Анализ стихотворения А.С.Пушкина Анчар

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа
над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)

Слайд 3

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в

Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в
творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

Слайд 4

(Анчар - древо яда; тропическое
Южно-азиатское дерево с ядовитым соком,
который использовался

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался
для смазывания
наконечников стрел, которым восточные
воины поражали своих врагов)

О чем говорит нам это название?

Слайд 5

Композиция

Стихотворение делится на две части.
В первой части дается описание ядовитого дерева.
Во второй

Композиция Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого
части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба.
Озаглавить их можно как:
(«Зло в природе» и « Зло в обществе»)

Слайд 6

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие),
развитие

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт
действия — это вторая композиционная часть
(она начинается с союза «Но») — скоротечная развязка
(она начинается с противительного союза «А»)

Слайд 7

1 ЧАСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ. 1 СТРОФА

Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем

1 ЧАСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ. 1 СТРОФА Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем
стихе числительное «один».
Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один.
Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»).
Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.
Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

Слайд 8

2 строфа

Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва.
Пушкин создает образ мира

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Пушкин создает
зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».
Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе.
Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева».
«Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила

Слайд 9


И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного
правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).
Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .

Слайд 10

ПРИЕМ ГРАДАЦИИ УСИЛИВАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ГУБИТЕЛЬНОСТИ «ДРЕВА СМЕРТИ»

Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio

ПРИЕМ ГРАДАЦИИ УСИЛИВАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ГУБИТЕЛЬНОСТИ «ДРЕВА СМЕРТИ» Что такое градация? (Градация (от
- постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор )

Слайд 11

Все живое избегает прикосновения к анчару.

К нему и птица не летит,

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

Слайд 12

«ТЛЕТВОРНЫЙ»

Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен
(разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

Слайд 13

5 СТРОФА

Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от

5 СТРОФА Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление
мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти:
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей уж ядовит
Стекает дождь в песок горючий.

Слайд 14

Ключевые образы первой части.

Пустыня чахлая и скупая

Почва зноем раскалённая

Степи жаждущие

Зелень мертвая

Вихорь черный,

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи
тлетворный

Дождь ядовит

День гнева

Песок горючий

Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти

Слайд 15

2 часть

«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»

С начала шестой строфы в

2 часть «Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала
стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

Слайд 16

Образ раба

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет
река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя.
Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба.
«принес», « ослабел» « лег» ,«умер»
Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных.
Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Слайд 17

Образ владыки

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании
самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:     А царь тем ядом напитал     Свои послушливые стрелы     И с ними гибель разослал     К соседям в чуждые пределы.     Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». 

Слайд 18

О чём стихотворение «Анчар»?

Это стихотворение о неправедном
мироустройстве, о роли человека в нём.
Это

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека
произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

Слайд 19

Главная мысль стихотворения.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной
одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Слайд 20

Жанр

«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование

Жанр «Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение.
стилизовано под притчу, древнюю легенду.