Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама Царское Село

Содержание

Слайд 2

Царское Село

25 км от
Санкт-Петербурга

Дворцово-парковый
ансамбль

Царская резиденция

Царскосельский лицей

Царское Село 25 км от Санкт-Петербурга Дворцово-парковый ансамбль Царская резиденция Царскосельский лицей

Слайд 3

СИЛЛАБО-ТОНИКА

Четырехстопный ямб
* пропуск метрического ударения
** «дисгармония»
***гиперкаталектика
Клаузула м/ж/ж/м/м(в последнем пятистишии м/ж/ж/ж/м – связь

СИЛЛАБО-ТОНИКА Четырехстопный ямб * пропуск метрического ударения ** «дисгармония» ***гиперкаталектика Клаузула м/ж/ж/м/м(в
с «дисгармонией»
3

Слайд 4

Поедем в Царское Село!
Там улыбаются мещанки,
Когда гусары после пьянки
Садятся в крепкое седло...
Поедем

Поедем в Царское Село! Там улыбаются мещанки, Когда гусары после пьянки Садятся
в Царское Село!
Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях — клочья ваты,
И грянут «здравия» раскаты
На крик «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы...

Ассонанс ( о а е и)
Аллитерация ( р с м н с з)
Рифма 1) abbaa 2)cddcc 3)feeff 4)giigg 5)tkktt
Архаизмы : мещанки,гусары,дворцы,
фрейлина,коротают,кичась

Слайд 5

Особенности субъектно-объектной организации

Лирический субъект явно не выражен, но от его лица идет

Особенности субъектно-объектной организации Лирический субъект явно не выражен, но от его лица
повествование
Лирический субъект задает приподнятое настроение повествованию, на это указывают многочисленные восклицания(!)

«...Поедем в Царское Село!...»
«…На крик «здорово, молодцы!»…»
«…Особняки — а не дома!...»
«…В стеклянном павильоне свита!...»

Слайд 6

Развитие словесных тем, формирующих композицию

Композиция градационная(ступенчатое развитие действия)
«Поедем в Царское Село!»-

Развитие словесных тем, формирующих композицию Композиция градационная(ступенчатое развитие действия) «Поедем в Царское
повествование начинается с так называемого «землетрясения»
Однако! Кольцевая композиция в каждой отдельной строфе.

Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях — клочья ваты,
И грянут «здравия» раскаты
На крик «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы...

1)Поедем в Царское Село!
2)Там улыбаются мещанки,…
3)Казармы, парки и дворцы,…
4)Одноэтажные дома,…
5)Где однодумы-генералы…
6)Свист паровоза... Едет князь...
7)Выходит офицер, кичась,…
8)И возвращается домой…

Слайд 7

Этапы развития лирического переживания

1)Стремительная завязка
-восторженный призыв!!!
-восхищение «Особняки — а не дома!»
-здесь все

Этапы развития лирического переживания 1)Стремительная завязка -восторженный призыв!!! -восхищение «Особняки — а
знакомо лирическому субъекту:
«Казармы, парки и дворцы…» .
-«…здравия раскаты…»(армия, полки)- торжественность, колоритность, честь
- «На деревьях клочья ваты»-прослеживается мотив зимнего праздника , маскарада

Слайд 8

2) Кульминация
«…Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и Дюма...
Особняки — а

2) Кульминация «…Одноэтажные дома, Где однодумы-генералы Свой коротают век усталый, Читая «Ниву»
не дома!...
Свист паровоза... Едет князь.(напряженный момент-многоточие, придает важности событию, все готовятся к приезду )
В стеклянном павильоне свита!..»

Слайд 9

3)Развязка
«…И, саблю волоча сердито, -( здесь происходит смена настроения)
Выходит офицер, кичась,-(высокомерно,

3)Развязка «…И, саблю волоча сердито, -( здесь происходит смена настроения) Выходит офицер,
гордясь)
Не сомневаюсь — это князь...
И возвращается домой —
Конечно, в царство этикета,
Внушая тайный страх, карета( мотив смерти, здесь сбивается метр-дисгармония)
С мощами фрейлины седой,
Что возвращается домой...»

Слайд 10

Скрытая архитектоника

ДОМ-связь с кольцевой композицией, возвращение
СМЕРТЬ-похоронная процессия с «мощами фрейлины»
ЖИЗНЬ- «улыбаются мещанки»,

Скрытая архитектоника ДОМ-связь с кольцевой композицией, возвращение СМЕРТЬ-похоронная процессия с «мощами фрейлины»
«гусары после пьянки», ««здравия» раскаты», «крик «здорово, молодцы!»»

Слайд 11

Время-пространство

Прошлое олицетворяют отставные «однодумы-генералы»
Настоящее- это мещанки, гусары, солдаты, князь
Мир гармоничный жизнь и

Время-пространство Прошлое олицетворяют отставные «однодумы-генералы» Настоящее- это мещанки, гусары, солдаты, князь Мир
смерть уравновешивают друг друга на «чаше весов», здесь и гулянье гусаров и «маскарадное веселье» и «карета с мощами фрейлины седой»

Слайд 12

Особенности интонационного уровня

Интонация в данном стихотворении присутствует как напевная( усиление и ослабление

Особенности интонационного уровня Интонация в данном стихотворении присутствует как напевная( усиление и
эмоционального напряжения, восклицания, повторы) так и ораторская( отрывистые переходы:
«Поедем в Царское Село!/ Казармы, парки и дворцы.../Одноэтажные дома/Свист паровоза... Едет князь.»
Имя файла: Анализ-стихотворения-О.-Э.-Мандельштама-Царское-Село.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0