Владимир Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980)

Содержание

Слайд 2

советский поэт;
актёр театра и кино;
исполнитель авторских песен;
автор прозаических произведений и

советский поэт; актёр театра и кино; исполнитель авторских песен; автор прозаических произведений и сценариев
сценариев

Слайд 3

Артур Макаров вспоминал: «Хотя Володя никогда в „блатных“ делах замазан не был,

Артур Макаров вспоминал: «Хотя Володя никогда в „блатных“ делах замазан не был,
он знал довольно серьёзно и крепко людей из этого мира, хорошо знал».

Слайд 4

В. Высоцкий и театр

Школьный драмкружок

SATURN

Школа-студия МХАТ

1959 г. первая театральная роль в

В. Высоцкий и театр Школьный драмкружок SATURN Школа-студия МХАТ 1959 г. первая
студенческом «Преступлении и наказании»

Театр имени Пушкина

Театр миниатюр

Московский театр драмы и комедии

«Современник»

Фрагменты спектакля "Пугачев"

https://youtu.be/GjoZdZuH3pw

Слайд 5

Творчество В. Высоцкого, как правило, причисляют к бардовской музыке, однако, в отличие

Творчество В. Высоцкого, как правило, причисляют к бардовской музыке, однако, в отличие
от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Исполнитель авторской песни

В. Высоцкий достаточно негативно относился к клубам самодеятельной песни и «бардовскому» движению вообще:
«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь».
— Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.)

Слайд 6

Поэзия В. Высоцкого

Высоцкий написал приблизительно 700 поэтических произведений.

Многообразие тем (уличные, лагерные,

Поэзия В. Высоцкого Высоцкий написал приблизительно 700 поэтических произведений. Многообразие тем (уличные,
военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни).

Острота смыслового подтекста.

Акцентированная социально-нравственная позиция автора.

Слайд 7

Поэзия В. Высоцкого

Первое стихотворение, написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953 г.

Поэзия В. Высоцкого Первое стихотворение, написано восьмиклассником Володей Высоцким 8 марта 1953
на смерть И.В. Сталина

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело...
Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть

Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
1953

Слайд 8

Эволюция творчества В. Высоцкого прошла несколько этапов

Расширение творческого диапазона

Поэзия синтеза

1975 – 1980

Эволюция творчества В. Высоцкого прошла несколько этапов Расширение творческого диапазона Поэзия синтеза

Исповедально-философская лирика

1971 – 1974

Уголовная тема

1961 – 1964

1971 – 1974

по А.В. Кулагину

Слайд 9

1 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА

«Лирика, прямо сопоставляющая норму и антинорму», где в лирическом сюжете

1 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА «Лирика, прямо сопоставляющая норму и антинорму», где в лирическом
«реализуется конфликт – столкновение хорошего и дурного» (Б. О. Корман)

«Сочиняю я песни о драмах…»
«Сорок девять дней»
«Татуировка»
«Лежит камень во степи»
«Так оно и есть…»
«Мне ребята сказали про такую наколку»
«В тюрьме Таганской нас стало мало…»
«Катерина, Катя, Катерина!»
и др.

насыщенный событийный ряд
динамичный сюжет
персонажи имели индивидуальные черт
заостренная конфликтность лирического сюжета
приѐмы иронии и пародии

«Просто некоторые привыкли отождествлять актёра на сцене или на экране с тем, кого он изображает. Кое-что на своей шкуре я всё-таки испытал и знаю, о чём пишу, но в основном, конечно, в моих песнях процентов на 80 — 90 домысла и авторской фантазии» (В.С. Высоцкий)

Слайд 10

«Правда ведь, обидно» (1962)
Ну правда ведь, обидно – если завязал
А товарищ

«Правда ведь, обидно» (1962) Ну правда ведь, обидно – если завязал А
продал, падла, и за все сказал
За давнишнее, за драку – все сказал Сашок
И двое в синем, двое в штатском, черный воронок
А до свиданья, Таня, а может быть – прощай!
До свиданья, Таня, если можешь – не серчай!
Но все-таки обидно, чтоб за просто так
Выкинуть из жизни цельный четвертак!
На суде судья сказал: "Двадцать пять! До встречи!"
Раньше б горло я порвал за такие речи!
А теперь – терплю обиду, не показываю виду
Если встречу я Сашка – ох как изувечу!
До свиданья, Таня, а может быть – прощай!
До свиданья, Таня, если можешь – не серчай!
Но все-таки обидно, чтоб за просто так
Выкинуть из жизни цельный четвертак!

Воплощенные в песнях 1961-64 годов конфликтные ситуации:

Конфликт «герой – друг»

https://youtu.be/0EnIzQysY7A

Слайд 11

«Красное, зеленое» (1961 )
Красное, зеленое, желтое, лиловое
Самое красивое – на твои бока!
А

«Красное, зеленое» (1961 ) Красное, зеленое, желтое, лиловое Самое красивое – на
если что дешевое – то новое, фартовое,
А ты мне – только водку, ну и реже – коньяка
Бабу ненасытную, стерьву неприкрытую
Сколько раз я спрашивал: "Хватит ли, мой свет?"
А ты – всегда испитая, здоровая, небитая
Давала мине водку и кричала: "Еще нет!"
На тебя, отраву, деньги словно с неба сыпались
Крупными купюрами, "займом золотым"
Но однажды – всыпались, и сколько мы ни рыпались
Все прошло, исчезло, словно с яблонь белый дым
Бог с тобой, с проклятою, с твоею верной клятвою
О том, что будешь ждать меня ты долгие года
А ну тебя, патлатую, тебя саму и мать твою!
Живи себе как хочешь – я уехал навсегда!

Воплощенные в песнях 1961-64 годов конфликтные ситуации:

Конфликт «герой – возлюбленная»

https://youtu.be/pTWPtXF-6Wc

Слайд 12

«Рецидивист» (отрывок) (1963 )
Это был воскресный день, светило солнце как бездельник,
И все

«Рецидивист» (отрывок) (1963 ) Это был воскресный день, светило солнце как бездельник,
люди — кто с друзьями, кто с семьёй.
Ну а я сидел скучал, как в самый гнусный понедельник:
Мне майор попался очень деловой.
"Сколько раз судились вы?" —
"Плохо я считать умею!" —
"Но всё же вы — рецидивист?" —
"Да нет, товарищ, я — Сергеев".
Это был воскресный день, а я потел, я лез из кожи,
Но майор был в математике горазд:
Он чегой-то там сложил, потом умножил, подытожил —
И сказал, что я судился десять раз.
Подал мне начальник лист —
Расписался как умею,
Написал: "Рецидивист
По фамилии Сергеев".

Воплощенные в песнях 1961-64 годов конфликтные ситуации:

Конфликт «герой и среда»

https://youtu.be/rP5fK-LOkyo

Слайд 13

«Татуировка» (отрывок) (1961 )
Не делили мы тебя и не ласкали,
А что

«Татуировка» (отрывок) (1961 ) Не делили мы тебя и не ласкали, А
любили - так это позади.
Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,
А Леша выколол твой образ на груди.

А теперь реши, кому из нас с ним хуже,
И кому трудней - попробуй разбери:
У него твой профиль выколот снаружи,
А у меня - душа исколота снутри.

Знаю я, друзей своих чернить неловко,
Но ты мне ближе и роднее оттого,
Что моя, верней - твоя, татуировка
Много лучше и красивше, чем его.

Приемы иронии и пародии

https://youtu.be/PiD3adUvzSc

Слайд 14

2 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА

«Про то, что в жизни не видал…»
«Штрафные батальоны»
«Все ушли

2 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА «Про то, что в жизни не видал…» «Штрафные батальоны»
на фронт»
«Песне о Земле»
«Песенке ни про что, или Что случилось в Африке»
«Про любовь в каменном веке»
и др.

два актуальных модуса художественности – героика и комизм
военные произведения – преемники уголовных песен
общечеловеческое содержание
фольклорно-мифологические основы

Поражает своим разнообразием – обилием поэтических ролей и затрагиваемых сфер жизни. Л.Г. Кихней усматривает здесь проявление эмпатии В. Высоцкого – то есть его «способности понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание».

иносказание
гротеск
антитеза
травестия

Слайд 15

Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что

Кто сказал: "Все сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя!"? Кто
Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки - как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.

«Песня о Земле» 1969 г.

Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля - это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...

https://youtu.be/lPojP3RMUbE

Слайд 16

Жил-был добрый дурачина-простофиля.
Куда только его черти не носили!
И однажды, как назло, повезло

Жил-был добрый дурачина-простофиля. Куда только его черти не носили! И однажды, как

И совсем в чужое царство занесло.

И сейчас же бывший добрый дурачина
Ощутил, что он ответственный мужчина,
Стал советы отдавать, крикнул рать
И почти уже решил воевать.

«Жил-был добрый дурачина-простофиля … » 1968 г.

(отрывок)


Но был добрый этот самый простофиля
Захотел издать Указ про изобилье...
Только стул подобных дел
не терпел:
Как тряхнёт — и, ясно, тот не усидел...

И очнулся добрый малый простофиля
У себя на сеновале,
в чём родили.
Ду-ра-чи-на!

https://youtu.be/DLPF0-ecsxE

Слайд 17

У вина достоинства, говорят, целебные,
Я решил попробовать — бутылку взял, открыл...
Вдруг

У вина достоинства, говорят, целебные, Я решил попробовать — бутылку взял, открыл...
оттуда вылезло чтой-то непотребное:
Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!

Ну, если я чего решил — я выпью-то обязательно,
Но к этим шуткам отношусь очень отрицательно!
А оно — зелёное, пахучее, противное —
Прыгало по комнате, ходило ходуном,
А потом послышалось пенье заунывное —
И виденье оказалось грубым мужиком!

«Песня-сказка про джинна» 1967 г.

(отрывок)


Вот они подъехали — показали аспиду!
Супротив милиции он ничего не смог:
Вывели болезного, руки ему — за спину,
И с размаху бросили в "чёрный воронок".
...Что с ним стало? Может быть, он в тюряге мается.
Но чем в бутылке, лучше уж в Бутырке посидеть!
Ну а может, он теперь боксом занимается?
Если будет выступать, я пойду смотреть!

https://youtu.be/4vvvwh2KHXY

Слайд 18

А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи, не

А ну, отдай мой каменный топор! И шкур моих набедренных не тронь!
вижу я тебя в упор —
Сиди, вон, и поддерживай огонь!
Выгадывать не смей на мелочах,
Не опошляй семейный наш уклад!
Не убрана пещера и очаг —
Разбаловалась ты в матриархат!

Придержи свое мнение:
Я — глава, и мужчина — я!
Соблюдай отношения
Первобытнообщинныя.

Пять бы жён мне — наверное,
Разобрался бы с вами я!
Но дела мои — скверные,
Потому — моногамия.
Не ссорь меня с общиной — это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт,
Не клевещи на нашу молодёжь,
Она надежда наша и оплот!

«Про любовь в каменном веке» 1969 г

(отрывок)

«Помнишь мезозойскую культуру? / У костра сидели мы с тобой. / Ты мою изодранную шкуру / Зашивала каменной иглой. / Я сидел немытый и небритый, / Нечленораздельно бормотал. / В эту ночь топор из неолита / Я на хобот мамонта сменял», «Помнишь питекантропа-соседа, / Как тебя он от меня
сманил…».

https://youtu.be/8S5IZmGkcYc

Слайд 19

А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи, не

А ну, отдай мой каменный топор! И шкур моих набедренных не тронь!
вижу я тебя в упор —
Сиди, вон, и поддерживай огонь!
Выгадывать не смей на мелочах,
Не опошляй семейный наш уклад!
Не убрана пещера и очаг —
Разбаловалась ты в матриархат!

Придержи свое мнение:
Я — глава, и мужчина — я!
Соблюдай отношения
Первобытнообщинныя.

Пять бы жён мне — наверное,
Разобрался бы с вами я!
Но дела мои — скверные,
Потому — моногамия.
Не ссорь меня с общиной — это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт,
Не клевещи на нашу молодёжь,
Она надежда наша и оплот!

«Про любовь в каменном веке» 1969 г

(отрывок)

«Помнишь мезозойскую культуру? / У костра сидели мы с тобой. / Ты мою изодранную шкуру / Зашивала каменной иглой. / Я сидел немытый и небритый, / Нечленораздельно бормотал. / В эту ночь топор из неолита / Я на хобот мамонта сменял», «Помнишь питекантропа-соседа, / Как тебя он от меня
сманил…».

https://youtu.be/8S5IZmGkcYc

Слайд 20

3 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА

«Мой Гамлет»
«Песня конченого человека»
«Баллада о брошенном корабле»
«Песня микрофона»
«Чёрные бушлаты»
«Мы

3 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА «Мой Гамлет» «Песня конченого человека» «Баллада о брошенном корабле»
вращаем Землю»
«Маски»
и др.
гамлетовская тема
вопросы бытия
исповедальные интонации

«Я играл много ролей в нашем театре, – признавался Высоцкий, – но самая большая моя работа, и я думаю, что выше ролей нету – я сыграл Гамлета в <…> самой знаменитой пьесе мирового репертуара» (В.С. Высоцкий)

Меняется тон диалога с литературной классикой: вместо травестийных версий теперь пишутся стихи лирико-драматического, даже трагического содержания, выражающие напряжённые творческие раздумья автора о собственной поэтической судьбе.

Слайд 21

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, моё нормальное лицо
Все, вероятно,

Вокруг меня смыкается кольцо, Меня хватают, вовлекают в пляску. Так-так, моё нормальное
приняли за маску.

Надеюсь я — под масками зверей
Бывают человеческие лица.
Все в масках, в париках — все как один,
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить своё лицо о камни.
Я в тайну масок всё-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен,
Что маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощёчин.

«Маски» 1971 г

(отрывок)

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званую гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!...
М. Лермонтов « Как часто…» 1840 г.

https://youtu.be/W82tNl3jbGo

Слайд 22

4 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА
«Баллада о детстве»
«И снизу лёд и сверху…»
«Баллада об уходе в

4 ЭТАП ТВОРЧЕСТВА «Баллада о детстве» «И снизу лёд и сверху…» «Баллада
рай»
«Притча о Правде и Лжи»
«Натянутый канат»
и др.
герой – маргинал-философ
общенациональная проблематика
автобиографические мотивы

Гротеск
Иносказание
Стилизация

Слайд 23

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то: Неродящий пустырь и
ничто - беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап - тысяч пять - на коленях сидел.
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Седовласый старик слишком долго возился с засовом.
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить - и ушел.
И измученный люд не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, - нас встречают малиновым
звоном!

«Райские яблоки» (1978)

(отрывок)


Мне - чтоб были друзья, да жена - чтобы пала на гроб,
Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Петр Святой - он апостол, а я - остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженных яблок.
Но сады сторожат - и убит я без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гнилых и зяблых, -
Кони просят овсу, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Для тебя привезу: ты меня и из рая ждала!

https://youtu.be/5Sa7vWdjIV8

Слайд 24

При жизни В. Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания.

Зачастую

При жизни В. Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания.
песни Высоцкого, иногда без указания авторства, иногда с указанием фамилий других авторов печатались при выпуске пьес и нотных сборников (н/р, «Песня Геращенко», «Моя цыганская» , «Утренняя гимнастика», «Песня Сенежина» и т.д).

Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию В. Высоцкого.

Слайд 25

25 июля 1980 г. Владимира Высоцкого не стало.

Please keep this slide

25 июля 1980 г. Владимира Высоцкого не стало. Please keep this slide
for attribution

За полтора месяца до этого Владимир Высоцкий написал свои последние поэтические строки: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».