Слайд 2Леонид Добычин:
История уездного сочинителя
Виртуальная выставка
Слайд 3Леонид
Иванович
Добычин
1894-1936
Слайд 421 декабря 2015 года
Городской библиотеке №1 присвоено имя Леонида Ивановича Добычина,
уникального писателя XX века, творчество которого было высоко оценено его собратьями по перу и ими же подвергнуто жесточайшей критике, результатом которой стало исчезновение писателя
в 1936 году в Ленинграде.
Наша библиотека является единственной
в стране, носящей имя Л.И. Добычина.
Слайд 5Работа библиотеки строится таким образом, что одним из главных
ее составляющих стало
не только сохранение памяти о Леониде Добычине, но и изучение его творчества. Большое место в этой работе отводится литературному краеведению, установлению родственных связей писателя с Брянщиной, отображению Брянска 20–30-х годов на страницах его произведений. Брянск, который долгое время не знал писателя Леонида Добычина, пробуждается от собственного невежества. В настоящее время в Брянске есть краеведы, литературоведы, преподаватели ВУЗов, учителя школ, художники, работники музеев, которым небезынтересно его творчество. Одним из составляющих этой работы мы считаем объединение усилий всех неравнодушных людей, установлению важных для краеведческой и литературоведческой работы связей. Эта работа помогает нам понять истоки и прообразы его брянских рассказов, культурно-исторический контекст и топонимическую картину современного писателю Брянска. Развернутая в библиотеке выставка-экспозиция
«Леонид Добычин: история «уездного сочинителя»» постоянно пополняется новыми документами.
Предлагаем вам ознакомиться с ее электронным вариантом.
Слайд 7Книжные выставки, посвященные
жизни и творчеству
Л. Добычина
Слайд 8Эта книга, изданная в Санкт–Петербурге, является наиболее полным собранием сочинений и писем
писателя на сегодняшний день.
Это уникальное издание было подарено Городской библиотеке №1 Андреем Юрьевичем Арьевым, литературоведом, главным редактором журнала «Звезда» во время его визита в нашу библиотеку.
Андрей Юрьевич Арьев является одним
из наиболее вдумчивых, тонких и глубоких ценителей творчества Леонида Добычина:
«Закон эволюции в мире писателя
Л. Добычина – это закон возрастания одиночества. Как бы ему не было скучно
в Брянске, как бы ни надоедало месяцами
ни с кем не разговаривать, его переезд
в Ленинград стал катастрофой.»
Слайд 10Это издание, вышедшее в 1989 году
в серии «Забытая книга», вернуло читателю
имя забытого талантливого писателя
XX века. В книгу Леонида Добычина вошли автобиографический роман «Город N»
и рассказы из сборников «Встречи с Лиз»
и «Портрет», в которых писатель отобразил провинциальный Брянск
20-30-х годов прошлого века и его жителей.
Предисловие к ней написал Виктор Ерофеев, пристально изучающий творчество Л. Добычина.
Слайд 12Эльвира Степановна Голубева в 2005 году написала замечательную книгу
«Писатель Леонид Добычин
и Брянск».
Эта книга является примером честной литературоведческой и краеведческой работы, в основу которой положен принцип верификации. Книга была высоко оценена
санкт-петербургскими и московскими литературоведами. Она является неоценимым пособием по изучению жизни
и творчества Леонида Добычина,
ибо в ней установлены брянские реалии рассказов Добычина, проведены серьезные исследования родословной писателя
и истории его семьи.
Эта книга представляет Брянск
тем городом, который стал
для писателя предметом художественного изучения.
Слайд 13Дом по улице Октябрьская, 47, где с 1927 по 1934 год проживал
Л. Добычин
Слайд 14Предметом исследования Валерия Мешкова, краеведа из Крыма, стал и Леонид Добычин.
В результате
была написана книга
«Писатель-загадка Леонид Добычин: Крымские страницы».
Из кратковременного пребывания Добычина в Крыму автору удалось создать целое исследование
с большим количеством фактического материала и замечательными иллюстрациями.
Книга выходит за рамки определенные ее названием – она гораздо шире.
Композиционно оправдано и то, что каждая статья сопровождается публикацией рассказов самого Добычина.
Это актуально, ибо книг писателя катастрофически мало и они есть не во всех библиотеках.
Каждая глава сопровождается обширным справочным аппаратом – примечаниями
и библиографией.
Валерий Мешков сохраняет свою позицию,
свой взгляд на события того времени.
Слайд 16Две книги крупнейшего советского писателя
Вениамина Каверина (1902-1989) – это мемуары, повествующие
о главных событиях литературной
жизни за 60 лет, автор которых был их непосредственным участником. Книга «Эпилог» была написана в начале
70-х годов. Она рассказывает о людях и отношениях между писателями-современниками. Вторая часть этой книги начинается с воспоминаний о Леониде Добычине. «Его прямодушие поражало. Он был не способен солгать… Он был человек легкоранимый, опасавшийся любых оценок и считавший их – не без оснований – бесполезными, потому что иначе писать не умел и не мог. Он никого не напоминал. Он был сам по себе. Он существовал в литературе – да и не только в литературе-, ничего не требуя, ни на что не рассчитывая, не оглядываясь по сторонам и не боясь оступиться».
Вениамин Каверин подробно останавливается на обстоятельствах, при которых Леонид Добычин ушел из жизни. «Душевное богатство его было прочно, болезненно, навечно спрятано под семью печатями иронии, иногда прорывавшейся необычайно метким прозвищем, шуткой, карикатурой. Впрочем, он никого обижать не хотел. Он был зло, безнадежно, безысходно добр».
Слайд 18Корней Иванович Чуковский был для Леонида Добычина живым воплощением развивающейся литературы. Они
состояли в длительной переписке, которая была исключительно важна для провинциального писателя. Корней Чуковский живо интересовался не только литературными делами Добычина,
но и обстоятельствами жизни. Об этом свидетельствуют дневники Чуковского, на страницах которых не раз появляется упоминание о Добычине. По этим воспоминаниям можно понять, что Добычин не затерялся на пестром фоне тогдашней литературы, а занимал свое особое место.
«Тихонов купил у Замятина томик его новых рассказов»,
– это ли не свидетельство интереса к творчеству Леонида Добычина? Он со своей стороны высоко ценил К. Чуковского
и с благодарностью относился к его участию в своей судьбе. Леонид Добычин дружил с сыном Чуковского Николаем, любил бывать в его семье . Его супруга Марина Чуковская оставила пронзительные воспоминания о Л. Добычине.
Они ценны тем, что содержат подробное воспоминание заседания Ленинградского отделения Союза писателей,
на котором собратья по перу выступили с обвинительным приговором писателю Л. Добычину и после чего он исчез навсегда.
Слайд 19Дом на Мойке, 62, где в квартире 8 прошли последние месяцы жизни
писателя
Слайд 20В 1975 году в новую книгу ленинградского писателя Геннадия Самойловича Гора вошли
воспоминания о Леониде Добычине, запрещенного тогда писателя, вычеркнутого властями из контекста советской литературы на долгие годы и возвращенного нам только в конце 80-х.
Как это просмотрели тогдашние цензоры, трудно сказать. Может быть, всему виной то, что повесть «Геометрический лес» совмещала в себе элементы и реалистические, и фантастические.
«Проза Добычина чем-то напоминала живопись знаменитого французского импрессиониста и пуантилиста Жоржа Сера, в которой поэзия современного ему города причудливо совмещалась со зло и четко, почти карикатурно, очерченными фигурами мелких буржуа. Добычин
со свойственной ему насмешливой наблюдательностью увидел и изобразил крайнюю элементарность мышления провинциального обывателя, приспосабливающегося
к революционным будням».
Слайд 22Книга известного советского драматурга и прозаика Леонида Николаевича Рахманова принадлежит
к жанру
автобиографической прозы. Воспоминания
о детстве и юности соседствует в ней с рассказами о многих писателях и деятелях искусства,
с которыми автору довелось дружить и работать
в течение долгих лет.
Он вспоминает Юрия Тынянова, Михаила Слонимского, Иосифа Шварца и других.
Среди них – Леонида Добычина. Эти воспоминания
дают яркий, живой портрет писателя, которого
Леонид Рахманов высоко ценил за сарказм,
за конкретность и лаконичность:
«Начну с Добычина. Этот малоизвестный сейчас большинству превосходный мастер имел весьма независимый и нелицеприятный характер. - Добычин, сказать по правде, почти никого
из нас не читал и не почитал как писателей.
Обижаться мы не могли: добрейший
и честнейший Добычин не признавал и Бабеля,
считая его парфюмерным. Вообще, Добычин любил снижать и приземлять все, о чем заходила речь
или попадалось ему на глаза».
Слайд 23Книга Виктора Ерофеева, известного российского писателя – это книга «проклятых вопросов», ответы
на которые автор ищет вместе с читателями.
Эта книга об отчаянии, о знании, о тайнах смерти, о пути веры, о смысле любви.
И все это на основе анализа текстов Федора Сологуба, Владимира Набокова, Иосифа Бродского, Пруста и Толстого, Чехова и Мопассана, представляющих интерес для писателя. Большая глава в этой книге отводится Леониду Добычину – «Поэтика Добычина или Анализ забытого творчества». Это может быть спорная,
но блестящая попытка провести собственное расследование о весьма короткой жизни писателя, о его произведениях и обстоятельствах ухода из жизни. Интерес к Добычину возник у Виктора Ерофеева значительно раньше – напомним, что он был автором предисловия к первому постперестроечному изданию прозы Добычина
в серии «Забытая книга».
Виктор Ерофеев анализирует несколько рассказов Добычина: «Пожалуйста», «Сад», «Портрет».
Слайд 27Книга представляет собой первую попытку дать систематизированные сведения об истории Брянского края
от начала до конца XX века. Значительное место в ней уделено судьбам выдающихся людей, связанных с Брянщиной.
Среди них – Леонид Иванович Добычин.
В статье о нем дается краткая справка об истории купеческого рода Добычиных, проживавшего в Брянске и Трубчевске,
а также биографические сведения
о самом писателе.
Слайд 28В. Еруков. Воздушный змей. На улице детства.