5e216c7f170a4ee58505abbdd0703c1a

Содержание

Слайд 2

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых
нравственных исканий, боли за судьбу родного народа
в час опасности...»
В.А. Чалмаев
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японскую война 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война
Сталинские репрессии
Вторая мировая война
Экологические катастрофы

Литература XX века

Слайд 3

«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литература XX века, кроме

«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX
русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева

Литература XX века

Слайд 4

Периодизация литература XX века

Русская литература
Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
Первые десятилетия

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые
советской литературы (1917 – 1941г.г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов
современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

Слайд 5

Серебряный век

«Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности,

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие
сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...»
В.А. Чалмаев
«...писали как жили, жили как писали»
В.А. Чалмаев

Слайд 6

Историческая ситуация в России начала XX века

Последние годы XIX столетия стали поворотными

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали
для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Слайд 7

Важнейшие исторические события в России начала 20 века?

Три революции: 1905 года, Февральскую,

Важнейшие исторические события в России начала 20 века? Три революции: 1905 года,
Октябрьскую 1917 г.,
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война
Сталинские репрессии

Слайд 8

«Культурный ренессанс»

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета
и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»
Н. Бердяев

Слайд 9

Литературная полифония

Что есть искусство?
Какова роль искусства в обществе?
Каково влияние искусства на человека?
Какова

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние
связь искусства с жизнью?
Каким должно быть искусство будущего?
Каким должен быть творец?

Слайд 10

Основные литературные направления XX века

Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.
реализм.

Слайд 11

Критический реализм (XIX век -начало XX века)

Правдивое, объективное отображение действительности в ее

Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в
историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Слайд 12

Декаданс (кон. 19 — нач. 20 вв.)

От франц. decadence; от средневекого лат.

Декаданс (кон. 19 — нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого
decadentia — упадок.
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

Слайд 13

Декаданская лирика

Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие!

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда,
Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус

Слайд 14

Декаданская лирика

Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой,
скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется — я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, —
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский

Слайд 15

Модернизм (от франц. moderne — современный)

Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства

Модернизм (от франц. moderne — современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям
20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

Слайд 16

Серебряный век – поэзия начала XX века.

Условное обозначение культурной эпохи в

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в
истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

Слайд 17

Символизм (1870-1910гг.)

Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.
Внутренний мир личности

Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления.
– показатель общего трагического мира, обреченного на гибель.
Существование в двух планах: реальном и мистическом.

Слайд 18

Валерий Брюсов «Женщине»

Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты
– свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Слайд 19

Акмеизм (образов. в 1910 г.)

Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая

Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина»,
сила», «высшая степень».
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического смысла.

Слайд 20

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

Перед весной бывают дни такие:

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Слайд 21

Футуризм (начало 1910 г.)

Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm –

Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm
будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

Слайд 22

Велимир Хлебников «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют

Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются
смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики.
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 23

Социалистический реализм (октябрь1917)

Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.
Основная

Социалистический реализм (октябрь1917) Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии.
задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель».
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.

Слайд 24

Вне литературных стилей и направлений

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За

Вне литературных стилей и направлений Я последний поэт деревни, Скромен в песнях
прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
С.А. Есенин

Слайд 25

Вне литературных стилей и направлений

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски

Вне литературных стилей и направлений Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте
и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
М.И. Цветаева

Слайд 26

Вне литературных стилей и направлений

повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов» «Река Потудань», «Котлован»,

Вне литературных стилей и направлений повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов» «Река Потудань»,
«Ювенильное море» «Джан»
романы «Чевенгур», «Счастливая Москва»

Слайд 27

Вне литературных стилей и направлений

повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»
романы «Белая

Вне литературных стилей и направлений повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» романы
гвардия», «Мастер и Маргарита»
пьесы «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Бег»
Имя файла: 5e216c7f170a4ee58505abbdd0703c1a.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0