административно-политическое устройство.
Главой государства являлся Хан, власть которого считалась наследственной. Но по традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью – беками, эмирами – и от их воли зависело, будет ли «поднят ханом» прямой наследник, старший в роде или какой-либо иной претендент.
Правление и реальная власть хана также почти всегда зависели от воли аристократии – многочисленных Чингизидов и родоплеменной верхушки.
Правители улусов, племенных объединений находились в вассальном подчинении по отношению к хану, как к главе государства. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся с подвластного населения налогов. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их.