Достоевский Федор Михайлович 1821 - 1881

Содержание

Слайд 2

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие:

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие:
выдающиеся романы и повести, рассказы, статьи и т.д.

Слайд 3

«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он

«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он
сам – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души.»
Н.А.Бердяев

Слайд 4

Начало творческого пути. Первой опубликованной работой Достоевского стал роман «Бедные люди»

Начало творческого пути. Первой опубликованной работой Достоевского стал роман «Бедные люди» Он
Он впервые вышел в печать в журнале «Петербургский сборник» в 1846 году.

«Да вы понимаете ли сами-то, … что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!»
В.Г.Белинский

Варенька Доброселова

Макар Девушкин

Слайд 5

«Роман в письмах «Бедные люди» сразу прославил Достоевского, выдвинув его на первое

«Роман в письмах «Бедные люди» сразу прославил Достоевского, выдвинув его на первое
место в «натуральной школе». Тема «маленького человека» продолжает традиции Пушкина и Гоголя.
В названии романа важны оба слова: и «бедные», и «люди». «Маленький человек» Макар Девушкин, читая «Шинель», спорит с Гоголем, не соглашается видеть себя в Акакии Акакиевиче, озабоченный проблемой своего человеческого достоинства. Последние люди оказываются духовно лучшими людьми этого общества.»

Слайд 6

После «Бедных людей» у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь различных

После «Бедных людей» у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь различных
слоев общества. Он пишет повести «Двойник», «Хозяйка», « Роман в девяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и к радости многих, несколько повестей о «Мечтателях». Самым «главным» мечтателем Достоевского был главный герой повести «Белые ночи» (1848 г). Главный герой понимает, что невозможно всю жизнь жить в своих мечтах. И при первом же столкновении с реальной жизнью он терпит поражение.

«мои ночи кончились утром…»

«О, простите, простите меня!»

«Ох, Настенька, Настенька! Знаете ли, как надолго вы примирили меня с самим собой…» (из письма Мечтателя)

Слайд 7

«Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве

«Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве
сердца твоего?...» И.Тургенев

«Повесть «Белые ночи» имеет два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение пойдет от первого лица.

Слайд 8

Важнейшее, в известной мере переломное значение в творчестве
Достоевского имела повесть

Важнейшее, в известной мере переломное значение в творчестве Достоевского имела повесть «Записки
«Записки из подполья» (1864).
Герой-повествователь, мелкий чиновник, ассоциирует себя с мышью, живущей в подполье. Он предельно унижен. Например, офицер, у которого он оказывается у него на пути, переставляет его на другое место, как вещь. Герой страдает от того, что он принижен обществом и восстает против условий общественной жизни, которые его обезличивают. Суть этого бунта Достоевский пояснил так: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все
таковы, а стало быть, не стоит и
исправляться».
С повести Достоевского
«Записки из подполья»
начинается величайший
романист-философ.

Слайд 9

Наибольшую популярность получили романы Ф.М.Достоевского, «великое пятикнижие» писателя:
«Преступление и наказание (1866)
«Идиот»

Наибольшую популярность получили романы Ф.М.Достоевского, «великое пятикнижие» писателя: «Преступление и наказание (1866)
(1868 – 1869)
«Бесы» (1871 – 1872)
«Подросток» (1875 – 1876)
«Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Слайд 10

Особенности романов Достоевского
«М.М.Бахтин в монографии «Проблемы поэтики Достоевского»
назвал писателя «одним

Особенности романов Достоевского «М.М.Бахтин в монографии «Проблемы поэтики Достоевского» назвал писателя «одним
из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал… совершенно новый тип художественного мышления – полифонический».
Главная особенность романов Достоевского – «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов».
«Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово».
В своих романах Достоевский «сочетает философские исповеди с уголовными хрониками, включает религиозную драму в фабулу бульварного романа. То есть сливает противоположное. Это единство полифонического романа: наложение разных кругозоров» – считает исследователь творчества Достоевского Л.Гроссман.

Слайд 11

Роман «Преступление и наказание» (1866) одновременно социально-психологический и нравственно-философский. Однако философское

Роман «Преступление и наказание» (1866) одновременно социально-психологический и нравственно-философский. Однако философское в
в романе важнее, чем социальное.
Замысел родился на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату из Твери: «В декабре я начну роман… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Но в 1859 году работа над романом не была начата.
В 1865 году Достоевский предлагает журналу «Русский вестник» новую повесть В письме издателю журнала М.Н.Каткову он излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Это психологический отчет одного преступления». Повесть задумывалась в форме «рассказа преступника» от первого лица о событиях восьмилетней давности.
В Петербурге повесть перерастает в роман, а в январском номере журнала «Русский вестник» появляется его первая часть. Достоевский отказывается от прежней формы повествования от первого лица и останавливается на «новой форме» – рассказ от имени автора.

Слайд 12

Главный герой – бывший студент юридичес - кого факультета Раскольников «замечательно

Главный герой – бывший студент юридичес - кого факультета Раскольников «замечательно хорош

хорош собой», но «опустился и обнеряшился»,
он «задавлен бедностью».
В изображении главного героя Достоевский
применяет принцип двойничества. Раскольников
расколот на две части, в нем живут два противопо-
ложных начала. С одной стороны Раскольников
стремится к добру, справедливости, стремится
спасти другого. С другой – способен убить того,
кого
обрекает.

Понять характер героя и его функцию в романе помогает теория Раскольникова, по которой все человечество он делит на два типа: обыкновенные, «тварь дрожащая», «вошь», которые относятся к большинству, к массе Второй тип – люди необыкновенные, «единицы», способные «сказать новое слово», творцы истории, «наполеоны». Раскольников ощущает себя таким – «право имею». По мнению Раскольникова, право и долг сильной личности преступать нормы и законы, сильная личность имеет право даже на преступление и убийство.

Слайд 13

Раскольников идет на убийство – это «проба», возможность убедиться в том, что

Раскольников идет на убийство – это «проба», возможность убедиться в том, что
он принадлежит к группе «правоимеющих». Но «проба» не помогла. Он смог убить, но испытывает отвращение к убийству, не выдерживает бездны, которая образовалась между ним и другими людьми.

Отказаться от своей идеи Раскольникову помогает сон, который приснился ему уже на каторге – сон о конце света, когда все должны погибнуть. Этот сон – символ очищения и обновления души героя.
В финале Раскольников держит в руках Библию, в нем живет надежда на возрождение и любовь к Соне. «Их воскресила любовь. Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Слайд 14

«Преступление и наказание» - полифонический роман. «Многолюдность» героев не мешает действию романа.

«Преступление и наказание» - полифонический роман. «Многолюдность» героев не мешает действию романа.
Достоевский наделяет каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Каждый человек с идеей. Авторский голос – один из многих,он не поднимается выше всех.
Авторская позиция осуществляется через сюжетно-композиционные средства.
В романе преобладают средства самораскрытия. На первом месте – исповедь, на втором – внутренний монолог. Важны и ситуации типа «конклав», когда главные герои вместе в решающий момент.

Слайд 15

Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Достоевский считал Петербург

Действие романа «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Достоевский считал Петербург «самым
«самым умышленным городом в мире», «сочиненным», «самым фантастическим». В литературоведении существует определение «Петербург Достоевского». В произведениях А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В. Гоголя «Петербургские повести» также разрабатывался образ Петербурга, не просто места действия, а участника происходящего.

Узкие улочки, серые, грязные. «На улице… духота, толкотня… и та особенная вонь столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг а тонких чертах молодого человека…» . Это чувство завладевает душой героя…

Петербург – город, разбивающий мечты и иллюзии, не оставляющий надежд. Город, где продается и покупается любовь, красота, сама человеческая жизнь.

Слайд 16

В 1868 году в журнале «Русский вестник» опубликован еще один роман Достоевского

В 1868 году в журнале «Русский вестник» опубликован еще один роман Достоевского
«Идиот», одно из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского и его художественные принципы в 1860-х годах. Задуман роман как продолжение «Преступления и наказания». Главный герой – «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного идеала». В рукописи Достоевского не случайно он называется иногда «князем Христом». У князя Мышкина в романе христианская миссия – «исцелять пораженные эгоизмом души людей». Мышкин хочет возродить утраченную веру в высшее добро. Герой совершенно свободен от ложного самолюбия. Он не боится быть смешным, не опасается унижения и обиды.
Князь легко прощает людям их эгоизм, потому что знает, что любой эгоист явно или тайно страдает от этого недуга.

Слайд 17

Князь Мышкин нравственно «просвещает» многих людей, но это «просветление» не только ничего

Князь Мышкин нравственно «просвещает» многих людей, но это «просветление» не только ничего
не меняет в их жизни, но еще более усиливает и углубляет ее противоречия.
Князь – счастливый человек. «Любить – вот умение быть счастливым… Счастливое сердце – любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым» (А Скафтымов) Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в других образах романа: Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая и др. Всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счастливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолюбие. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого самолюбия и приносит им только боль и страдания.
.

Финал романа трагичен. Князь Мышкин не смог предупредить убийство Настасьи Филипповна Рогожиным, не смог помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием.

Слайд 18

Новый роман, созданный Достоевским в 1871 – 1872 годах, получил название «Бесы».

Новый роман, созданный Достоевским в 1871 – 1872 годах, получил название «Бесы».
В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя – Ставрогин. С молодых лет он поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам: кутит и развратничает в Петербурге, путешествует по миру, добираясь до Исландии, Греции, Соединенных Штатов…
Наконец он вместе с «мошенником-социалистом» Петрушей Верховенским появляется в маленьком провинциальном городке, где живет его мать с отцом Петруши. Верховенский-младший самый последовательный из всех «борцов за освобождение».

Складывается впечатление, что нет такого злодействия и подлости, на которое не пойдет Петруша. Для такого человека нет высших ценностей, включая человеческую жизнь. Цель Петра – власть. Но он понимает, что мелковат для «властителя дум» и делает ставку на Николая Ставрогина.
Но Ставрогин пуст внутри. Он не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели.

Слайд 19

Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила этого «Ивана-царевича», как

Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила этого «Ивана-царевича», как называет
называет его Верховенский. В Ставрогине каждый видит нечто свое. А все потому, что Николай вольно или невольно подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна. Ставрогин знает, что сила его беспредельна, но не видит ей применения, да и не желаеет искать. Эта пустота втягивает в себя окружающих, ломая их судьбы, отнимая жизни.Идин за другим гибнут, вовлеченные в страшное притяжение этой воронки, брат и сестра Лебядкины, Шатов, Кириллов, Даша. Сущность Ставрогина четко проявляется в конце произведения, в его предсмертном письме.

Слайд 20

Роман «Бесы» – грозное предупреждение, в котором писатель предвидел общественную катастрофу и

Роман «Бесы» – грозное предупреждение, в котором писатель предвидел общественную катастрофу и
появление целой плеяды революционеров, подобных Нечаеву («нечаевское дело» конца 1860-х). Они способные идти к «свободе, равенству и всеобщему счастью» по трупам. Это предупреждение актуально во все времена

Насильник, убийца, клятвопреступник, растлитель двенадцатилетней Матреши не различает добро и зло. Им владеет лишь чувство гордыни и презрения к людям. Поэтому логичным видится и самоубийство Ставрогина – внутренняя воронка черноты поглощает и саму оболочку.

Слайд 21

В романе «Подросток» (1875 – 1876) Достоевский ставит вопрос не об

В романе «Подросток» (1875 – 1876) Достоевский ставит вопрос не об отдельном
отдельном человеке, а о человеческом обществе… Может ли человечество устроиться на земле без Бога?... Роман задумывался в форме «семейной хроники». Так же, как и в «Бесах» действие концентрируется вокруг героя, но личность Версилова раскрывается иначе, чем личность Ставрогина. Герой «Бесов» связан с другими действующими лицами только идейно; личность Версилова включает в себя всю историю своего рода; она соборна. Ставрогин – идейный центр романа, Версилов – центр жизненный. Его трагическая судьба определяет участь его двойной семьи, его раздвоение переходит в раздвоение детей. Действующие лица связаны с Версиловым натуральными кровными узами: они его дети или родственники.

Шатов, кириллов, Верховенский – воплощенные идеи Ставрогина; Аркадий, Лиза, Анна Андреевна – части души Версилова, плоть от его плоти. Конфликты «Бесов» выражаются в борьбе учеников с учителем, конфликты «Подростка» – в раздоре между отцом и детьми. Идейная драма переходит в семейную трагедию. .

Слайд 22

Раздвоение в душе Версилова – искра, от которой вспыхивает пламя в его

Раздвоение в душе Версилова – искра, от которой вспыхивает пламя в его
семье: оно распространяется на общество и охватывает его пожаром…

Роман состоит из трех частей: первая посвящены экспозиции и первому этапу борьбы отца с сыном. Она заканчивается полной победой Версилова.
Вторая показывает читателям его духовный облик и подводит к тайне его страсти к Ахмаковой. Параллельно развиваются любовные истории его двух дочерей. В третьей, в преддверии катастрофы, вводится фигура странника Макара Долгорукого. Этот образ духовной красоты противопоставляется хаосу распавшегося мира….

По разнообразию происшествий, пестроте действующих лиц, напряженности страстей и эффекту столкновений, «Подросток» – самый увлекательный из всех романов Достоевского.

Слайд 23

Синтезом художественно-философских исканий Достоевского 1870-х годов явился роман «Братья Карамазовы». По

Синтезом художественно-философских исканий Достоевского 1870-х годов явился роман «Братья Карамазовы». По сравнению
сравнению с предшествующими романами, в «Братьях Карамазовых» набирает силу разобщение, рвутся связи между людьми: «Всякий-то стремится отделить свое лицо наиболее, хочет испытать в себе самом полноту жизни, а между тем выходит изо всех его усилий вместо полноты жизни полное самоубийство» – так определяет состояние жизни русского общества 70-х годов герой романа – старец Зосима. Семья Карамазовых под пером Достоевского – это Россия в миниатюре: она лишена родственных уз. Вражда стоит между главой семейства Карамазовых и его сыновьями.

Слайд 24

Современное общество заражено тяжелой духовной болезнью – «карамазовщиной». Суть ее заключается

Современное общество заражено тяжелой духовной болезнью – «карамазовщиной». Суть ее заключается в
в доходящем до исступления отрицании всех святынь. Главный носитель «карамазовщины» – отец Федор Павлович… В мире Карамазовых все связи извращаются, принимают преступный характер…
Мир Карамазовых един, но это «единство» удерживается не добром, а взаимной ненавистью, злорадством, тщеславием… «Карамазовщина», по Достоевскому, - это русский вариант болезни всего европейского человечества, болезни цивилизации. Причины ее заключаются в утрате христианских святынь… В романе есть и могучая жизнеутверждающая сила, которая противостоит распаду и разложению. С наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его ученике Алеше…

Слайд 25


Всем содержанием своих романов и повестей Достоевский отстаивал активную, просветляющую и

Всем содержанием своих романов и повестей Достоевский отстаивал активную, просветляющую и одухотворяющую
одухотворяющую мир благодатную силу христианского жизнеустроительства. Он считал, что православие призвано духовно направлять и облагораживать как частную, так общественную жизнь людей.

Читайте Достоевского, любите Достоевского, -если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его.
И. Анненcкий

Памятник Ф.М.Достоевскому в Старой Руссе

Надгробный памятник на могиле Ф.М.Достоевского

Имя файла: Достоевский-Федор-Михайлович-1821---1881.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0