Слайд 2Бела Барток – композитор, основатель современной школы венгерской музыки, пианист, педагог, музыковед-фольклорист.
Его
судьба была непростой, на пути встречались самые разные препятствия, но их преодолению способствовали друзья Бартока, близкие ему люди.
Особое место в творчестве и жизни композитора занимают встречи с исполнителями, писателями, драматургами, поддерживавшими музыканта в его творческих поисках. Среди них Штефи Гейер (скрипка), Бенни Гудман (кларнет), Сергей Александрович Кусевицкий (дирижёр), Иегуди Менухин (скрипка), Золтан Кодай, композитор, Бела Балаж, драматург.
Слайд 3Некоторые произведения посвящались великим музыкантам, современникам Бартока. Таков Иегуди Менухин – ему
композитор посвятил Сонату для скрипки соло.
Ещё одна яркая встреча связана с скрипачкой Штефи Гейер. Она родилась в Будапеште, потом переехала в Швейцарию. Была одарённой девушкой-скрипачкой, ученицей Губая и Ауэра.
В молодости Барток был сильно увлечён 19-летней Штефи Гейер и написал для неё свой Концерт для скрипки оркестром №1, где ввёл «лейтмотив Штефи Гейер»: d-fis-a-cis. Этот же лейтмотив звучит в багатели №14 и с энгармонизмом тонов в багатели №13 d-ges-a-des. Однако равнодушная к композитору девушка отказалась от исполнения Концерта. Разочарованный разрывом, он посвятил ей два последних номера из цикла «14 багателей для фортепиано» op.6.
Слайд 4«Четырнадцать багателей для фортепиано» op.6 (1907) представляются «музыкальным дневником» Белы Бартока. «Багатель»
в переводе означает «безделушка, маленькая вещица». Но музыка багателей далеко не проста. В цикле Барток значительно обновил музыкальный язык, введя сложные диссонансы, используя нетрадиционную ладовую систему. И в этом смысле «14 багателей» близки «Сарказмам» (1914) С. С. Прокофьева.
Слайд 5Уместить в маленькой пьесе мысль столь же объемную, что и вмещает в
себя симфония, - вот в чём проявляется композиторская гениальность, и «Багатели» - отличный пример этому.
Особенностью этого цикла является то, что программные названия есть только у двух последних багателей: №13 «Она мертва» и №14 «Моя возлюбленная танцует». Именно эти пьесы и предполагают посвящение Штефи Гейер.
Багатели Бартока уподобляются интермеццо Брамса, которые выходят за рамки масштабов «маленькой пьесы».