесс продолжит выполняться параллельно
Успешное завершение Транзакции не приводит к моментальному возврату к родительскому процессу. Протокол транзакции сначала проверяет состояние всех участников, завершивших Транзакцию. Если обнаруживается, что хотя бы один из них имеет проблемы при завершении действий, то транзакция активирует событие «Ошибки» или «Отмены».
Процесс - всегда запускается стартовым событием извне и заканчивается завершающим событием во внешней (по отношению к этому процессу) среде.
Подпроцесс - запускается потоком управления в вышестоящем процессе и завершается передачей управления в этот родительский процесс

BPMN - подпроцесс

Слайд 42


BPMN – шлюзы

BPMN – шлюзы

Слайд 43


BPMN – шлюзы

BPMN – шлюзы

Слайд 44


Шлюз может иметь любое количество входящих или исходящих потоков управления, в

Шлюз может иметь любое количество входящих или исходящих потоков управления, в зависимости
зависимости от того «объединяющий» это шлюз или «разветвляющий»
Шлюз обязательно должен осуществлять ветвление или слияние потоков управления.
Шлюзы можно соединять между собой в любом порядке
Перед шлюзом должна находиться задача, после которой необходимо принять определенное решение.
Варианты решения не должны совпадать или пересекаться
Шлюзы могут использоваться для синхронизация потоков
Событийный шлюз
Должен содержать два или более исходящих потоков управления.
Не предполагает именование исходящие потоков
Может использовать события с типом: "Сообщения", "Сигнал", "Таймер", "Условие", "Составное". Они располагаются на исходящих от шлюза ветвях непосредственно после шлюза
Не может использовать события с типом: "Ошибка", "Отмена", "Компенсация" и "Ссылка«
Допускает любые комбинации событий или задач
Соединенные события или задачи не должны иметь дополнительных входящих потоков операций
Если после событийного шлюза идет событие с типом "Сообщение", то после него нельзя использовать задачу с типом "Получение сообщения" и наоборот
Комплексный шлюз требует написания текстовой аннотации с описанием условий срабатывания и логику работы

BPMN - шлюзы

Слайд 45


BPMN – классификация событий по процессу

Событие  – это элемент потока управления,

BPMN – классификация событий по процессу Событие – это элемент потока управления,
отражающий состояние, влияющее на ход выполнения процесса. События могут инициировать действия процесса, либо являться их результатами. Событие отображается в виде круга, внутри которого обычно помещается иконка – триггер (причина возникновения или результат события)

Слайд 46


BPMN – классификация событий по процессу

BPMN – классификация событий по процессу

Слайд 47


Событие без типа (абстрактное) – не содержит триггера - используется для

Событие без типа (абстрактное) – не содержит триггера - используется для обозначения
обозначения начала или окончания процесса/подпроцесса.

BPMN - событие

Слайд 48


Событие с типом «Сообщение» - используется для генерации или обработки сообщений от

Событие с типом «Сообщение» - используется для генерации или обработки сообщений от
других процессов либо субъектов. Обозначается кругом с триггером в виде конверта внутри. Сообщениями при этом могут быть не только письма, электронная почта или телефонные звонки. Сообщением может быть любой информационный или даже материальный объект

BPMN - событие

Слайд 49


Событие с типом «Таймер» - показывает ожидание процессом регулярного события, определенного

Событие с типом «Таймер» - показывает ожидание процессом регулярного события, определенного момента
момента времени или временного периода. На время ожидания текущий поток управления бизнес-процесса приостанавливается. Графически событие BPMN «Таймер» отображается в виде круга с триггером в виде часов внутри.

BPMN - событие

Слайд 50


Событие с типом «Эскалация» - используется для безусловной передачи управления на

Событие с типом «Эскалация» - используется для безусловной передачи управления на уровень
уровень родительского бизнес-процесса относительно текущего, а также для обработки таких передач управления. Графически событие BPMN «Эскалация» отображается в виде круга с триггером стрелки, направленной вверх, внутри.

BPMN - событие

Слайд 51


Событие с типом «Условие» - используется для моделирования реакции бизнес-процесса на

Событие с типом «Условие» - используется для моделирования реакции бизнес-процесса на изменения
изменения условий. Условное событие может быть только стартовым или промежуточным. Событие с типом «Условие» нельзя использовать в качестве завершающего события.

BPMN - событие

Слайд 52


Событие с типом «Условие» - используется для моделирования реакции бизнес-процесса на

Событие с типом «Условие» - используется для моделирования реакции бизнес-процесса на изменения
изменения условий. Условное событие может быть только стартовым или промежуточным. Событие с типом «Условие» нельзя использовать в качестве завершающего события.

BPMN - событие

Слайд 53


Событие «Ссылка» - используется для связи потоков управления на разных частях

Событие «Ссылка» - используется для связи потоков управления на разных частях или
или разных листах диаграммы процесса. Ссылка может быть только промежуточным событием-обработчиком или событием-инициатором. Графически такое событие отображается в виде круга с триггером в виде стрелки внутри

BPMN - событие

Слайд 54


Событие с типом «Ошибка» - используется для моделирования возможных ошибок при

Событие с типом «Ошибка» - используется для моделирования возможных ошибок при выполнении
выполнении процесса, а также для отображения последовательности действий по устранению этих ошибок. Графически событие BPMN «Ошибка» отображается в виде круга с триггером молнии внутри

BPMN - событие

Слайд 55


Событие с типом «Отмена» - используется только в подпроцессах "Транзакция" для

Событие с типом «Отмена» - используется только в подпроцессах "Транзакция" для инициирования
инициирования и обработки отмены транзакций. Графически событие BPMN «Отмена» отображается в виде круга с триггером косого креста внутри

BPMN - событие

Слайд 56


Событие «Компенсация» - показывает начало выполнения компенсирующих действий (событие-обработчик) или инициирование

Событие «Компенсация» - показывает начало выполнения компенсирующих действий (событие-обработчик) или инициирование компенсации
компенсации в процессе (событие-инициатор). Сам термин «Компенсация» обозначает отмену одного или более действий процесса, предшествующих событию-компенсации. Графически такое событие обозначается кругом с триггером в виде двух треугольников, повернутых влево (как кнопка перемотки на проигрывателе).

BPMN - событие

Слайд 57


Событие «Сигнал» - обозначает ожидание или отправку сигнала между процессами. Это

Событие «Сигнал» - обозначает ожидание или отправку сигнала между процессами. Это событие
событие похоже на событие с типом «Сообщение» по следующим признакам:
по типу расположения в процессе (может быть стартовым, промежуточным или конечным)
по типу влияния на процесс (может быть событием обработчиком или событием инициатором)
по типу прерывания действий в процессе (может быть граничным прерывающим или граничным не прерывающим)
Основное отличие события BPMN «Сигнал» от события «Сообщение» в том, что сообщение направлено конкретному получателю (электронный адрес определенного получателя, звонок на конкретный номер и т.п.). В свою очередь, событие BPMN «Сигнал» не имеет конкретного получателя и направлено на рассылку неопределенному количеству получателей в процессе. Его может получить любой участник процесса и среагировать на него. Сигнал относительно не ориентирован.
Графически событие BPMN «Сигнал» отображается на диаграмме в виде круга с триггером в виде треугольника внутри.

BPMN - событие

Слайд 58


Составное событие - обрабатывает или генерирует одно из множества заранее заданных

Составное событие - обрабатывает или генерирует одно из множества заранее заданных событий.
событий. В случае использования события-обработчика текущая ветка потока управления приостанавливается. Графически такое событие отображается в виде круга с триггером в виде пятиугольника внутри.
Составные события полезны при «грубом» описании бизнес-процессов, но неудобны для детального описания. Лучше заменить их на несколько отдельных событий.

BPMN - событие

Слайд 59


Параллельное составное событие - обрабатывает множество параллельных (то есть, происходящих совместно)

Параллельное составное событие - обрабатывает множество параллельных (то есть, происходящих совместно) событий.
событий. Тогда как обычно составное событие имеет семантику «Исключающее ИЛИ», т.е. оно обрабатывает или генерирует одно из возможных событий, параллельное составное событие имеет семантику «И», т.е. оно обрабатывает все параллельные события.
При использовании параллельного события поток операций в процессе приостанавливается до тех пор, пока не будут обработаны все параллельные события. Графически параллельное составное событие изображается в виде круга с символом «+» внутри.
Параллельные составные события полезны при «грубом» описании бизнес-процессов, но неудобны для детального описания. Лучше заменить их на несколько отдельных событий.

BPMN - событие

Слайд 60


Событие «Останов» - вызывает немедленное завершение выполнения процесса, при этом все

Событие «Останов» - вызывает немедленное завершение выполнения процесса, при этом все его
его активные потоки управления прерываются. Графически такое событие отображается в виде окружности с триггером в виде закрашенного круга внутри. Событие BPMN «Останов» может быть только конечным событием в процессе

BPMN - событие

Слайд 61


BPMN – данные

Данные - обозначают информационные объекты, которые используются при выполнении

BPMN – данные Данные - обозначают информационные объекты, которые используются при выполнении
бизнес-процесса или являются результатами выполнения процесса. Ниже приведены возможные графические элементы данных для применения на диаграммах

Слайд 62


BPMN – данные

BPMN – данные
Имя файла: Курс-аналитика---Блок-9-(Нотации-бизнес-процессов).pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0